Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 3 класса «Жители лесного царства, зеленого государства»

Нэлли Журавель
Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 3 класса «Жители лесного царства, зеленого государства»

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся третьих классов «Жители лесного царства, зеленого государства»

Интеллектуально-познавательная игра «Жители лесного царства, зеленого государства» предназначена для учащихся третьих классов. Игра развивает интеллект, коммуникативные навыки, эрудицию, расширяет кругозор. Данный материал будет полезен педагогам-организаторам, учителям начальных классов и классным руководителям среднего звена.

Цель: создание условий для развития у учащихся познавательной активности, интеллекта, расширения кругозора.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания детей об окружающем мире;

повысить общую осведомлённость и образованность детей;

Развивать у младших школьников индивидуальные познавательные интересы.

2. Способствовать формированию у детей умений и навыков общения, сотрудничества.

3. Создавать психологически комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их фантазии.

Реквизит: карточки, карандаши, еловые или кедровые шишки, карточки со словами загадок, следы животных, птиц, карточки с изображением животных, птиц, насекомых, ножницы, нитки, иголки, пластилин.

Ход мероприятия

Ведущий: Дорогие ребята! Наша программа посвящена животному миру.

Можно сказать, что все места на земном шаре обитаемы. Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах — обитают живые существа. Это звери, птицы, змеи, ящерицы, рыбы, насекомые и многие другие. Некоторые из них даже умеют разговаривать.

Конкурс «Чей голос?»

Задание. Прослушав фонограмму, попробуйте определить, каким животным принадлежат эти звуки. Ответы запишите на карточках. Сегодняшние задания будут оцениваться шишками. Та команда, у которой больше правильных ответов, получит шишку.

1. Журавли.

2. Утки.

3. Белка.

4. Тетерев.

5. Пчелы.

6. Лягушки.

7. Соловей.

(Команды работают. Проверка задания.)

Ведущий: Наблюдая за животными, человек придумал множество загадок. Некоторые из них мы предлагаем командам. Но для начала их надо составить.

Конкурс «Составь загадку»

Задание. Составить загадку из слов, записанных на карточках, и загадать ее команде-сопернице.

Загадки:

1. Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)

2. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)

3. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

4. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

Конкурс загадок для болельщиков

Скачет зверушка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка (Лягушка)

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей)

Лежит веревка,

Шипит плутовка,

Брать ее опасно —

Укусит, это ясно. (Змея)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

У меня ходули —

Не страшно болото,

Лягушат найду ли —

Вот моя забота. (Цапля)

Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

С ветки — на тропинку,

С травки — на былинку,

Прыгает пружинка —

Зелёная спинка. (Кузнечик)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном. (Дятел)

Нос долог, голос тонок,

Летит — кричит, сядет — молчит.

Цари его боятся, короли страшатся,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

(Проверка задания «Составь загадку».)

Ведущий: В природе существует строгий порядок. Все в ней крепко-накрепко связано: и растения, и насекомые, и рыбы, и птицы, и звери.

А может быть, эти законы несправедливы? Что, если зайцам научиться лазать по деревьям, а утятам — квакать. Помните, как у Корнея Чуковского в его знаменитой «Путанице». Представьте, что нечто похожее произошло и у нас, только перепутались литературные произведения.

Конкурс «Путаница»

Задание: назовите произведения, которые перепутались.

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик

И в руке его горит

Маленький фонарик.

Он рычит и кричит,

И усами шевелит

«Погодите, не спешите

Я вас мигом проглочу,

Проглочу, проглочу, не помилую».

Звери задрожали,

В обморок упали.

А от бешеной мочалки.

Я помчался как от палки.

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Испугалася коза,

Растопырила глаза

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

Кто автор этих произведений?

Произведения:

1. «Муха-Цокотуха».

2. «Тараканище».

3. «Мойдодыр».

4. «Федорино горе».

(Правильный ответ: К. Чуковский.)

Ведущий: Многие животные стали популярными героями русских народных сказок. Угадайте, о ком идет речь?

(Каждой команде по 2 вопроса.)

Конкурс «О ком идет речь?»

1. Любимая героиня народных сказок, воплощение хитрости и лукавства. И в сказках, как известно, есть доля истины. Кто это? (Лиса)

2. Этот персонаж не менее популярен в сказках нашего детства, чем рыжая хитроумная лиса. Там он дурачок-простачок и вечный неудачник. В сказках, но не в действительности. (Волк)

3. Один из героев народных сказок, которому нет равных по силе. (Медведь)

4. Этот герой сказок отличается своей изворотливостью, умением запутывать свои следы. (Заяц)

5. Этот герой в разных народных сказках ведет себя по-разному. Несмотря на свой маленький рост, зверек этот очень юркий и быстрый. В одних сказках он любит делать пакости, в других — помогать. (Мышь)

6. Герой народных сказок, который любит переносить все, что ему понравится, на своей спине. (Еж)

Ведущий: В любое время года можно наблюдать за животными. Но для начало нужно научиться определять их следы.

Конкурс «Определи, чьи следы?»

(Участникам предлагаются картинки с изображением следов животных.)

Задание. Определить, чьи это следы.

Ведущий: Нередко следы животных приводят к их жилищу. Говорят, что разные птицы и звери селятся каждый на своем этаже. В высоком старом лесу пять этажей:

Пятый — это верхушки самых высоких деревьев.

Четвертый — крона деревьев пониже.

Третий — кусты и совсем молоденькие деревца.

Второй и первый — трава, цветы, мхи, что-то вроде подвала. Там прячутся подземные обитатели леса.

На каждом из пяти этажей расположены «квартиры», и в каждой— свои жильцы.

Конкурс «Определи, чья квартира»

Задание. Поместить каждого «жильца» в свою «квартиру», используя оформление сцены.

(Участникам выдаются карточки с изображением следующих животных, птиц и насекомых:

— медведь,

— муравей,

— аист,

— бобер,

— белка,

— мышь,

— скворец,

которых расселяют по своим «квартирам», используя оформление сцены.)

(Правильные ответы:

Медведь — берлога.

Муравей — муравейник.

Аист — гнездо.

Бобер — хатка.

Белка — дупло.

Мышь — нора.

Скворец — скворечник.)

Ведущий: Некоторых животных на Земле осталось очень мало, они занесены в «Красную книгу» и взяты под охрану.

(Обращаясь в зал и к командам.)

Почему эта книга называется «Красной»?

(Потому, что она, подобна красному сигналу светофора и должна будить у людей тревогу о судьбе природы)

Какого цвета страницы в этой книге и что они означают?

(Красная страница означает, что виду угрожает гибель, поэтому нужно немедленно принимать меры для его спасения.

Белая страница сообщает, что хотя вид еще не исчезает, его становиться все меньше и меньше.

Зеленая страница — эта страница надежды. Сюда с красных и белых страниц «переводят» те виды, которым благодаря заботам людей больше не угрожает исчезновение.)

Ведущий: Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно делать, а чего нельзя.

Конкурс капитанов

Ведущий: К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов, огородов.

Задание. Разобрать жалобы, прослушав письмо. Вам необходимо назвать имя жалобщика и ответить, обоснована жалоба или нет. Побеждает тот капитан, ответы которого окажутся наиболее вескими.

Жалоба № 1. Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?

Ответ. Это сова. С 1964 г. в России совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевых мышей, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.

Жалоба № 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такими уродились! Обижают нас часто.

Ответ. Летучая мышь.

Жалоба № 3. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая.

Ответ. Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу — они исчезнут.

(Подведение итогов выполненного задания.)

Ведущий: Многим животным очень трудно приходится в зимний период. И человек должен им помогать.

Как можно помочь птицам зимой, когда им трудно достать корм? (Покормить их.)

Для этого необходимо смастерить кормушки, что вам и предстоит сейчас сделать.

