Елена Бородачева
Использование Леготехнологии в работе с детьми 5–7 лет с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.
Актуальность
Речь является высшей формой речемыслительной деятельности и, таким образом, определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка.
Публикация «Использование Леготехнологии в работе с детьми 5–7 лет с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что на сегодняшней день прослеживается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи.
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
ЛЕГО – технология является эффективным развивающим коррекционным средством, при этом речь детей становится более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети начинают правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания.
Цель
Повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.
Задачи:
• Развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
• Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
• Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников.
• Формирование грамматического строя речи.
• Развитие связной речи.
• Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Содержание технологии
Виды работ использования ЛЕГО по коррекции
звукопроизношенияна на индивидуальных и
подгрупповых занятиях
Чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа:
• конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок»,
• конструирование определенной буквы, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука,
• конструирование игрушек для игр-звукоподражаний (Л-кораблик, Р - машинка, Ш- змейки, Г-гуси, К- капелька, Т- молоток) и т. д. ,
• дифференциация звуков по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого роботов для раскладывания перед ними картинок,
• постановка и автоматизация звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова,
• формирование и развитие правильного длительного выдоха.
Использование ЛЕГО на занятиях по формированию
лексико-грамматических представлений и
развитию связной речи:
Работа по лексическим темам:
Отрабатывая темы словаря, детям предлагается сконструировать фигурки предложенных предметов (мебель, транспорт и др.) или живых существ. Дети выделяют части целого и отрабатывают падежные окончания (котёнок без чего? - без хвоста). Дети запоминают новые слова.
Объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют вербальному творчеству. Накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Работа по формированию грамматического строя речи:
• отрабатывание навыков согласования числительных с существительными,
• согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже,
• формообразование существительных с предлогами и без,
• словообразование глаголов с использованием различных приставок,
• образование сложных слов,
• правильное соотнесение - «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различение понятия «между тем-то и тем-то».
Работа по развитию связной речи:
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора.
Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Дети сами создают декорации в свободное время, иногда дома с родителями, при которых проговаривают собственные действия или используют отражённую речь.
Один из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога.
Использования ЛЕГО на занятиях по овладению
звуко-слоговым анализом и синтезом и обучению грамоте:
Лего помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи. Ребёнок запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы.
Виды работы:
• выложить схемы из специальных фишек на ЛЕГО коврике,
• построить из различных деталей буквы,
Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенку предлагается превратить их то в одну, то в другую букву. Составить схему предложения в виде паровозика с вагончиками (предлогами).
Применение дидактических упражнений
с использованием ЛЕГО элементов при проведении
занятий по обобщению сенсорного опыта.
Различение и классификация предметов по форме, размеру и окраске.
Впечатления, полученные при активном взаимодействии с внешним миром, дают пищу разуму для выработки абстрактных понятий. Главное значение сенсорного воспитания состоит в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.
Заключение
Применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе. Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук - ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма, происходит развитие и совершенствование высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
ЛЕГО-игры помогают находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, развивают способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, развивают умение находить ошибки и недостатки, а также способность предвидеть результаты своих действий.
Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ОНР, тем более успешным будет формирование речи.