Евгения Голикова
Использование методики «Глобальное чтение» при работе с учащимися с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Методика «Глобальное чтение» была разработана американским нейрофизиологом Гленом Доманом для работы с детьми с тяжелыми органическими повреждениями головного мозга. Глобальное чтение – это чтение целых слов, с помощью зрительной памяти. Ребёнок видит, как написано слово и запоминает его визуальный образ. Таким образом за единицу чтения принимается не буква, а целое слово. На начальном этапе обучения ребенка глобальному чтению используются красочные картинки с изображением предметов и действий, а так же соответствующие карточки со словами. Когда у ребенка будет сформировано представление о механизме соотнесения слова с картинкой, рекомендуется наклеивать таблички на окружающие ребенка предметы. Использование данной методики неизбежно провоцирует пополнение пассивного словарного запаса, расширяет кругозор ребенка, способствует развитию зрительной памяти и мыслительных операций, а так же обеспечивает развитие коммуникативных навыков межличностного взаимодействия.
Публикация «Использование методики „Глобальное чтение“ при работе с учащимися с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Перед тем как начать работу по обучению глобальному чтению, необходимо провести диагностику по выявлению минимального набора навыков, без наличия которых освоение ребенком данной методики будет невозможным.
Что должен уметь ребё нок:
соотносить одинаковые предметы;
соотносить одинаковые картинки;
соотносить предмет и картинку.
При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать следующие принципы:
Постепенность и последовательность. Слова, которым мы хотим обучить ребенка должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Сначала мы учим подбирать парные предметы, соотносить предмет с изображением, подбирать парные картинки.
От простого к сложному. Мы постепенно увеличиваем количество слогов в словах и количество картинок, используемых на занятии. Взрослый показывает, а ребенок повторяет.
Работа ведется поэтапно :
1. Первый этап. Начинаем с местоимения «Я» и фотографиями ребенка с членами семьи и одиночных изображений ребенка.
2. Второй этап. Чтение слов. Вводим знакомые ребенку слова, подкрепленные узнаваемыми изображениями. После того как будет накоплен достаточный объем словаря, стоит объединить слова в лексические группы. Начинать рекомендуется с наиболее интересной для ребенка лексической темы, например «Игрушки».
3. Третий этап. Чтение простых фраз. Работа с простой фразой из двух слов, где одно и то же лицо выполняет разные действия. Сначала это сам ребенок. Чтение фразы из трех слов. Добавляем карточки со словами «ХОЧУ». Используем картинки с изображением предметов-стимулов. Постепенно, с учетом возможностей ребенка, задания могут усложняться, например можно ввести слова-признаки.
Методика «Глобального чтения» достаточно популярна среди педагогов, работающих с контингентом детей с ТМНР. Отмечается, что данный метод дает положительные результаты, улучшает понимание речи, так как формирует связь предмета со словом, развивает импрессивную речь, увеличивает пассивный словарь, в некоторых случаях стимулирует развитие экспрессивной речи.