МААМ-картинки

Исследовательская деятельность «Воздух и его свойства»

аноним
Исследовательская деятельность «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха.

Задачи:

1. Образовательные: закреплять понятия о том, что воздух состоит из разных газов. Закреплять и уточнять знания детей об элементарных свойствах воздуха.

2. Развивающие: развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям; развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные: формировать природоохранительные знания и умения.

Публикация «Исследовательская деятельность „Воздух и его свойства“» размещена в разделах

Материал: диаграмма состава воздуха, фото братьев Монгольфье, воздушные шары, сундук, лейка, открытки, стаканы с водой, игрушечные весы, картошка, трубочки.

Ход занятия.

Вос-ль: Ребята, вы любите играть?

Дети: Да.

Вос-ль: Тогда отправляемся искать клад. Вы будите ходить по группе, а я буду говорить слова горячо и холодно. Если горячо, то значит вы близко от клада, а если холодно, то вы от клада далеко. Согласны?

Игра: «Горячо - холодно».

Вос-ль: Молодцы, вы нашли клад. Интересно, что в этом сундуке есть?

(Открывают сундук, находят письмо).

Вос-ль: Отгадайте, что я,

Узнайте, какой я,

Расскажите, для чего я.

Вос-ль: Ребята, что это может быть?

(Ответы детей).

Вос-ль: В сундуке что-то должно быть, но я ничего не вижу, а вы?

Дети: Мы тоже.

Вос-ль: Дети, а давайте понюхаем?

(Дети нюхают и приходят к выводу, что сундук ничем не пахнет).

Вос-ль: Я ничего не понимаю. Загляните еще раз, что вы видите внутри сундука? Может кто-то догадался, что это может быть?

Дети: Это воздух.

Вос-ль: Послушайте загадку:

Ты без него не сможешь жить,

Ни есть, ни пить, ни говорить,

И даже, честно говоря,

Разжечь не можешь ты огня.

Дети: Это воздух.

Вос-ль: Правильно. На первый вопрос вы ответили, в сундуке находится воздух. Ребята, еще в письме говорится, что вы должны узнать, какой воздух? А где можно исследовать воздух?

Дети: В лаборатории.

Вос-ль: Надевайте халаты, мы идем в лабораторию. Кстати, а что такое лаборатория?

Дети: Место, где проводят опыты, наблюдения, эксперименты.

Вос-ль: А что мы будем исследовать?

Дети: Свойства воздуха.

Вос-ль: И так приступаем к исследованию.

Опыт 1. Опустите в воду лейку с надетым на нее воздушным шаром. Что произошло с шаром.

Вывод: Воздух заполняет все пустые предметы, вода вытеснила его из лейки в воздушный шар.

Опыт 2. Несколько человек надувают шары разной формы.

Вывод: Воздух принимает форму предмета.

Вос-ль: Выпустите из надутого шара воздух. Внимательно наблюдайте и скажите, имеет воздух цвет и запах.

Вывод: воздух бесцветен и не имеет запаха.

Опыт 3. Взять трубочку и воткнуть ее в картошку, что произошло с трубочкой?

После этого пальцем заткнуть отверстие в трубочке и снова воткнуть ее в картошку. Почему трубочка не поломалась?

Вывод: Во втором случае воздух, который был в трубочке не дал ей сломаться.

Опыт 4. Почему не выливается.

Предложить детям перевернуть стакан, не пролив из него воды.

(Дети высказывают предположения).

Вос-ль: Почему вода не выливается, когда под стаканом открытка.

Вывод: На открытку давит воздух, он прижимает ее к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. причина- воздушное давление.

Вос-ль: Давайте взвесим на весах надутый шарик.

Вывод: Воздух имеет вес.

Вос-ль: Давайте подведем итог наших опытов, что мы узнали.

Дети: Воздух бесцветен, без запаха, имеет вес, занимает все пространство, принимает форму предмета, который заполняет.

Физминутка:

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю.

Ну, а руки опускаю,

Воздух тихо выдыхаю,

Выдохну, вдохну

И произнесу ф-ф-ф.

