МААМ-картинки

Исследовательская работа «Секреты в жизни растений. Процесс транспирации»

Светлана Коваленко
Исследовательская работа «Секреты в жизни растений. Процесс транспирации»

Коваленко С. В., воспитатель, руководитель исследовательской работы, г. Усть-Лабинск, МБДОУ №41.

Описание исследовательской работы (выступление исследователя Кулакиной Ксении, 6 лет).

Здравствуйте, меня зовут Кулакина Ксения, мне 6 лет.

Цель работы :

Публикация «Исследовательская работа „Секреты в жизни растений, Процесс транспирации“» размещена в разделах

Узнать больше об интересных фактах из жизни растений. Понять как они «пьют» воду не имея корней. Почему растения имеют спящие почки.

Задачи исследования :

- познакомиться с информацией по теме;

- познакомиться со строением растений на практике.

Объекты исследования : срезанные ветки хризантемы, листья пекинской капусты, листья белокочанной капусты, колеус, традесканция.

Гипотезы исследования :

Растения пьют воду не только корнем, но и стеблем. Чтобы «разбудить» спящие почки, нужно чтобы растение испытало стресс.

Слайд 2

Летом у нас в детском саду был конкурс опытов и экспериментов. Моя подруга Маша подготовила опыт с окрашиванием пекинской капусты пищевыми красителями.

Слайд 3

Ребятам и мне опыт очень понравился, листья через 2 часа уже стали окрашиваться и чем дольше они стояли в воде, тем ярче становились.

Мне стало интересно как же растения могут «пить» воду если у них нет корня? А могут ли окраситься другие растения, так же как пекинская капуста? А если у них нет корня, значит они постоят немного и погибнут? Мой воспитатель, Светлана Владимировна, предложила мне помочь разобраться в этих вопросах.

В интернете мы прочитали, что у всех растений есть трубочки-сосуды, идущие вдоль стебля от корней к листьям. Именно с помощью этих сосудов растения поглощают воду и питательные вещества из почвы. Такое строение у всех растений одинаковое - от огромных деревьев до маленьких цветочков. Поэтому нельзя ломать и портить растения, кору деревьев, потому что нарушается проходимость сосудов и растение может погибнуть. Капуста, которую я использовала в эксперименте, лишена корней, тем не менее, растение не теряет возможности поглощать воду. Это возможно благодаря процессу транспирации — испарению воды растением. Основным органом испарения воды является лист. Из- за того, что вода, попадая по трубочкам-сосудам в листья испаряется, в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация (испарение) спасает также растение от перегрева.

Интересно, а только ли пекинская капуста может пить воду без корней. Мы с моей подругой Викой, рассмотрели лист обычной белокочанной капусты, чтобы лучше рассмотреть, подсветили фонариком с обратной стороны. Сколько у нее прожилок! Это и есть трубочки-сосуды, по которым будет подниматься вода. Капусту мы тоже поставили в воду, но кроме пищевого красителя, решили попробовать для окрашивания гуашь. Листья капусты простояли в этом растворе 2 дня. В стакане с пищевым красителем капуста прекрасно окрасилась, а вот в стакане с гуашью как был белым, так и остался. Я достала лист из стакана с водой и вот что увидела: гуашь опустилась на дно и комочками закупорила трубочки-сосуды. Значит, гуашь не подходит для окрашивания, так как не растворяется полностью в воде.

И я подумала, а можно ли пищевыми красителями покрасить цветы? Оказывается, можно. Мы со Светланой Владимировной сходили в цветочный магазин. Там было много разных цветов с диковинной окраской. Самым необычным казался букет голубых роз. Продавец рассказала нам, что флористы – люди, которые занимаются дизайном букетов, тоже пользуются способом окрашивания для создания разноцветных и радужных букетов и использует для этого чаще всего цветы белого или бежевого цвета. Мы взяли для своего эксперимента, хризантемы белого цвета.

Точно также, как и с пекинской капустой в стаканы с водой я добавила пищевые красители, у хризантем срезала стебель, чтобы срез был свежим и вода быстрее поступала к цветку. Затем, поставила в каждый стакан веточку хризантемы. Всё готово! Ждём результата!

В опыте с пекинской капустой, уже через 2 часа окрашенная вода «добралась» до листьев, но с хризантемами было всё по-другому. Окрашиваться цветы начали только к вечеру, потому что стебли у хризантем длиннее и строение хризантем отличается от строения пекинской капусты. Но всё-таки цветная вода добралась до цветов, и утром, когда мы пришли в детский сад, у нас был готов яркий, красочный букет.

