Папки-передвижки

Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего и среднего возраста

Наталья Манакова
Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего и среднего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Светлячок»

Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми

младшего и среднего возраста.

учитель – логопед : Манакова Н. С.

(Ф. И. О., должность)

город Котлас

2017 год

Содержание

1. Актуальность и условия возникновения, становления опыта…3

2. Технология опыта: цели и задачи…. 4

3. Результаты опыта….5

4. Библиография - список литературы, используемой в работе…. 7

Художественная сказка, как игра,-

Публикация «Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего и среднего возраста» размещена в разделах

естественная эстетическая

воспитательница ребёнка.

Л. С. Выготский

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого– возрастным и индивидуальным особенностям.

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.)

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.

Считается нормой, если первые слова у ребёнка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно заниматься профилактикой уже в раннем возрасте для полноценного формирования речи. Если мы поможем дошкольнику сформировать грамотную речь, коммуникативные навыки, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

С давних пор сказки были одним из широко распространённых жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения у детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Однажды, придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда, как чудо, как радость, как память.

Наблюдение за детьми показало, что в группах младшего и среднего возраста имеется существенное количество детей с недостаточно развитой речью. Наблюдения и диагностическое обследование выявило 83 % детей имеют речевые нарушения.

Поэтому необходима рационализация, усовершенствования отдельных сторон педагогического труда. Мы применили комбинацию, объединив повествование сказки с движениями артикуляционной гимнастики, речедвигательными упражнениями для развития общей моторики, пальчикой гимнастикой, показом эмоций героев.

Адаптировали русские народные сказки в логосказки, для решения новых педагогических задач в речевом развитии детей младшего и среднего возраста. Мы проанализировали индивидуальные особенности детей, их трудности, и определили, что необходимо проводить работу по подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков со второй младшей группы. Весь материал подобран для младшего и среднего возраста с учетом тематических недель ДОО.

Данная форма работы по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребёнком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов проводится систематически один раз в неделю в шести группах в течение года. Нетрадиционные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Логосказка принадлежит к числу эффективных средств коррекции, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Логосказки - вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой. Они способствуют развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения)

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н. Погосова, а Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействии ребенка со сказкой.

На основании наблюдения и диагностики детей младших и средних групп мы пришли к выводу: о необходимости реализации проекта. Одной из эффективных форм, направленных на развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, мелкой и общей моторики, лексики, грамматического строя и связной речи являются логосказки.

В ходе работы реализуется проект «Логосказки» интегрированный, практико-ориентированный, долгосрочный. Сроки реализации 2015 – 2017 уч. г.

Цель проекта: создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей младшего и среднего возраста.

Задачи:

• Подобрать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.

• Закрепление речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей.

• Обогатить предметно-развивающую речевую среду на логопункте.

• Систематизировать методический и дидактический материал с учетом тематических недель.

1 этап.

Организационно – подготовительный (октябрь)

- диагностика;

- ознакомление с общими результатами диагностики воспитателей и родителей;

- согласование с методистом и воспитателями плана реализации;

2 этап.

Содержательно – целевой (ноябрь – март)

- составление плана проекта;

- консультирование родителей;

-привлечение воспитателей, родителей к поиску нужной информации и изготовлению пособий;

-организация проведения логосказок;

-реализация системы взаимодействия ДОО с семьей по профилактике нарушений речи;

3 этап.

Контрольно - аналитический (апрель - май)

- диагностико - аналитическая оценка эффективности проекта;

- анализ динамики показателей развития речи;

- совместная постановка логосказок в младшей и средней группе с участием воспитателей и родителей;

Логопедическое воздействие осуществляется с помощью различных методов, среди которых используются наглядные, словесные и практические.

В ходе реализации проекта мы применяли следующие виды логосказок :

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

• Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).

• Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

• Сказки, способствующие формированию связной речи.

• Комбинированная логосказка, объединяющая решение нескольких задач.

Для проведения логосказок используем различные виды театров, такие как:

• кукольный;

• рукавичковый;

• картонажный;

• бибабо

• картинный материал

В совместной деятельности с учителем-логопедом дети (отвечали на вопросы, разучивали речедвигательные упражнения на координацию и развитие общей моторики, пальчиковые игры, упражнения артикуляционной гимнастики). Познакомились с дидактическим пособием «Язычок-звуковичок» на развитие речевого аппарата. В ходе слушания логосказки упражнялись в правильном речевом дыхании, развивали мелкую и общую моторику.

В реализации проекта участвовали вторые младшие (№ 2,4,9) и средние группы (№ 1,3,8). По результатам наблюдений и диагностики мы получили улучшение в развитии следующих показателей:

• фонематического слуха;

слоговой структуры слова;

• звукопроизношении и мелкой моторики;

• пополнение пассивного и активного словаря;

• развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата у детей;

• систематизирован методический и дидактический материал по темам логосказок.

• проведены показательные сказки –драмматизации по итогам учебного года

перед родителями в младшем и среднем возрасте.

Уровень речевого развития за два года имеет положительную динамику соответствующую возрастной норме у детей средних групп в количестве 60 человек.

№ Языковые средства 2015-2016 уч. г. 2016-2017 уч. г.

1 Звукопроизношение 45 % 77 %

2 Фонематический слух 31% 51%

3 Лексика 51% 81%

4 Грамматический строй 63% 83%

5 Мелкая моторика 35% 55%

Логосказка – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов. Данная форма работы может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной деятельности, так как проект «Логосказки» доказал эффективность в ходе реализации. Имеет разработанный методический материал для детей младшего и среднего возраста. Педагоги могут продолжить данную форму работы с более тесным привлечением учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителей.

Список литературы

1. Антропова Т. А., Мареева Г. А. Страна чудесных слов: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.

2. Артемьева А. В. Развитие мелкой моторики у детей у детей 3-5 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.

3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб. : КАРО, 2001 г.

4. Дидактический материал по логопедии. Сказки о веселом язычке. М. А. Поваляева. Ростов-на Дону. «Феникс» 2002 г.

5. Гальцова П. С., Дудка И. С., Ильина О. В. Логопедические сказки для самых маленьких. – М. :ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.

6. Гуськова А. А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.

7. Инновации – в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных учреждений. О. Е. Громова. Линка-Пресс, Москва, 2008;

8. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Уч. –методическое пособие, 1999г.

9. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.

10. Русские народные сказки.

11. Хлоп-топ-2. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. В. В. Коноваленко. Москва, «Гном и Д», 2004г.

12. сайт «https://pedsovet.su/».

Публикации по теме:

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ учителем-дефектологом Статья «Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом» Учитель – дефектолог.

«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в полноценной.

Использование продуктивных видов деятельности в коррекционно-развивающей работе по развитию когнитивных процессов у детей Когнитивные процессы- познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование «Lego-технологий» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста (Слайд 1) Использование "Lego-технологий" в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста (2 слайд) В логопедической.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной к школе группы Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Конспект совместной игровой коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия с детьми с ОВЗ Используемые технологии: развивающие и коррекционные игры, технология сотрудничества, логоритмика. Интеграция образовательных областей:.

Видео о применении песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста Песочная терапия — это метод, который детально охарактеризовал Карл Густав Юнг, заключается в работе с песком для решения психологических.

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало необходимым взаимодействие учителя-логопеда.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего и среднего возраста
Опубликовано: 18 мая 2019 в 10:02
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД