МААМ-картинки

Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ОНР «Путешествие в осенний лес»

Елена Рузанова
Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ОНР «Путешествие в осенний лес»

Интегрированное логопедическое занятие

с элементами продуктивной деятельности

на тему «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

для детей подготовительной группы с ОНР

Цель: уточнить и пополнить у детей словарный запас по лексической теме «Лиственные и хвойные деревья», совершенствовать навык составления распространенных предложений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Публикация «Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ОНР „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах

- закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами;

- уточнить и закрепить произношение звука «ш»;

- развивать связную речь, закрепить умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать слуховое и фонематическое восприятие;

- упражнять в правильном дыхании;

- развивать координацию речи с движениями;

- развивать мелкую моторику, память, воображение, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе;

- учить правильному поведению в лесу.

Оборудование: мяч, игрушка ёжик, шапочка-маска ёжика, картины с видами осеннего леса, мобиль с разноцветными листьями для дыхательного упражнения, картинки деревьев, листьев и плодов, фонограмма звуков леса, корзинка с угощением, пластилин, хвойные иголки.

Предварительная работа: беседы, словарная работа по теме «Лиственные и хвойные деревья», чтение сказки А. Лопатиной «Как ель ежихе помогла» (модифицированная, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Лесные правила»

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети находятся в приемной, где расположен календарь природы.

Хором повторяют логопедическую речевку-настрой на занятие:

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо,

Правильно мы говорим,

Потому что не спешим.

Слушаем внимательно,

Всё делаем старательно.

2. Вводная часть. Повторение

Дети отвечают полным ответом на вопросы логопеда:

- Какое сейчас время года?

- Назовите, какой сейчас месяц осени.

- Какой месяц был до октября?

- Какой месяц будет после октября?

/Ответ детей дается условно. Дети отвечают полным ответом/

3. Основная часть. Знакомство с темой занятия, актуализация имеющихся знаний о деревьях.

Логопед загадывает загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В снега его одели.

Дети: - Это дерево.

Логопед: - Что за одежда у дерева?

Дети: Одежда дерева – листья.

Логопед: - Мы знаем много разных деревьев с листьями. Как называются такие деревья?

Дети: - Лиственные деревья.

Игра с мячом «Назови лиственное дерево»

Дети называют лиственные деревья: береза, липа, рябина, тополь, ива, яблоня и др.

Логопед: - Что происходит с листьями осенью?

Дети: - Листья вянут, засыхают, изменяют цвет, опадают.

Логопед: - Но есть деревья, которые и зимой и летом одним цветом. Какие это деревья?

Дети: - Хвойные.

Логопед: - Какого цвета они всегда?

Дети: - Хвойные деревья всегда зеленого цвета, поэтому их еще называют вечнозеленые деревья.

Логопед: - Что вместо листьев у хвойных деревьев?

Дети; - Хвоя или иголки.

Логопед: - Назовите, какие вы знаете хвойные деревья?

Дети: - Ель, сосна, пихта, кедр.

Логопед: - Какое хвойное дерево осенью сбрасывает иголочки так же, как лиственные деревья?

Дети: - Лиственница.

Логопед: - Где растут деревья?

Дети: - Во дворах, в парках, в лесу.

Логопед: - Давайте с вами отправимся в лес, ведь там всегда полно чудес, а особенно в такую дивную пору золотой осени. Только есть одно условие: чтобы отправиться в путешествие, вам надо включить своё воображение.

4. Начало путешествия.

Логопед: - Предлагаю лететь в лес на вертолёте.

Дети заводят воображаемые пропеллеры (вращательные движения руками перед грудью) и перемещаются из приёмной в групповую комнату на ковёр.

Логопед: - Посмотрите, мы пролетаем над лесом, где растут одни березы. Как называется такой лес?

Дети: - Березовая роща.

Логопед: - А сейчас под нами лес из одних дубов. Как такой лес называется?

Дети: - Это дубрава.

Логопед: - Сейчас мы пролетаем над лесом, в котором растут только сосны. Как он называется?

Дети: - Это сосновый бор.

Логопед: - А где растут одни ели?

Дети: - Называется ельник.

Логопед: - Приземляемся в лесу, где растут разные деревья. Как называется такой лес?

Дети: - Это смешанный лес.

5. Упражнение на слуховое восприятие.

Звучит фонограмма «Звуки леса»

Логопед: - Давайте прислушаемся, какие звуки можно услышать в лесу.

Дети: - Хруст ветки, стук дятла, шелест листьев.

Логопед обращает внимание детей, что не слышно щебетанья птиц, т. к. перелетные птицы улетели в теплые края.

6. Дыхательное упражнение

Логопед предлагает детям представить, как дышится в лесу, чем пахнет (свежестью, прелой травой, опавшей листвой).

Дети делают глубокий вдох носом и длительный выдох ртом.

Логопед: - Налетел ветерок, и с деревьев полетели листочки.

Дети дуют на мобиль с разноцветными листьями.

Логопед: - Как называется такое явление?

Дети: - Листопад.

7. Динамическое упражнение «Листопад»

Листопад, листопад.

Листья желтые кружат,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. Дети руками изображают движения листьев.

8. Фонетическое упражнение

Логопед: - Как листья шуршат под ногами?

Дети произносят звукоподражание: ш-ш-ш

9. Игра «С какого дерева лист и плод»

На спинках стульчиков прикреплены картинки деревьев. На ковре разложены картинки с изображениями листьев и плодов.

Инструкция.

Логопед: - Ветер налетел и сорвал с деревьев не только листья, но и плоды. Найдите и разложите на сидения стульчиков соответствующие деревьям картинки с листьями и плодами.

10. Встреча с ёжиком.

Логопед загадывает загадку:

Носит на спине иголки,

Подлиннее, чем у ёлки,

Чтобы нацеплять грибочки,

Корешки, плоды, листочки.

Дети: - Это ёжик.

Логопед: - Ёжик, мы рады тебя видеть. И хотим узнать, чем осеннею порой занимаешься ты и другие лесные жители.

11. Игра-перевоплощение

Логопед: - Давайте поиграем. Кто наденет шапочку ёжика, тот как-будто станет ёжиком и будет за него отвечать на вопросы.

Логопед одевает шапочку ёжика на разных детей и задает вопросы:

Как ты, ёжик, готовишься к зиме?

Куда относишь припасы?

Где устроишь себе норку?

Как готовится к зиме белочка?

Как меняется цвет её шубки?

Какие изменения осенью происходят с зайчиком?

Как готовится к зиме медведь?

Где медведь устраивает себе берлогу?

Логопед: - Ребята, мы знаем, зачем ёжик запасает грибы, яблоки, ягоды. А зачем ему листочки?

12. Логоритмическое упражнение «Золотой клубочек»

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти.

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаёшь?

Приглядись-ка! Это ёж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ёжик колкий,

Листья клёна нанизал

На свои иголки.

Их несёт к себе домой,

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под ёлкой сладко.

Пусть ему навеют сны

Снежные метели,

Пусть проспит он до весны

В тёплой колыбели. Дети качают поднятыми вверх руками. Встряхивают кисти рук.

Вращательные движения руками.

Поднять плечи - поза удивления.

Развести руки в стороны.

Пальчиковое упражнение «Шар».

Указательными пальцами касаться подушечек пальцев на руках.

Пальчиковое упр. «Человечки».

Круговые движения кистями горизонтально.

Сложенные руки под одну щечку и под другую.

Круговые движения кистями рук вертикально.

Сложенные под щечку руки.

Покачивать сложенные «полочкой» руки.

13. Беседа о правилах поведения в лесу.

Логопед: - Ребята, мне кажется, что ёжик чем-то встревожен…

Изображает, что слушает, что говорит ёжик.

Логопед: - Оказывается, ёжик боится, что вы не знаете, как вести себя в лесу. Давайте расскажем ему какие мы знаем лесные правила.

Дети говорят:

В лесу нужно соблюдать тишину, не шуметь.

Нельзя рвать цветы, ломать ветки.

Нельзя рубить деревья.

Нельзя разорять жилища птиц, зверей и насекомых.

Нельзя разводить в лесу костры.

Нельзя оставлять в лесу мусор.

Нельзя пугать, ловить и уносить домой лесных жителей.

Логопед: - Не тревожься, ёжик, ведь наши дети знают, кто в лесу хозяева, а кто всего лишь гости.

Дети: - Хозяева леса – это звери, птицы, насекомые и растения.

14. Скороговорка

Дети хором проговаривают: Лес – богатство и краса.

Береги свои леса!

Логопед: - О каком богатстве говорится в этой скороговорке? Что нам даёт лес?

Дети: - В лесу растут грибы, ягоды. Из деревьев делают мебель, дома, игрушки, посуду, сувениры, корзинки, бумагу.

15. Знакомство с многозначным словом «иголки».

Логопед: - Ребята, а ёжик с ёлкой похожи?

Дети: - И у ежа и у ели есть иголки.

Логопед: - А еще какие бывают иголки?

Дети: - Иголки, которыми шьют.

Логопед: - Иголки это многозначное слово. Слово одно, а значений несколько.

16. Продуктивная деятельность – лепка.

Логопед: - Давайте для ёжика приготовим подарки – вылепим из пластилина маленьких ежат. А иголочки нам подарила ёлочка, как в сказке «Как ель ежихе помогла». Эту сказку вы слушали вчера.

Дети выполняют пальчиковое упражнение:

Проговаривая скороговорку «У ежа и ёлки колкие иголки», соединяют пальцы правой и левой руки в замочек: выпрямить и опустить несколько раз.

Дети садятся за столы и лепят из пластилина ежат. Сажают ёжиков на полянку в лиственный лес или хвойный лес.

Ёж благодарит за подарок и дарит детям корзинку с печеньем в виде грибочков.

17. Заключительная часть. Итог.

Логопед: - До свидания, ёжик. Спасибо тебе за угощение и интересное общение. А нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в вертолёт, и полетели.

Дети выполняют вращательные движения руками перед грудью и перемещаются в приёмную.

Логопед: - Ребята, вам понравилось путешествие в осенний лес?

Вы многое узнали о деревьях, о лесе и лесных жителях, о правилах поведения в лесу. Я надеюсь, что вы всегда будете беречь природу и ценить её красоту.

Приложение.

Лесные правила

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают.

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

(Н. Рыжова)

Сказка «КАК ЕЛЬ ЕЖИХЕ ПОМОГЛА»

Жила-была в лесу Ежиха. Всем она помогала. Всё зашивала. Иголки она у себя брала, а нитки ей паучок приносил.

- Ежиха, сшей мне шапочку новую, у меня ушки замёрзли, - попросила белочка.

- Хорошо, белочка, сейчас сошью, - ответила ежиха и сшила белочке тёплую шапочку.

- Ежиха, сшей мне новую шубку, старая прохудилась, - попросил зайчик.

- Хорошо, зайчик, сейчас сошью, - ответила ежиха и сшила зайчику новую шубку.

Скакал по лесу оленёнок и сломал цветок. Заплакал цветок:

- Оленёнок скакал, мне ножку поломал, теперь я засохну.

- Не горюй, цветок, я сейчас тебе ножку зашью, - сказала ежиха и зашила ножку у цветка.

И ножка тут же зажила. Иголки и нитки у Ежихи волшебные были.

Однажды легла ежиха спать, но вдруг в дверь постучали: «Тук-тук».

- Кто там? – спросила ежиха

- Это я, медведица. Мой медвежонок зацепился шубкой за сучок. Шубку порвал и бок поранил. Лежит и плачет. Помоги, зашей медвежонку шубку.

- Хорошо, сейчас иду.

Вышла ежиха из норки, а медведица удивилась:

- Это что за зверь без иголок? Мне ежиха нужна, чтобы она моему сыну шубку зашила.

- Ты что, медведица, это я – Ежиха, удивлённо ответила Ежиха.

- Я думала, у ежей много иголок, а у тебя только одна иголка торчит.