Детям и воспитателям мой букет очень понравился, но недолго он радовал нас! Через 2 дня лепестки начали сохнуть, потому что трубочки –сосуды закупорились и вода перестала поступать к цветам, мы с ребятами, по совету воспитателя, пробовали продлить жизнь растениям : меняли воду, подрезали стебли и даже добавляли таблетку аспирина, чтобы не размножались микробы и не закупоривали сосуды, но всё же ещё через несколько дней, нам пришлось выбросить наш красивый букет. Очень жаль!

И тут у меня возник вопрос: А можно ли сломанным растениям продлить жизнь или заново его возродить? Оказывается - можно. Светлана Владимировна мне рассказала, что у растений есть спящие почки, которые «спят» и могут проснуться, когда растение получило «стресс», т. е. его случайно или специально сломали. Да, да, бывает, что растение специально ломают, делают обрезку, чтобы омолодить его или вырастить новое растение. Спящие почки, есть у всех растений, они могут находиться в состоянии покоя долгое время, иногда много лет. У дуба они «спят» до 100 лет, у берёзы – до 50 лет, у осины -40 лет.

Мы провели эксперимент и попробовали разбудить «спящие почки» у колеуса и традесканции. Срезали черенки, оборвали нижние листья, рассмотрели черенки под лупой, может быть увидим «спящие почки»? И, действительно, на стебле и в местах, где мы оборвали листья, были видны небольшие шишечки и припухлости- может это и есть «спящие почки»? Ну что ж посмотрим!

Растения я поставила в воду, остаётся только ждать! Каждый день я отмечала в дневнике, результаты наблюдений. В первые 4 дня, почки только набухали, а оживать «спящие почки» стали на шестой день, появились небольшие волосинки-корешки. С каждым днём корешки удлинялись и через 2 недели у растений было много корней. Пришла пора высаживать их в горшки. Я и моя подруга Маша, пересадили растения из воды в землю.

Нам было радостно, что мы дали жизнь трём прекрасным растениям. Так как, колеус с бордовыми листьями у нас в группе уже есть, мы решили подарить его детям младшей группы. А ещё я заинтересовалась, а можно ли вырастить дерево, разбудив спящие почки? Ну что ж, дождёмся весны и продолжим экспериментировать!

Вывод: В мире растений много секретов. В результате своих экспериментов я раскрыла лишь два из них. Я узнала, что благодаря транспирации (испарению, растения могут пить воду и без корней. Также я научилась выращивать комнатные цветы, т. е. будить спящие почки. Я рада, что секретов в природе очень много и мне предстоит ещё многое узнать! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательская работа исследовательская работа «Лекарственные растения Хакасии» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:«Лекарственные растения Хакасии». Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Но как.

Исследовательская работа «Я расту» Тема исследования: Я расту Цель: Исследовать процесс роста и веса ребенка. Задачи: 1. Провести исследование изменения роста и веса ребенка.

Исследовательская работа «Волшебница Вода» Вводная часть Здравствуйте! Меня зовут Виктория. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.

Детская исследовательская работа «Секреты шоколада» Исследовательская работа "Секреты шоколада" Мурзаева Наталья Александровна 1 слайд. - Здравствуйте, меня зовут Стрельникова Ксения, я воспитанница.

Исследовательская работа учащегося 4 класса «Современный взгляд школьника на здоровый образ жизни» Тезисы к исследовательской работе по теме «Современный взгляд школьника на здоровый образ жизни» Автор: Лапачков Ярослав Обучающийся 4 класса.

Картотека проведения прогулки «Изменения в жизни растений и животных в осеннее время» в старшей группе Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми четвертого года жизни «Рассматривание комнатных растений» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми четвертого года жизни «Рассматривание комнатных растений» Борисенкова Ольга.

Конспект занятия-прогулки в подготовительной к школе группе «Изменения в жизни растений и животных в осеннее время» Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений и животных в осеннее время.

План по самообразованию «Работа с родителями. Вовлечение их в педагогический процесс ДОУ» Проблема Тема Этап Содержание работы Результат/форма отчетности/ Работа с родителями и вовлечение их в педагогический процесс. Проблема.

Познавательно-исследовательская работа в жизни детей «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Секреты в жизни растений. Процесс транспирации»
Опубликовано: 1 марта 2019 в 14:01
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД