Елена Погудина
Исследовательский проект «Можно ли увидеть звук?»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Можно ли увидеть звук?»
Здравствуйте, меня зовут Пшеничников Рома, мне 6 лет. Я хожу в детский сад № 11 “Золотой ключик”, в подготовительную группу.
Мой исследовательский проект называется «Можно ли увидеть звук».
Публикация «Исследовательский проект „Можно ли увидеть звук?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Про меня папа говорит, что я о-о-о-очень любознательный. Когда мне хочется что-то узнать, то я сначала спрашиваю у старшего брата или у папы. Но если им трудно ответить на мои вопросы, тогда я могу спросить у воспитателя.
В детском саду нам говорили про звуки. Звуки мы слышим и произносим. Мне стало интересно, а что такое звук, откуда он берется, и можно ли его увидеть?
В группе я поговорил с ребятами и выяснил, что ребята тоже не знают, можно ли увидеть звук? С этой проблемой я обратился к взрослым. Воспитатель Елена Валерьевна предложила мне провести исследования.
Цель: перед собой я поставил цель – провести эксперименты, позволяющие увидеть звук.
Для достижения этой цели я ставил перед собой следующие задачи:
1. Узнать, что такое звук.
2. Выяснить, как появляется звук,
3. Найти информацию о том, какие звуки бывают.
4. Исследовать звук опытным путем.
Гипотеза: мы предположили, что звук можно увидеть с помощью определенных устройств.
Для этого надо подумать самому, что такое звук, спросить у взрослых про звук, посмотреть информацию в интернете, провести эксперименты.
С рождения человек слышит различные звуки. Мир звуков окружает нас и сейчас и со всех сторон. Да и сами мы любим пошуметь.
Взрослые мне рассказали, что звук — это распространение волн в воздухе. Издавая звук, мы тем самым производим в этой среде волны, которые передаются по воздуху. Это точно так же, как бросить камень в воду, и мы увидим круги, колебания воды.
Как же создать звук? Да очень просто – крикнуть, вот и все дела! Можно еще чем – нибудь постучать, например, молотком по гвоздю или кулаком в дверь. Или гаечным ключом по батарее отопления – все вокруг услышат. Ногами потопать, мячом похлопать. Посвистеть, в трубу подудеть.
Звуки бывают :
1. Естественные - звуки речи людей, жужжание насекомых, голоса птиц, животных, звуки природы (грохот грома, шелест листьев, легкий плеск воды).
2, Искусственные - музыкальные инструменты, звуки работающих устройств.
Я проделал несложные эксперименты, чтобы лучше понять, как звук образуется и можно ли его увидеть.
Эксперимент 1 «Как возникает звук?»
Берем музыкальный треугольник в левую руку, а в правую палочку. Ударяем по треугольнику. Подносим близко к уху. Звук громкий, далее отодвигаем дальше, звук стал тише.
Вывод: от звучащего музыкального инструмента волна распространяется во все стороны, и на расстоянии от него громкость звука уменьшается.
Эксперимент 2: «Телефон»
Возьмём два пластиковых стаканчика и проделаем в основании каждого по маленькому отверстию. Пропустим концы нитки через отверстия. Закрепим концы внутри стаканов с помощью узелков. Один стакан оставляю себе. Другой - отдаю своему товарищу. Затем мы расходимся на длину верёвки. Главное условие, чтобы веревка была хорошо натянута и ни к чему не прикасалась. После этого, говорим шёпотом в свой стаканчик любую фразу. Товарищ держит второй стакан возле своего уха.
Вывод: Когда один человек говорит в «трубку», звуковая волна вызывает колебания воздуха, которые передаются стенкам и дну стакана. Эти колебания передаются веревке. Попадая на другую сторону веревки, звуковая волна заставляет колебаться дно и стенки другого стакана, и мы слышим друг друга.
Эксперимент 3 «Танцующий фонтан»
Наливаем на динамик колонки небольшое количество воды. Включаем громкую музыку. Наблюдаем. Получаются интересные фонтаны.
Вывод: Звуковые волны заставляют предметы двигаться.
Эксперимент 4 «Звук голоса»
В группе мы читали книгу «Физика для малышей» и узнали, что можно сделать специальный прибор, с помощью которого можно увидеть свой голос. Мы решили провести такой эксперимент.
Мы использовали жестяную банку. Вырезаем дно, приклеиваем вместо него бумажный круг. Это новое дно баночки. Берем жестяную полоску с заостренным концом и приклеиваем ее к бумажному дну. Нам понадобилось закопченное стекло. Нам нужно поставить банку так, чтобы жестяная иголка касалась своим кончиком закопченного стекла. Затем нужно крикнуть сильно в банку. В этот момент мы увидим, что заостренная иголка процарапала прозрачную линию на стекле.
Вот что у нас получилось (показ стекла с процарапанными полосками). А всё вместе – это получился рисунок моего голоса.
Вывод: из проведенного мной опыта видно, что звук – это волна.
Эксперимент 5 «Запись голоса на экране»
Мне предложили записать свой голос с помощью специальной программы на компьютере, чтобы я смог увидеть, как выглядит мой голос. Я говорил в микрофон, и на экране монитора появлялись волны. Они были разной высоты. Чем громче я говорил, тем выше была волна. А, если я молчал, то волны не было.
Вывод: С помощью специальной программы можно увидеть свой голос.
Результаты экспериментов я занес в таблицу.
Результаты экспериментов
№ Название эксперимента Вывод
1 «Музыкальный треугольник» От звучащего музыкального инструмента волна распространяется во все стороны, и на расстоянии от него громкость звука уменьшается.
2 «Телефон» Звуковые волны передаются через твердые предметы, и мы слышим звук.
3 «Танцующий фонтан» Звуковые волны заставляют предметы двигаться.
5 «Звук голоса» Звук передается через предметы в виде волны.
6 «Запись голоса на экране»
С помощью специальной программы можно увидеть свой голос.
Теперь ребята в группе знают, как передается звук и как его можно увидеть.
Таким образом, я выяснил, что звук – это вибрация. Моя гипотеза подтвердилась. С помощью определенных предметов, я увидел работу звуковых волн.
Исследование звука очень интересно, и я хотел бы и дальше изучать эту тему. Узнать, а можно ли измерить длину волны?