Вос-ль: Хотели бы вы узнать больше про этого невидимку, который окружает нас со всех сторон и заполняет все предметы.

Вос-ль: Положите ладонь на живот, сделайте глубокий вдох и выдох, повторите это несколько раз. Что вы чувствуете?

Дети: Живот как бы надувается, когда мы делаем вдох.

Вос-ль: Человек дышит и не может жить без воздуха. Проверьте это. Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. Можете так долго находиться человек без доступа воздуха?

Вос-ль: Хотелось ли вам вдохнуть?

(Ответы детей).

Вос-ль: Действительно человек может только недолго находиться без воздуха. Но не только человеку нужен воздух, он еще нужен и животным, и растениям, и всему живому на земле.

Вос-ль: А что такое воздух, из чего он состоит? Если бы мы сняли «шапку-невидимку» и раскрасили воздух волшебной кистью, мы бы увидели такую картину.

(Показать диаграмму свойств воздуха).

Вос-ль: Воздух состоит из разных газов. Большая часть это азот, он зеленый, поменьше часть газ- кислород – голубой, маленькие частицы – углекислый газ, водород и другие газы. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Кислород необходим для дыхания всему живому.

Вос-ль: Что же получается, всем нужен кислород, мы его вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ, но ведь так можно и задохнуться? Кто же нас выручает?

Дети: Лес, трава, цветы.

Вос-ль: К счастью углекислый газ необходим растениям. И дуб великан и маленькая травка, и комнатные растения жадно ловят углекислый газ и возвращают кислород.

Вос-ль: Скажите мне, как человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист.

Дети: Сажать больше деревьев, цветов.

Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли. На заводах ставить очистительные фильтры.

Вос-ль: Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете воздушный шар?

(Ответы детей)

Вос-ль: А хотите, я вам покажу, как можно по-другому надуть шар. Достаю из сумки холодильника пустую, открытую пластиковую бутылку, надеваю на горлышко воздушный шар, затем ставлю ее в миску с горячей водой. Что происходит? Почему шар надувается?

Дети: Воздух при нагревании расширяется и воздушный шар надувается.

Вос-ль: Как можно теперь сдуть шар?

Дети: Снять его с бутылки.

Вос-ль: Молодцы ребята, все вы знаете. Ребята, а вы знаете, кто первым сделал воздушный шар?

Дети: Первыми воздушный шар построили братья Жозеф и Жан Монгольфье. Это было давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет длился 8 минут. После стали летать и люди. Первый человек летал всего 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха, эти полеты стали сейчас популярными и экстремальным видам спорта.

Вос-ль: Дети, вы ответили на 2 и 3 вопрос. Какой воздух? Для чего он нужен. Давайте соберем все выводы, которые вы сделали после опытов исследования воздуха, какой он?

Дети: Воздух не видим, без запаха, без вкуса, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, воздух необходим всему живому. А еще воздух состоит из газов : азот, кислород, углекислый газ, водород.

Вос-ль: Дети скажите, вы ответили на все вопросы, которые были заданы в письме? А теперь подумайте и скажите, можно ли воздух назвать кладом? Почему?

Дети: Воздух нужен всему живому, без воздуха не было бы жизни.

Вос-ль: Дети берите шарики с собой, а нам пора возвращаться в группу.

Вос-ль: Ребята вам понравилось сегодняшнее путешествие в лабораторию. Что вам было интересно делать? Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на занятии? Кому нужна помощь в усвоении свойств воздуха?

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух - три ее основы,

Какая бы не грянула беда – целы они,

Все возвратиться снова.

Сергей Вакулов.

Публикации по теме:

НОД «Наблюдение за воздухом (Невидимка-воздух)» Цели: -подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас Задачи: -дать представление о том, что он занимает место и обладает.

План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Проведение опытов с объектами живой и неживой природы (растения, молоко, хлеб, вода, свет, воздух, рукотворного мира (ткани). Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность «Воздух и его свойства»
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 20:29
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность «Воздух и его свойства»» (включая файлы) размещена пользователем аноним (УИ 99671) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД