Мария Егоркина
Использование дидактического материала в обучении детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на дорогах
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАЗСТА ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ
(Из опыта работы воспитателя старшей группы)
Публикация «Использование дидактического материала в обучении детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на дорогах» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
По данным статистики, из десяти ребят пострадавших, в дорожно-транспортных происшествиях, трое – дети дошкольного возраста. Именно об этой возрастной категории участников движения можно с уверенностью сказать, что дошколята часто бывают нарушителями, но иногда – виновниками дорожных трагедий. Воспитание у детей безопасного поведения на дороге – одна из важнейших государственных задач дошкольных учреждений.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Избежать опасности на дороге можно лишь путём соответствующего воспитания ребёнка с самого раннего возраста.
Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Хочется сказать о наиболее распространенных причинах дорожно-транспортных происшествий :
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущем транспортом.
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия.
3. Игра на проезжей части.
4. Ходьба по проезжей части.
Стало хорошей традицией в первый месяц учебного года проводить праздники, беседы, конкурсы, посвященные правилам дорог.
В нашем детском саду ребята старшей группы показывают младшим воспитанникам мини-сценки, в их выступлениях звучат правила безопасного поведения на дороге. Правила поведения на дороге отражаются и в пении частушек на заданную тему.
С детьми постоянно проводятся беседы: «Мы – пешеходы», «Как вести себя на улице», «ПДД - обязательны для всех», «Безопасная улица».
В рамках осуществления преемственности в работе детского сада и школы к нам приходят ученики школы № 36 под руководством учителя Мишиной Н. В. с музыкальным развлечением «Дорожная азбука». Развлечения дошкольникам нравятся, они обеспечиваются ярким музыкальным сопровождением, красочным дидактическим материалом : плакатами, рисунками детей, поделками. В душах ребятишек эти представления оставляют огромное поучительное впечатление.
Малыши нашего детского сада всегда с нетерпением ждут своего друга, постоянного гостя инспектора ГИБДД - Марычеву Татьяну Анатольевну, которую можно потрогать за погоны, примерить пилотку, поддержать настоящую палочку регулировщика движения. Она всегда дарит детям подарки за хорошие знания ПДД.
В каждом дошкольном учреждении существуют свои методики преподавания детям правил дорожного движения. Ведется кропотливая работа: воспитатели собирают материал, придумывают пособия, мастерят своими руками развивающие игры, макеты улиц, дидактический материал.
Обучение дошкольников охватывает все виды деятельности, формы которых различны: занятия, прогулки и экскурсии, развлечения. Их основная задача – привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно-транспортных ситуациях, дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать, сформировать соответствующую модель поведения.
Чтобы выработать положительную привычку, необязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов.
Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок.
В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
В этом году мои воспитанники дети старшей группы. В нашей группе имеется картотека иллюстраций, картинки с изображением различных ситуаций на дороге. Рассматривая их, проводим одновременно разбор сложившихся обстоятельств на дороге, анализируем правила поведения, делаем выводы к чему может привести неправильное поведение.
В фойе ДОУ имеется действующий макет светофора. Во время проведения экскурсий к данному объекту, дети на практике видят, как работает светофор, на глазах у детей идет переключение сигналов светофора, дети объясняют, что означают его сигналы.
Для закрепления у детей культуры поведения на дорогах, проводятся дидактические игры с использованием наглядного материала. Это такие игры, как «Красный, желтый, зеленый», «Помоги Маше перейти улицу», «Угадай-ка», «Это я, это я, это все мои друзья», «Умный пешеход», «Три сигнала светофора».
Постоянно читаем поучительные сказки «Как Буратино ходить учился», стихи по правилам дорожного движения (С. Маршак «Спор», А. Ксенина «Мой друг», Н. Станиславский «Советы дяди Степы», «Перекресток круглый год»).
Немаловажное значение имеет в проведении данной работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий и продуктивная деятельность: выставка рисунков «Безопасная дорога» изготовление светофора, дорожных знаков аппликативным способом.
В своей работе постоянно используем разметку дороги, переходов, нанесенных по дороге вокруг здания детского сада. Здесь закрепляются знания детей о двухстороннем движении на проезжей части и наземном переходе.
Работая с детьми, используем развлечения, как одну из форм закрепления у детей культуры поведения на дорогах. Это проходило в форме художественно-музыкального выступления, на котором прозвучала песня о ПДД «Мы правила движения не будем нарушать», стихи, частушки была показана театральная инсценировка с Веснушкой и зайчиком, «который попал под трамвай и ему перерезало ножки», музыкально-ритмическая композиция «Папа купил автомобиль».
Для проведения этой очень важной работы в группе имеется уголок безопасности дорожного движения :
• макет улицы, перекрестка, разметки дороги, тротуара,
• набор дорожных знаков : информационно- указательные - «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»;
предупреждающие – «Дети»;
запрещающие – «Движение пешеходов запрещено»;
• мелкие знаки на подставках для работы с макетом;
• дидактические игры : «О чем говорят знаки», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Красный, желтый, зеленый»;
• плакаты с изображением дороги и дорожных знаков;
• атрибуты инспектора ДПС (жезл, фуражка);
• картотека «опасные ситуации» - иллюстрации,
• альбом по ПДД,
• настольные игры «Дорожные знаки», «Азбука безопасности»,
• раздаточный материал (карточки) «Дорожные знаки».
В подготовительной же группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками», знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется
Для того, чтобы привить детям навыки правильного поведения на улице, одного ознакомления их с ПДД недостаточно. Нужна кропотливая повседневная работа с участием родителей: это и родительские собрания и консультации как групповые, так и индивидуальные, привлечение их к подготовке праздников и развлечений. Для родителей оформляется папка-раскладушка «Азбука светофора».
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка используем яркие, привлекающие внимания лозунги:
«Цена спешки - жизнь вашего ребенка», «Ребенок имеет право жить».
А также рекомендации родителям по вопросам обучении детей безопасному поведению на дороге.
Подобная работа в совокупности со многими другими мероприятиями не дают детям забыть законы дороги, напоминают, что только соблюдение правил дорожного движения может оградить их от неприятностей на дороге.
И результат – спасенные жизни наших детей, их улыбки, радостный смех. А это самое главное!