Конкурс «Смастери кормушку»

Задание. Используя ножницы, нитки и иглу, смастерите из коробки птичью кормушку. Чья команда выполнит это задание оригинальнее?

Игра для болельщиков «Птицы»

Задание. Послушайте внимательно стихотворение про птиц. Если я назову не птицу, хлопните в ладоши. Договорились?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Муха и стрижи.

Что такое? Мухи, говорите? Насекомое? Правильно!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны!

(Хлопок в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, стрижи.

Страус не летает, 1:0 в мою пользу.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Болтики, кукушки.

Что болтики не нравятся? Уберем!

Гаечки, кукушки.

А теперь что сигналите? Нет уж, вот гаечки — это как раз птички. Еще вам штрафное очко.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Гаечки, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы — сплюшки.

А что сигналите?

Не плюшки, а совы-сплюшки.

Лебеди и утки —

Вот спасибо шутке!

(Проверка задания «Смастери кормушку».)

Ведущий: Кормушки готовы. Какой корм бы вы в них положили?

Конкурс «Корм для птиц»

Задание. Выберите из перечисленных видов корма те, которые едят птицы. Корма:

I. Горчица.

2. Семечки. +

3. Крупа. +

4. Масло сливочное.

5. Шоколад.

6. Печенье. +

7. Кетчуп.

8. Уксус.

9. Рябина. +

10. Сало. +

11. Вода.

12. Майонез.

13. Рыбий жир.

14. Хлеб. +

15. Варенье.

Игра для болельщиков «Кто сказал?»

Задание. Отгадайте, кто сказал, назвав животное в рифму.

Ведущий: Сейчас мы с вами попробуем составить стихотворение. Я буду начинать, а вы продолжите, называя животное в рифму.

«Прекрасный день», —

Сказал. (олень, тюлень)

«Но дождь пойдет», —

Сказал. (удод)

«Пойду в вагон», —

Сказал. (питон)

«Не торопись», —

Сказала. (рысь)

«А я боюсь», —

Захныкал. (гусь)

«Ты всех смешишь», —

Сказала. (мышь)

«Игре — конец», —

сказал. (скворец)

(Проверка задания «Корм для птиц».)

Ведущий: А чем питаются птицы в летнее время? (Личинками, насекомыми)

Конкурс «Собери сороконожку»

Задание. Используя пластилин, собери туловище сороконожки.

(Проверка задания.)

Ведущий: Насекомые, рыбы, птицы и звери — все это природа. А ведь человек тоже часть природы. Значит, и жить нам надо в мире и согласии, помогая и оберегая друг друга.

Спасибо всем за внимание! До свидания! До новых встреч!

Публикации по теме:

Игра по ПДД «Поле чудес» для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Игра «Поле чудес» Тема: Правила дорожного движения Цель игры: Обобщить и закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения. Задачи:.

Игра-путешествие для учащихся 2 класса «Кто в лесу живет, что в лесу растет» "Кто в лесу живет, что в лесу растет"2 класс Оборудование: иллюстрации леса, иллюстрации животных леса, растений, птиц; пословицы о лесе;.

Игровая программа «Жители лесного царства» Цель: Расширять представление детей о лесе и его жителях. Способствовать развитию любознательности. Формировать положительное отношение.

Интеллектуально-познавательная игра «Брейн-ринг «Мир профессий» Конспект совместной деятельности педагога с детьми. Интеллектуально-развлекательная игра «Брэйн-ринг» Тема: Мир профессий Цель: Создание.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Сад и огород
  • Овощи
Автор публикации:
Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 3 класса «Жители лесного царства, зеленого государства»
Опубликовано: 16 июля 2018 в 19:01
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Праздник народной песни»
Как мы все знаем, дети очень любят праздники. И вот. сегодня наших детей ждал приятный сюрприз. С самого утра в саду звучала музыка и народные песни. К...
Конспект занятия «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Конспект тематического развлечения «Моя семья» в средней группе
Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие мой...
Планирование работы по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и...
Поделки к Яблочному Спасу «Яблоки с узорами из семечек дыни»
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....