Акматова Айнура Асанкуловна
Интегрированный конспект НОД по краеведению «Путешествие по городу Новосибирск» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать расширять знания детей об истории города Новосибирска;
- обобщить представления о назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов ;
-расширять представление об истории появления герба Новосибирской области.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, расширять кругозор;
- развивать творческие способности детей.
Публикация «Интегрированный конспект НОД по краеведению „Путешествие по городу Новосибирск“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Новосибирская область, Новосибирск
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
. Воспитательные:
-воспитывать чувство любви к своей Родине;
- воспитывать любовь к родному городу и интерес детей к истории родного края.
Методические приемы:
Художественное слово, метод демонстрации, использование ТСО, ситуационные задачи, беседа, исследовательские действия, использование наглядности, обращение к жизненному опыту детей.
Предварительная работа с родителями:
Консультация для родителей «Моя малая Родина», оформленная в патриотическом центре для родителей.
Предварительная работа с детьми:
Рассматривание патриотического центра в группе - флага и герба Новосибирска и герба Калининского района Новосибирска. Просмотр видеозаписи с достопримечательностями Новосибирска и Калининского района Новосибирска. Загадки о животных, дидактические игры «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное», беседы, рассматривание иллюстраций, чтение книг Н. И. Сладков «Сушеные камни», И. Соколов-Микитов «В берлоге», М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить».
Материал: Мультимедийное оборудование; слайды о Новосибирске; крупные пазлы с изображением достопримечательностей города. Альбомные листы, цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей: ОО «Физическое развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно- эстетическое развитие»
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, художественная.
Ход мероприятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель:
-Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг друга:
«Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй,небо голубое
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!»
Дети рассаживаются на места, и воспитатель начинает демонстрировать детям слайды, отражающие современный культурный уровень родного города: парк культуры и отдыха; цирк; детский кукольный театр и Драматический театр; стадион; центральная библиотека; зоопарк и т. д.)
После просмотра краткая беседа: Что вам больше всего понравилось? Что было уже знакомо? Что вы увидели впервые? Где мечтаете побывать?
Воспитатель: Ребята как вы думаете, как называют жителей города, в котором они живут? Мы с вами живём в городе Новосибирске, значит мы – новосибирцы. Наш город большой и красивый. Что мы с вами можем сделать для нашего города? (ответы детей). Вдруг раздается стук в дверь.
(Педагог обращает внимание детей на стук в дверь, появляется Незнайка).
Воспитатель: Незнайка, откуда ты? Как ты попал к нам в детский сад?
Незнайка: Я из Цветочного города, где очень красиво. В нашем городе улицы называются именами цветов. Каждый уголок нашего города мне знаком и очень дорог. А вот у вас в поселке я первый раз и ничего о нем не знаю. Мне подсказали, что ребята из детского сада мне могут помочь.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать, как помочь Незнайке?
Дети: Можно рассказать о нашем городе, можно сходить с Незнайкой на экскурсию по нашему Новосибирску, можно показать фотографии.
Воспитатель: Я согласна со всеми вашими предложениями. Я думаю, что экскурсия подойдёт нам лучше всего.
Незнайка: А как называется здание, в котором я сейчас нахожусь?
Воспитатель: Ребята, помогите Незнайке, расскажите о нашем садике.
Дети: Это здание называется детский сад «Лучики», а улица, на которой находится наш детский сад, называется Кропоткина.
Незнайка: А кто работает в детском саду?
Дети: В детском саду работает заведующий, завхоз, медсестры и врач, повара, воспитатели, помощники воспитателей, прачка, музыкальные руководители, электрик, сантехник, охранники.
Незнайка: А ваша группа имеет название?
Дети: Да, наша группа называется «Рябинка».
Незнайка: Спасибо, ребята, я много узнал про ваш детский сад. А какие ещё здания есть в вашем городе?
Воспитатель: Я приглашаю вас на экскурсию - дети подходят к фотографиям. Что за здание мы видим на фотографии?
Дети: Это Новосибирская областная детская библиотека имени А. М. Горького
Воспитатель: А чем библиотека отличается от книжного магазина?
Дети: В магазине книги покупают, а в библиотеке берут домой для чтения, а потом приносят обратно. Здесь есть читальный зал, в котором можно переписать нужную информацию.
Незнайка: Спасибо, ребята за информацию, это очень хорошее здание, я сюда обязательно приду почитать книги. (Незнайка обращает внимание на несколько фото, которые находятся вместе) А что изображено на этих фотографиях?
Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке об этих зданиях.
Дети: Это здание называется музыкальная школа, в ней дети учатся петь и играть на музыкальных инструментах. А это школа спортивная, здесь дети занимаются спортом. А эта школа художественная, в которой дети учатся рисовать и лепить. А это школы общеобразовательные, в них дети учатся читать, писать, считать, узнавать много нового.
Незнайка: Ой, как интересно, я хочу посетить все школы и обязательно узнаю что-то новое и чему-нибудь научусь. (Обращает внимание на фото с музеем) А как называется это здание?
Воспитатель: Ребята, вам знакомо это здание?
Дети: Это музей.
Воспитатель: Этот музей один из самых старых сохранившихся зданий и называется он - Государственный краеведческий музей. Его здание было построено в 1911 году. А перед музеем есть игровая площадка, на которой мы сейчас поиграем.
Физкультминутка: Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Площадь – раз, (загибают пальчики по - одному, начиная с большого)
Театр - два,
Три – фонтан-удалец,
Четыре – Ледовый наш дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять - игрушек магазин,
Много ярких там витрин.
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)
Он, красив, хотя и молод! (хлопки)
Воспитатель: В музее проходят различные выставки, в каждом зале свой материал: есть зал, в котором рассказывают об оружии, использованном во время войны, об одежде казаков, есть зал с кухонной утварью, со старинной мебелью, с животными и птицами нашей области. В некоторых залах мы с вами уже были, а многие ещё предстоит посетить. А еще достопримечательностью Новосибирска является и собор Александра Невского, первое каменное здание города, построенное в 1899 году. Сейчас он отреставрирован и поражает красотой своей архитектуры. В Новосибирске много памятников. Одним из самых красивых является памятник Александру 3. Уникальным оказывается Памятник первому мосту через Обь. Такого памятника нет больше нигде в России. У нас есть зоопарк, в котором содержатся свыше 10 тысяч видов животных и имеется дельфинарий. Ботанический сад является крупнейшим в азиатской части России, он занимает площадь свыше 1 тыс. гектаров. Кроме этого, в Новосибирске есть дендрарий и музей Солнца. Здание театра оперы и балета, где гастролируют труппы со всего мира. На сцене этого театра в первые годы даже проводились первомайские демонстрации и въезжали танки. Новосибирск крупный промышленный центр, но главным богатством города является его наука. В черте города находится знаменитый Академгородок, где проводят научные конференции учёные со всего мира. В нашем городе находятся свыше 20 памятников и мемориалов, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне. Среди них самым известным является Мемориал воинам, умершим от ран в госпиталях. Он расположен в Заельцовском районе.
В 2010 году в Калининском районе своё место на постаменте заняла легендарная «Катюша», став одним из символов города.
Есть у нас мемориалы «Они сражались за Родину», «Слава труженикам тыла» и многие другие. У обелиска Памяти в Советском районе горит Вечный огонь.
Новосибирск является прекрасным, современным городом. Он поражает контрастом между красивыми многоэтажными зданиями, огромными торговыми центрами и районами старой застройки, где до сих пор сохранились одноэтажные частные дома. Здесь есть, где отдохнуть и хорошо провести время.
Незнайка: Какие же животные живут в нашем Сибирском крае?
Дети: В нашем крае живёт заяц, белка, лиса, волк, хомяк, ёж, кабан, барсук, косуля, ондатра, бобр, соболь, выдра, лось, медведь, бурундук, суслик, сурок.
Воспитатель: Молодцы, много животных вспомнили. А теперь поиграем в игру.
Игра «Найди лишнее животное» (Дети убирают картинку с животным, которого нет в Новосибирской области).
Воспитатель: Назовите деревья, которые растут в Новосибирской области.
Дети: В Новосибирской области растёт берёза, дуб, ель, ива, клён, сосна, липа, лиственница, осина, пихта, тополь.
Воспитатель: А теперь угадайте, от какого дерева лист я вам буду показывать.
Игра «От какого дерева лист».
Незнайка: Спасибо, ребята, я узнал животных вашего края и растения, которые растут в вашей области. А как называется это большое здание и кто в нём работает?
Воспитатель: Что это за здание, ребята?
Дети: Это здание администрации. Здесь работают руководители нашего района.
Воспитатель: Над этим зданием развивается флаг нашей страны. Как называется наша страна, наша Родина?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Какие пословицы о Родине вы знаете?
