Валентина Лобанова
Интегрированное занятие «Что такое вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
• «Физическое развитие»
Цель: Закрепить знания детей о воде, её значении в жизни живых организмов.
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Закрепить представления детей о воде, её значении в жизни людей, животных, растений и рыб.
2. Закрепить представения детей о природных явлениях: испарении, замерзании воды, дожде.
Публикация «Интегрированное занятие „Что такое вода“» размещена в разделах
3. Уточнить свойства воды в процессе опытов: жидкая, не имеет формы, принимает форму посуды, в которую наливают, без запаха, вкуса, прозрачная; в ней тонут металлические предметы, не тонут бумажные, пластмассовые, деревянные изделия.
4. Уточнить и закрепить названия и знания об обитателях воды, рыбах.
5. Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве.
Речевое развитие:
1. Способствовать активизации словаря.
2. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы развернутой фразой с элементами рассуждения, развивать навык описательного рассказа.
3. Развивать диалогическую речь.
4. Развивать фонематические представления (определять звук на фоне слова).
Художественно-эстетическое развитие:
1. Воспитывать интерес к научной литературе, формировать желание получать необходимые знания из книг.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения, осуществлять элементарные правила самоконтроля.
Физическое развитие:
1. Развивать мелкую моторику.
2. Совершенствовать координацию движений, соотносить с речевым высказыванием.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Учить зрительно оценивать пространственные отношения между предметами, оценивать положение одного относительно других, с помощью предлогов «от», «на», «к», «за».
2. Учить целостно воспринимать картину и выделять основные объекты и их признаки.
3. Развивать прослеживающую функцию глаз, мелкую моторику.
4. Развивать зрительное внимание, память, мышление.
5. Упражнять детей в узнавании объектов в различных модальнастях (в контурном, «зашумленном» изображении).
6. Развивать навыки ориентировки на плоскости в различных направлениях, умение словесно обозначать местоположение предмета.
7. Развивать функции анализа и синтеза, слуховое внимание.
Оборудование:
Демонстрационный:
• иллюстрации с изображением рыб, водных обитателей;
• глобус;
• таз;
• банка;
• прозрачная бутылка с водой;
• чашка;
• снег (или замерзший лёд);
• картинка «Путешествие Капельки»;
• указка;
• рыба-игрушка;
• раковина;
• ракушки.
Раздаточный:
• бумажные, деревянные, пластмассовые, металлические предметы;
• разрезные картинки (6 частей) с изображением рыб;
• нарисованные на бумаге аквариумы (без водорослей, камней и т. п.)
• предметные картинки, клей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дефектолог: - Дети, послушайте мою загадку, если Вы её отгадаете, узнаете о чём и о ком будет наше занятие :
«Если долго гуляли или просто рисовали,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать.
Без чего мы скажем прямо:
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды — жить нельзя нам без …. (воды).
2. Введение в тему.
Дефектолог: - Правильно, сегодня мы будем говорить о воде, и я хочу показать Вам этот предмет (глобус).
- Что это? А что такое глобус?
- Да, глобус — это модель Земли в уменьшенном размере.
- Почему же на глобусе так много голубого цвета? Что это?
- А зачем нам так много воды?
Ответы детей: купаться, мыться, готовить еду и т. д.
- А кому нужна еще вода, кроме людей?
Ответы детей: животным (пьют воду, рыбы в ней живут, растениям.
- Дети, в группе мы поливаем растения. А кто поливает растения в поле, в лесу?
Ответы детей: дождь.
- На небе нет ни больших леек,ни бочек с водой, как же вода туда попадает, чтобы потом поливать землю?
Дети вспоминают об испарении воды из рек, озер, круговороте воды «Путешествие капельки» (показывают картину).
Игра в кругу «Путешествие капельки»
Дефектолог рассказывает, а дети изображают.
- Жили капельки в озере, веселились, играли, но пригрело солнышко и капельки потянулись к нему (тянутся, стали лёгкими, превратились в пар и полетели (машут руками) на небо, сели на облачко, но подул ветер (дуют) и облака сбились в кучу, стали мрачной тучей (подходят к друг другу обнявшись) и пошел дождь (изображают пальчиками) дождь и капельки упали в озеро.
Так и путешествуют капельки по кругу из воды в небо, а с неба опять в воду падают дождем (дефектолог обращает внимание детей на картину «Путешествие капельки», проводя рукой по кругу).
- В игре мы вспомнили, что вода если нагревается, превращается в пар, а сейчас давайте проверим, какая ещё бывает вода.
