МААМ-картинки

«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Варлакова Юлия
«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в полноценной психолого - педагогической помощи. Работая с детьми с ОВЗ часто применяю, следующие методы:

- Арт-терапия (рисование, лепка)

- Сказкотерапия

- Песочная терапия, в том числе и рисование цветным песком на световом столе

-Игротерапия

- Куклотерапия

- Сенсорная комната

Публикация «„Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление») путем свето-, цвето-, звуко-, и ароматерапевтического воздействия.

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорные система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивает адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность. А именно.

Немного из истории сенсорных комнат. Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. Первоначально концепция сенсорной комнаты начала складываться под влиянием специализированной методики расположения человека одновременно с внедрением светозвуковых эффектов. Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия родилась в Голландии в начале 1970-х гг. и предназначалась в основном для детей с нарушенными способностями к обучению, сенсорные комнаты использовались реабилитологами для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта. В начале 80-х, кроме Голландии, самым активным пользователем сенсорных комнат стала Великобритания. К концу 1980-х гг. сенсорные комнаты стали неотъемлемой частью реабилитационной и терапевтической практики.

Одновременно значительно расширялся диапазон возможностей использования сенсорных комнат. Они стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.

В России первая сенсорная комната появилась только в 1992 году. В 2004 году в стране прошел I Международный семинар по применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере детей.

Создание сенсорной комнаты в детском саду «Краски» обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Комната психологической разгрузки или сенсорная комната - в литературе встречаются и другие названия: комната релаксации, комната «Снузлин», мультисенсорная комната.

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Дети комнату называют волшебной.

Сенсорная комната в нашем саду представляет собой помещение, оборудованное по индивидуальном проекту, оснащена современным оборудованием, необходимым для проведения общеразвивающей, коррекционной, психологической работы с детьми ОВЗ.

В комнате представлено следующие оборудование : сухой бассейн с шарами, воздушно-пузырьковая колонна с рыбками, сенсорные ковры, фибероптический душ, мягкая мебель, пуфы, мягкие игрушки, песочница и песочницы со световым эффектом, светильник и настенное панно водопад, световой проектор, соляные лампы, аудио- и видео – аппаратура и многое другое.

В комнате присутствует спокойная цветовая гамма, мягкий свет, тихая нежная музыка, песок и звуки природы – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Учеными отмечено, что пребывание в сенсорной комнате способствует :

• Улучшению эмоционального состояния;

• Снижению беспокойства и агрессивности;

• Снятию нервного возбуждения и тревожности;

• Нормализации сна;

• Активизации мозговой деятельности;

Наша комната психологической разгрузки в детском саду - настоящий «помощник» психолога, это «комната-доктор».

Главные задачи сенсорной комнаты - релаксация, снятие напряжения и избавление от стресса.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате :

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- саморегуляция и самоконтроль;

- умение управлять своим телом, дыханием;

- умение передавать свои ощущения в речи;

- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- уверенность в себе.

Развитие коммуникативной сферы детей:

- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических процессов и моторики детей:

- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;

- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

На занятиях в сенсорной комнате удачно сочетаются элементы цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии, игротерапии, сказкотерапии, в ней легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, упражнения на дыхание и многое другое.

Во время занятий дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, саморегуляции и самоконтроля, учатся снимать напряжение, знакомятся с эмоциями, налаживать отношения с окружающими. За период работы я поняла, как важно для детей правильно представить оборудование, пользуясь принципом «не навреди» грамотно подойти к подбору игр и упражнений для сенсорного стимулирования детей. В атмосфере приглушенного света, в сочетании с музыкальным сопровождением, меняющимися цветовыми эффектами ребенок словно попадает в сказку, где все обволакивает, переливается, успокаивает, что в короткое время приводит его в состояние релаксации (расслабления, способствует быстрому восстановлению сил и работоспособности. Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям.

В целях отслеживания результативности работы, была проведена диагностика с помощью теста «Паровозик», которая позволила определить особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде.

Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми :

1. Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате.

2. Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий.

3. Системность и структурированность занятий.

4. Продолжительность занятий от 7 до 25 минут;

5. Занятия проводятся в подгруппах и индивидуально.

Занятие включает три обязательные части:

• вводная (ритуал приветствия, разминка);

• основная (релаксация, игра, психогимнастика);

• завершающая (ритуал прощания).

В процессе работы я получила следующие результаты:

1. Некоторые показатели негативной психической напряженности в специально организованной предметно-практической среде сенсорной комнаты как минимум частично компенсируются.

2. Дети получают положительные эмоции через погружение в среду сенсорной комнаты, у них развивается интерес к предлагаемой деятельности, к взаимодействию.

3. Овладение приемами релаксации способствует стабилизации негативной психической напряженности.

4. Для дальнейшей работы необходимо пополнение активационного блока сенсорной комнаты.

Таким образом, можно сделать выводы, что пребывание 15-20 минут в сенсорной комнате достоверно улучшают психическое состояние детей, положительно влияет на эмоциональную сферу, на развитие коммуникативных качеств, на формирование познавательной активности.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его познавательного развития.

Хотелось бы завершить словами В. А. Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Публикации по теме:

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ учителем-дефектологом Статья «Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом» Учитель – дефектолог.

Использование логоритмики в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями воспитанников Тяжелые нарушения речи (ТНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом в последнее время, к сожалению, встречаются всё чаще. Это.

Метод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗМетод сенсорной интеграции в индивидуальной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребенка, предназначенная для оказания комплексной.

Использование «Lego-технологий» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста (Слайд 1) Использование "Lego-технологий" в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста (2 слайд) В логопедической.

Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Представляю материал вебинара для коллег.

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с дошкольниками «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты с поведенческими трудностями воспитанников План занятия 1. Ритуал вхождения в волшебный мир сенсорной комнаты. 2. Приветствие по кругу «Комплименты» 3. Упражнение «Поднимаем пузырьки».

Конспект занятия для детей раннего возраста с ОВЗ в условиях темной сенсорной комнаты Цель: формирование положительных эмоций в процессе игры со сверстниками и воспитателем. Задачи: 1. Формировать новые знания об окружающем.

Рекомендации психолога «Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомительной и разнообразной. Чем разнообразнее детская деятельность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 20:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД