Коростова Наталья
Интерактивные игры как средство развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
В разные времена ученые, пытались понять своеобразие психики ребенка, неизменно обращались к проблеме игры. Продолжительный период жизни человека связан с игрой, которая всегда была центральной деятельностью детей. В возрастной психологии много научных работ по методам развития эмоциональной сферы младшего школьника при взаимодействии со сверстниками, родителями и учителями средствами интерактивного обучения. В работах по психологии и педагогики игры Б. Ц. Бадмаева, М. В. Каратаевой, Т. С. Паниной и других авторов уделяется большое значение развитию эмоциональной составляющей интерактивного обучения. Интерактивные игры как метод интерактивного обучения, способствуют получению нового опыта учебного взаимодействия, переживаний, нравственных норм и правил совместной деятельности. Они формируют мотивационную готовность к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях. Интерактивная игра — это активная обучающая игра, основным методом проведения которой является интервенция т. е вмешательство, а также процесс социального взаимодействия участников игры с компьютером, планшетом, доской и т. д. Мы имеем возможность идти в ногу со временем, на пути к взаимодействию с захватывающими и привлекательными для детей играми. На сегодняшний день использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем в век информации и цифровых технологий. Информация позволяет достигать цели, реализовать личностные и профессиональные планы. Поэтому для того, чтобы информация служила человеку и способствовала его развитию, необходимо с дошкольного возраста обучать ее функциональному использованию.
Публикация «Интерактивные игры как средство развития детей» размещена в разделах
Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive : inter — между, меж; active от act — действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.
Дошкольнику свойственна игровая деятельность — это ведущая деятельность данного возрастного периода
Интерактивные игры – это деятельность дошкольников под непосредственным руководством воспитателя, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми и позволяет повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Ребята получают возможность лучше узнать себя, свои ценности и приоритеты, стать более терпимыми, внимательными, частично преодолеть свои страхи, не чувствовать себя одинокими. Играя, они учились простым жизненным правилам жизни в обществе, усваивали коммуникативные навыки. Целесообразно использовать эти игры в утренние, вечерние часы, в свободное время, как часть занятия. Главная их цель — воспитание успешности, воспитание социально-коммуникативных навыков. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия
Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
• Подбор педагогом игр для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
• Дошкольников знакомят с целью, которую надо достичь, она должна быть четко и доступно сформулирована воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
• В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом и если какие-то моменты вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
• По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).
Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации.
Для детей от 3 до 7 лет очень эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра. Она позволяет в легкой форме рассказать малышам об окружающем мире, познакомить с героями сказок и при этом учит их взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели. Интерактивная игра, указывает О. Н. Минова, заключает в себе большой потенциал и направлена на решение таких задач, как повышение коммуникативных умений и навыков дошкольника, познание окружающего мира, самопознание, освоение правил, норм и ценностей общества, более эффективное восприятие учебного материала и т. д. Главной задачей остается обучение продуктивному общению со сверстниками. Ведь общаясь, ребенок не только учится вместе добиваться поставленной задачи, но и получает обратную связь, формирующую его представление о самом себе. Значение такого вида деятельности трудно переоценить, и во многих детских садах и других образовательных учреждениях этот метод коммуникации является обязательной частью программы. Например, интерактивная игра «Интервью». Цель игры – учить формулировать вопросы, развивать логическое мышление, коммуникативные способности.
Интерактивные игры бывают разных видов – это может быть и работа в группах, в парах, в которых дети получают возможность решать игровую задачу, поставленную перед ними. Другим вариантом интерактивной игры является использование цифровых технологий: это может быть компьютерная игра, виртуальное игровое путешествие или экскурсия, где ребенок будет выполнять ведущую роль. Другим видом интерактивных игр, являются разнообразные квесты, мультимедийные викторины и т. д. Квесты в работе с детьми дошкольного возраста можно использовать в таких формах, как:
• пересказа – демонстрации осознания изученной темы на базе представления материалов, собранных из разного рода источников, в другой форме: рассказы, презентации, плаката;
• планирование, проектирование – разработки проекта или плана на базе заданных условий;
• творческой задачи – творческой работы конкретного жанра: видеоролика, стихи;
• оценки – обоснование конкретной точки зрения;
• различных исследований – изучение разного рода явлений, фактов, открытий на базе детских онлайн-сервисов.
Интересны детям дошкольного возраста интерактивные игры, связанные с созданием реальных объектов. Это позволяет не только расшить их кругозор и сформировать навыки продуктивной деятельности, но и влияет на развитие таких личностных качеств, как целеустремленность, усидчивость, умение творчески решать поставленную задачу. Задача воспитателя при использовании интерактивных игр, это создание условий для реализации игры и постановка перед ребенком игровой задачи. Решая игровую задачу самостоятельно или в процессе взаимодействия со сверстниками, ребенок учиться быть самостоятельным, у него активно развиваются все познавательные процессы, он учится планировать свои действия, прогнозировать результат и выбирать средства для его достижения. Интерактивные игры воздействуют и на развитие таких психических процессов ребенка, как память, внимание, воображение. Все это создает базу его успешного личностного развития.
Таким образом, интерактивная игра – эффективное средство развития личности ребенка, позволяющая максимально сформировать коммуникативные умения и навыки, научить ребенка взаимодействовать с окружающим миром, способствует активизации мыслительных процессов, учить ставить на элементарном уровне цели и достигать их, подбирая соответствующие методы и средства.