- Ой, все мои иголки кончились, осталась одна – последняя, - испугалась ежиха.

- Одной иголки хватит, чтобы медвежонку шубу зашить, - сказала медведица.

Пришла Ежиха к медвежонку, выдернула последнюю иголку, вдела в неё паутинку и зашила шубку. Открыл глаза медвежонок и сказал:

- Мама, у меня бок больше не болит.

- Спасибо, ежиха, что спасла моего медвежонка, - сказала медведица.

Медвежонок посмотрел на ежиху и удивился:

- Мама, это не ежиха, а крыса.

-Медвежонок, это ежиха. Она тебе шубку зашила, скажи ей спасибо, - велела мама-медведица.

- Разве ежихи без иголок бывают? – не поверил медвежонок.

Грустная ежиха пошла домой, а навстречу ей зайчик:

- Привет, хомяк, - поздоровался зайчик.

- Я не хомяк, а ежиха. Я же тебе новую шубку сшила.

- Ежи без иголок не бывают, - не поверил зайчик.

Пошла ежиха дальше, а навстречу ей белочка скачет.

- Здравствуй, крыса. Ты куда бежишь? – спросила белочка.

- Я не крыса, а ежиха. Я же тебе шапку сшила.

- Ежи без иголок не бывают, - не поверила белочка.

Убежала ежиха, спряталась под раскидистые ветви ели и заплакала:

- Я все иголочки истратила и теперь стала похожа на голого зверя.

Тут ежиху коснулась веточка ели, под которой спряталась ежиха.

- Не плачь, Ежиха, я тебе помогу. У меня много иголочек растёт, и я с тобой поделюсь, - ласково сказала ель и встряхнула своими ветвями.

Тут же посыпались иголки с ели и облепили ежихе всю спинку. Обрадовалась ежиха.

- Спасибо, ель. Какие у меня красивые новые иголки!

- Пожалуйста, ежиха. Если тебе иголки нужны будут, приходи ко мне. У меня каждый год новые иголки вырастают, - улыбнулась ель.

И снова ежиха стала всем помогать, паучки ей нитки дарили, а ель - иголочки.

Вопросы к сказке.

Кому ежиха сшила шапочку?

Кому ежиха сшила шубку?

Кому ежиха зашила ножку?

Почему медвежонок не узнал ежиху?

Как ель помогла ежихе?

(Модифицированная сказка А. Лопатиной и М. Скребцовой)

Публикации по теме:

Осенний праздник «Осеннее путешествие в лес» для детей средней группы Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Вяткинский детский сад» «Осеннее путешествие в лес». Осенний праздник для.

Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие к далёким планетам» Описание материала. Предлагаю вам конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию для детей старшего дошкольного.

Интегрированное занятие для детей второй младшей группы «Путешествие с ласточкой в весенний лес» Программное содержание: Обобщать знания детей по теме "Весна"; Уточнить знания детей о временах года, изменениях в природе, которые происходят.

Интегрированное занятие в старшей группе «Прогулка в осенний лес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Соловушка» Интегрированное занятие.

Конспект интегрированной НОД «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Конспект интегрированной образовательной ситуации «Путешествие в осенний лес» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Е. Г. Федорчук.

Логопедическое занятие для детей с ОНР «Путешествие в космос»Логопедическое занятие для детей с ОНР «Путешествие в космос» Тема занятия «Путешествие в космос» Коррекционно-образовательные задачи : - Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Космос».

Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей средней группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес. Знакомство со звуком [А] и буквой А» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 25 «МАЛЫШ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЩМР МО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ.

Осеннее интегрированное развлечение для детей подготовительной группы «Осенний пейзаж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Лесная полянка» пос. Уральский Осеннее интегрированное развлечение для.

Осенний утренник для детей ясельной группы «Осенний лес» Дети с ведущим под музыку входят в зал и рассаживаются на стульчики. Ведущий: Мы пришли в осенний лес. Ребята, посмотрите, как красиво в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной группы с ОНР «Путешествие в осенний лес»
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 19:05
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД