Интегрированное коррекционное занятие в 4 классе школы-интерната «Чайные посиделки»

Елена Мишина
Интегрированное коррекционное занятие в 4 классе школы-интерната «Чайные посиделки»

Интегрированное коррекционное занятие

«Чайные посиделки», 4 класс

Учитель – дефектолог: Мишина Е. К.

Учитель – логопед: Пономаренко А. А.

Цели:

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Развитие представлений о традициях чаепития.

2. Уточнение и расширение представлений о видах чая, особенностях произрастания.

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ:

1. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Чайная посуда".

2. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, мелкой моторики.

3. Развитие сенсорных эталонов.

4. Развитие неречевых психических функций.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности.

2. Формирование интереса к учебной деятельности.

3. Воспитание ответственного отношения к выполнению заданий.

4. Воспитывать у детей интерес к истории своего народа.

5. Учить их чтить и уважать традиции своего народа.

Оборудование: мультимедийная презентация «Чайные посиделки»;

чайный сервиз, самовар, чай для заваривания (зеленый, черный, травяной, каркаде, индивидуальные трубочки и стаканчики для дыхательной гимнастики, кисточки и картинки для рисования чаем, карточки-задания по количеству детей.

Ход занятия:

Дефектолог: Ребята, вы любите ходить в гости?

(Да)

– Сегодня утром мы получили письмо с приглашением в гости.

– Отгадайте, от кого к нам пришло такое необычное приглашение?

Наш сердечный друг-приятель

В чайном тресте председатель.

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.

Парень дюжий он и крепкий

Без вреда глотает щепки

Хоть и ростом не велик,

А пыхтит, как паровик.

Догадались? Приглашение прислал самовар. Сегодня у нас чайные посиделки, поэтому говорить мы будем только о чае.

Среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай.

Чай пьют во всех частях света.

Чайная церемония зародилась в Китае.

Существует предание: однажды (это было много веков назад) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

В России впервые чай появился в 17 веке. Монгольский хан вручил пакеты с чаем в качестве подарка русскому царю. Чай понравился, им стали пользоваться как лекарством, который ободряет организм.

Давайте посмотрим, какой же путь проходит чай от плантации до нашего стола.

- Чайный куст - это вечнозеленое растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают кусты.

- Но основная работа - cбop чайного листа, он длится семь месяцев. С чайных кустов срывают верхушки плодовых побегов с двумя-тремя листочками и складывают в специальные корзины.

- Собирают чай только женщины. Считается, что аромат женских рук не портит запах чая.

- Собранные зеленые листочки чая отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых машинах и сушат. Готовый чай в специальной таре перевозят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, коробки. И только после этого чай поступает в магазины, а потом уж к нам на стол.

Чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма различным инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстройства желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

Мелко нарезанный или давленый чеснок, смешанный с чайным настоем снимает зубную боль.

При воспалении глаза промывают охлажденным крепко заваренным чаем. Примочки из чая помогают при солнечных ожогах.

Сейчас трудно себе представить наш завтрак без чашки чая. Чай пьют даже герои сказок.

«Узнай, из какого произведения данный отрывок и кто автор этого произведения»

А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит,

Словно жар горит

И пыхтит,

И на бабу поглядывает.

(«Федорино горе» К. И. Чуковский)

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

(«Муха –цокотуха» К. И. Чуковский)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

(«Мойдодыр» К. И. Чуковский)

-Кто там?

- Это я, почтальон Печкин. Принес для вас посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету. А ты, говоришка помалкивай себе на шкафу!

А кот ему говорит:

- Ладно Вам сердиться. Идите лучше с нами чай пить. У меня пироги на столе.

(«Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский))

Логопед: Обязательным атрибутом русского чаепития является самовар.

Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения -занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе — «печка-матушка, да самовар-батюшка».

Упражнение «Чайник кипит»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка звонко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела».

– Перед каждым из вас чашка, опустите в нее соломинку и подуйте в нее, не раздувая щек, так, чтобы вода «закипела».

Была холодная вода, вскипятили – вот беда!

Ох! Горячий кипяточек, остудим слегка чаёчек!

(Дуем на чай)

Какая посуда нужна для чаепития? (Чашка, блюдце, сахарница, конфетница, заварочный чайник, чайная ложка, молочник)

- Как назовем ее одним словом? (Чайная посуда.)

Упражнение «Что изменилось?»

– Посмотрите внимательно на посуду и запомните ее.

Закройте глаза. Что изменилось?

– Правильно. Еще раз закрывайте глаза.

– Открывайте глаза. Что теперь изменилось?

Мы пьем чай с мятой, с лимоном, с молоком, с малиной.

- Чай с лимоном – лимоновый чай.

- Чай с мятой – мятный чай.

- Чай с цветами – цветочный чай. –

Чай с малиной – малиновый чай.

Во время чайного застолья гостей угощают чем-нибудь вкусненьким. Отгадайте, что подают к чаю?

В кусочке сдобного теста

Нашлось для начиночки место,

Внутри него не бывает пусто,

Есть мясо или капуста. (Пирог)

Бел как снег,

В чести у всех, в рот попал-

Там и пропал. (Сахар)

Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем

Разделю ребятам всем. (Бублик)

Цветом желт и ароматен

В чай кладут, и чай приятен.

Только очень кислый он,

А зовут его (лимон)

Слева бантик, справа бантик

У Красотки платье фантик.

Пренарядная Кокетка

Шоколадная (конфетка.)

А еще гостей непременно потчуют вареньем.

Варенье из клубники (какое варенье) – клубничное варенье.

Варенье из малины - …

Варенье из груш -.

Варенье из слив -.

Варенье из яблок -.

Варенье из абрикос -.

Физминутка «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку

Мы посуду перемыли

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы дружно помогали.

Дефектолог:

Ребята, вы уже знаете, что существует много видов чая. Вспомните их.

(дети называют виды чая).

Основными видами чая являются зеленый чай, черный, травяной (фиточай) и чай каркаде.

1. Посмотрите, перед вами находится разный сухой чай. (Ребята рассматривают образцы чая в пронумерованных лоточках, щупают руками.)

2. А теперь давайте посмотрим, какой цвет у каждого сорта заваренного чая. (ребята рассматривают налитый чай). Какой цвет имеет зеленый чай? Черный чай? Каркаде? Травяной? (зеленый, коричневый, красный, темно зеленый).

3. Попробуйте на вкус каждый сорт заваренного чая. (ребята пробуют каждый чай, определяя вкус).

Зеленый чай – горький, черный чай – терпкий, каркаде – кислый, травяной чай – пряный.

«Рисование чаем»

Ребята, а вы знаете, что чай можно использовать не только для питья. Как вы думаете, для чего еще? (ответы детей). А я вам предлагаю сегодня порисовать чаем. (раздаются листы с контурами чайника и чашки, ватные палочки). Раскрасьте, пожалуйста, картинки, используя разный чай в своих стаканчиках. Какие у вас могут быть цвета? (зеленый, красный, темно коричневый).

Показ рисунков гостям.

Логопед: Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!».

Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о русском чаепитии.

Задание «Собери пословицу»

Подберите началу пословицы из левого столбика соответствующее ей продолжение из правого столбика.

Пей чай –

уходить не велит.

Самовар кипит –

до ста лет проживёшь.

Чай пить –

забудешь тоску.

Выпей чайку,

удовольствие получай.

Чай крепче, если не дрова рубить.

Не красен обед пирогами,

он с добрым другом разделен.

Чай пьёшь -

красен едоками

Задание «Подбери родственные слова»

Слово чай имеет много родственных слов. Назовите их.

ЧАЙ: чайник, чайный, чайхана, чайничек, чаевничать, чаек, чаевые, чаепитие, чаинка.

Игра «Доскажи словечко»

Я хотел устроить бал.

Я гостей к себе …

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый…

Ножи, тарелки, вилки тут.

Но что-то гости …

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек не…

Наше занятие подходит к концу.

Понравилось вам на занятии? А что понравилось больше всего? Какие задания вызвали затруднения?

Молодцы, до новых встреч.

Публикации по теме:

Коррекционное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности «Мой питомец» Астафьева Елена Витальевна воспитатель первой квалификационной категории. Подготовительная группа компенсирующей направленности «Лапушки».

Индивидуально-коррекционное занятие. Автоматизация звука [р’] в связной речи Оборудование: ворота, шарик, решетка; картинки, в названии которых есть звуки: [p]-[p’]; проволока, домик, фишки, сундучок с буквами, карточки.

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие «Путешествие в страну знаний» Тема: индивидуальное- коррекционное развивающие занятие "Путешествие в страну знаний" Цель :закрепление умения выполнять задания и упражнения.

Индивидуальное коррекционное занятие со старшим дошкольником с ОНР III уровня «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Индивидуальное коррекционное занятие со старшим дошкольником с ОНР III уровня «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель. Закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] в речи. Задачи. 1. Коррекционно-образовательные.

Коррекционное занятие по самопознанию и развитию слухового восприятия «Ушки — наши помощники» Коррекционное занятие на ориентировку «на себя». «Ушки — наши помощники».Задачи:1. Уточнять знания детей о значении ушей. 2. Учить детей.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Коррекционное занятие «Ориентировка в пространстве и на плоскости»Коррекционное занятие «Ориентировка в пространстве и на плоскости» ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ - Здравствуйте ребята! Прежде чем начать наше занятие, посмотрите.

Коррекционное занятие во 2 классе школы-интерната по коррекции учебных навыков «Свойства прямоугольника» Занятие по теме: коррекция учебных навыков. Свойства прямоугольника Класс: 2 Цели Обеспечить усвоение понятия «прямоугольник»; сформировать.

«Мы — богатыри». Коррекционное физкультурное занятие Комплексное коррекционное занятие «Мы — богатыри» Цель: Коррекция двигательной активности путем использования речевой моторики и регуляции.

Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки»Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки» МДОУ №29 – детский сад «Брусничка» Открытое занятие по гражданско-патриотичскому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через.

Библиотека изображений:
  • Посуда
  • Посуда
  • Посуда
Автор публикации:
Интегрированное коррекционное занятие в 4 классе школы-интерната «Чайные посиделки»
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 14:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие-экспериментирование «Этапы развития растений: от семечки до взрослого растения»
Данное занятие-экспериментирования я проводила в рамках обмена опытом и взаимодействия дошкольного образования и школы в третьем классе средней...
Фотоотчет «Ах эти сказки, сказочки…»
Здравствуйте, здравствуйте, взрослые и детишки . Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Много там чудес, волшебства....
Наши друзья — снеговики, или Радость творчества
Как развить творческие способности? Ответов великое множество. Но ясно одно, для того, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, развить творческие...
Мобиль «Тучка с дождем»
Оформление группы в детском садике, как правило, ложится на плечи воспитателей. Элементы декора создают уют в групповом помещении, а работы, выполненные...
«Роль сказки в жизни ребенка»
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений. » В. А. Сухомлинский Все дети любят сказки. Сказка входит в...