Дети: Человек без Родины – что соловей без песни. Нет в мире краше Родины нашей. Родной куст и зайцу дорог. Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Воспитатель: Послушайте стихотворение о Родине.
Ребёнок: «Любовь к Родине»
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
Воспитатель: Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. У России тоже есть государственные символы. Какого цвета российский флаг?
Дети: На флаге три полосы: белая, синяя и красная.
Воспитатель: Что в природе имеет белый цвет?
Дети: Ромашки, белые берёзы.
Воспитатель: А что имеет синий цвет?
Дети: Синее небо, синее море, реки.
Воспитатель: Правильно, а что в природе бывает красного цвета?
Дети: Солнце, закат, огонь.
Воспитатель: Что означают эти цвета?
Дети: Белый цвет означает чистоту, мир. Синий- верность и правду, а красный -отвагу, любовь.
Воспитатель: Где можно увидеть российский флаг?
Дети: На выступлениях спортсменов, на автомобилях, на самолётах, на встрече президентов.
Воспитатель: Послушайте стих про флаг.
Ребёнок:
В день безоблачный и ясный
Над тобой и надо мной
Реет бело-сине-красный
Флаг страны моей родной.
Белый – Снежное раздолье,
В мирном небе облака,
Ширь ромашкового поля,
В доме – кружка молока.
Воспитатель: Что такое гимн?
Дети: Гимн – это главная песня страны.
Воспитатель: Как нужно слушать гимн?
Дети: Его нужно слушать стоя. Гимн звучит, когда награждают спортсменов, во время парада на 9 мая.
Воспитатель: Как называется последний символ?
Дети: Это герб.
Воспитатель: Кто изображен на гербе?
Дети: На гербе изображён орёл. Одна голова смотрит на восток, а другая на запад. На голове три короны – символ единства нашей страны. В лапах он держит скипетр и державу.
Воспитатель: Скипетр – это символ власти, держава – украшенный шар, знак законности и права. Герб можно увидеть на важных документах, например, на паспорте, на монетах, на печатях.
Воспитатель: А что изображено в центре герба?
Дети: Всадник с копьём, который убивает дракона. Это говорит о постоянной борьбе добра над злом.
Воспитатель: Как зовут всадника?
Дети: Георгий Победоносец.
Воспитатель: Герб и флаг есть и у нашего города.
Герб Новосибирска
Щит герба дополняет стилизованное изображение моста через Обь. Щит увенчан золотой короной, с пятью трехконечными зубцами. Щитодержатели — черные соболя. В подножии щита — волнисто пересеченная лента, цвета которой соответствуют флагу города. Посередине на подножии — червленый лук поверх двух черных опрокинутых стрел.
Черно-серебристый тонкий пояс на щите герба символизирует транссибирскую железнодорожную магистраль. Количество зубцов на короне определят статус населенного пункта, подчеркивая, что Новосибирск — областной центр.
Соболя, лук и стрелы заимствованы с исторического герба Сибири и изображены в соответствии с геральдическими канонами: выдержаны цвета, пропорции, расположение элементов.
Флаг Новосибирска
Флаг разделен по диагонали на зеленую и белую части голубой волнистой линией. Зеленое поле означают здоровье, природные богатства Сибири, белое поле — чистоту и снег Сибири. Голубая перевязь с белыми волнами — реку Обь, на которой стоит город.
Воспитатель: Герб может быть у каждой семьи. Сейчас ребята расскажут, какой герб своей семьи они составили с родителями (рассказ детей о гербах своей семьи).
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, мы с вами путешествовали по нашему родному городу Новосибирску, полюбовались улицами и достопримечательностями. Мы любим свой город и когда вы вырастите, то станете строителями, учёными, врачами, учителями и будете трудиться на благо нашего города. А теперь, давайте на память о нашем путешествии по городу нарисуем рисунки о своей родине и подарим Незнайке.
Художественное творчество - дети рисуют карандашами рисунки и дарят их Незнайке.
Подводится итог.
Незнайка : Спасибо ребята за увлекательное путешествие, мне очень понравилось. А вам самим то понравилось?
Напомните мне, как называется наш город?
А почему его называют «Малой Родиной» и еще «Столицей Сибири»?
А в каком районе/микрорайоне Новосибирска ваш детский сад?
Незнайка благодарит детей, дарит сладости, и прощается.
Спасибо за внимание!