3. Основная часть занятия (эксперементирование).
Дети подходят к столу, на котором стоит таз с водой, чашка, бутылка с водой. Дефектолог набирает воду чашкой и льёт в таз.
- Что можно сказать про воду? Она жидкая или твёрдая? (вода жидкая, течет)
- Бывает ли вода твердая? Когда?
Дети вспоминают, что вода может быть твёрдой — льдом, снегом (дефектолог показывает и даёт детям в руки ледышки, снег)
- Мы знаем, что вода может быть жидкой, когда течет, твердой — когда замерзает (лёд, мягким снегом и может стать паром, когда сильно нагреется.
-Есть ли ут воды есть форма? Какая: треугольная, квадратная? (демонстрирует бутылку с водой, наливает в чашку)
- У воды нет формы, она принимает ту, в которую её наливают.
- Давайте понюхаем воду. Она пахнет? Нет, у воды нет запаха.
- Вспомните, когда пили воду, есть у неё вкус? Какая вода : кислая, сладкая, горькая? У воды нет вкуса.
- А теперь дети опустите в воду металлические предметы. Вы их видите? Почему? Вода прозрачная.
- А какой еще бывает вода? (грязная, мутная).
- Что произошло с металлическими пробками? Почему? (металл тонет в воде)
- Давайте опустим в воду бумажные кораблики. Они утонули? Почему? (бумага легкая, не тонет)
- А сейчас бросим в воду пластмассовые фигурки. Что видите? (не тонут) Почему? (изделия из пластмассы легкие, не тонут)
- Положим на воду деревянные предметы. Что с ними происходит? Почему? (дерево не тонет в воде)
Вывод: Мы проверили и теперь знаем, что железо в воде тонет, (почему) - тяжелое, а бумага, пластмассовые предметы не тонут (почему) - потому что легкие.
Зрительная гимнастика «Проследи за рыбкой»
Выполнение прослеживающих движений глазами по указанию педагога.
4. Индивидуальная работа.
Дети садятся за столы. Дефектолог загадывает загадки:
• «У родителей и деток вся одежда из монеток.» (рыбы)
• «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.» (сом)
• «Опасней всех в река она! Хитра, прожорлива, сильна! Притом такая — злюка! Конечно это … (щука)
•
- Каких рыб вы еще знаете?
- Что почти у всех рыб одинаковое? (плавники, хвост, глаза, чешуя, овальная форма тела) Чем дышат рыбы? (жабрами) А как воздух попадает к рыбам? Как зовут их детенышей (мальки) Кто еще живет в воде, кроме рыб? (дельфины, раки, медузы, водоросл и т. д.) А чем питаются обитатели воды?
Упражнение «Собери картинку из частей»
- Вы хорошо знаете обитателй воды и я предлагаю сложить картинки с их изображением, разрезанные на несколько частей. В процессе деятельности, дефектолог уточняет у детей, кто у них изображен на картинке.
Игра «Путешествие в подводный мир»
- А теперь я предлагаю вам опуститься в батискафе на морское дно. (Дети садятся в круг) Задраиваем люк, подходим к иллюминаторам (берут в руки маленькие обручи, набираем воздух, я считаю до пяти, а вы медленно делайте выдох.
- И вот мы на морском дне. Давайте понаблюдаем за морским дном и расскажем, что находится ближе к нам,а что находится чуть дальше, что находится вдали.
Физкультурная минутка «Рыбки»
Дети выполняют движения соответственно тексту
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Упражнение «Вспомни обитателй, в названии которых есть звук «К»»
- Дети, а у кого из обитателей моря есть в названии звук «К» (кит, окунь, акула, карп, скат, кальмар, килька, треска, конёк и т. п.). Соотносят картинку с силуэтом.
6. Итог занятия : Аппликация «Аквариум»
- Ребята, вы сегодня очень многое рассказали мне про воду и её свойства, обитателей, которые не могут жить без воды. Я предлагаю вам у нас в группе установить аквариум с рыбками, но для начала нам нужно сделать макет будущего аквариума, чтобы мы могли все вместе выбрать тот, который понравится всем больше всех, и точно такой же сделать с мастером.
Дефектолог раздает листы, на которых нарисован контур аквариума и мелкие картинки (рыбки, водоросли, камушки, ракуши и т. п., которыми детям нужно «оживить» свой аквариум.
Дети самостоятельно выполняют аппликацию, дефектолог по ходу уточняет расположение предметов на картине.