Ирина Иванова
Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой А. Н. в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят». Ранке.
Воспитание здорового ребенка – одна из главных задач семьи и детского сада. Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отношение к своему здоровью? В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОО здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы развитие и воспитание детей происходили не только без ущерба их здоровью, а наоборот, способствовали его укреплению.
Публикация «Использование дыхательной гимнастики Стрельниковой А, Н, в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Общеизвестно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Мы можем прожить несколько недель без пищи, несколько дней без воды и всего лишь несколько минут без воздуха. Выдающийся профессор, доктор Ранке в свое время сказал так: «Воздух есть хлеб для легких – с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят». Это действительно хлеб – то, без чего немыслима жизнь. Ведь здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. Хочется вспомнить слова Стивена Кинга: «Человек не осознаёт, что он дышит, пока не вспомнит об этом специально» И действительно, родители порой даже не догадываются, что причиной частых болезней ребенка может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.
В России самой известной системой дыхательного оздоровления стала дыхательная гимнастика Стрельниковой. А также она известна далеко за пределами нашей страны, ее исцеляющий и оздоровительный эффект удивителен.
Я познакомилась с этой гимнастикой в санатории, и была удивлена, что с помощью простых динамических дыхательных упражнений можно снизить риск развития болезней, обрести небывало крепкое здоровье и наполнить свой организм благотворной жизненной силой.
Гимнастика Стрельниковой универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям.
Для стрельниковской гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, легкость во всем теле, прекрасное настроение. Т. е. минимальный срок - максимальный результат. А это как раз и необходимо современному человеку при нашем образе жизни. Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела : руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, и т. д. - и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма и восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос.
Дыхательная гимнастика для детей может применяться, начиная с 3-4 лет. В детском саду я начала использовать гимнастику летом, на прогулке, во время утренней гимнастики. Вначале я постаралась доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Чтобы заинтересовать их игровыми упражнениями, предлагала перевоплотиться в кого-либо или что-либо: «А давайте вы будете насосами!» или «Представьте, что ваш живот — это воздушный шарик!».
При обучении детей я сначала показывала упражнение, а потом предлагала повторить. Упражнения делали под счет, строго соблюдая правила вдоха и выдоха.
Однако, прежде чем приступить к выполнению упражнений, мы познакомились с основными правилами.
1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох — шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох — предельно активный (носом, выдох — абсолютно пассивный (через рот, не видно и не слышно, о нем думать не нужно). Шумного выдоха не должно быть!
3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения — без вдоха.
4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.
5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике (96 вдохов – выдохов) — только на 8(12 циклов, считать мысленно, не вслух. Для детей – по 4 вдоха (24 цикла)
6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.
Регулярность – залог успеха. 5-10 минут для профилактики ОРЗ, хорошего самочувствия, 40 минут для лечения заболевания. Можно включать музыку, марш.
Для детей зарядка базируется на трех основных упражнениях: «Ладошки», «Погончики», «Насос». Каждую неделю мы добавляли новое упражнение, а в конце детям предлагалась игра, например «Водолазы» : дети становились или искателями жемчуга, либо водолазами без кислородного баллончика. Им нужно было набрать воздух, делая это несколько раз, не выдыхая. Вдох делали носом, коротко, шумно. Потом задерживали дыхание и ныряли (садились на корточки). Побеждал тот, кто всплывал последним.
Итак, давайте разберём с вами комплекс упражнений дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Упражнения:
1. «Ладошки»
2. «Погончики»
3. «Насос» («Накачивание шины»)
4. «Кошка» (приседание с поворотом)
5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)
6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)
7. «Повороты головы» (вправо — влево)
8. «Ушки» («Ай-ай»)
9. «Маятник головой» («Маленький маятник») (вниз—вверх)
10. «Перекаты»
11. «Шаги»
Если систематически выполнять эту дыхательную гимнастику, то результаты не замедлят сказаться. Дыхательная гимнастика Стрельниковой оказывает на организм ребенка комплексное воздействие:
- повышается общая сопротивляемость организма, его тонус
- активизируется иммунитет
- ускоряются обменные процессы
- восстанавливается носовое дыхание
- укрепляются мышцы грудной клетки
- налаживается кислородный обмен
- легче корректируются речевые нарушения
- укрепляются голосовые связки
- улучшается работа ЖКТ, ЦНС
- ликвидируются изменения в легких и бронхах
- снижается количество простудных заболеваний, ОРВИ
Данную гимнастику я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что она оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
И я уже вижу результаты своей работы :
- снижение простудных заболеваний у воспитанников
- формирование у детей «правильных» дыхательных привычек
- интерес родителей к здоровьесберегающим технологиям.
Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений. И вам, уважаемые коллеги, я желаю здоровья!
Помните: дыхание – это жизнь, а правильное дыхание – это здоровая жизнь.