Папки-передвижки

Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ (7 фото)

Олеся Шакирьянова
Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам психолого-педагогической поддержки детей ОВЗ.

Задачи:

• активизировать мотивационный компонент в работе и потребность в профессиональном совершенствовании педагогов-психологов;

• расширить представления о возможностях ведения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ;

• уточнить знаний педагогов по часто проявляющимся особенностям дошкольников с ОВЗ и задачам коррекции, развития детей с ОВЗ;

• провести психопрофилактику переутомления педагогов-психологов;

Публикация «Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах

• способствовать повышению самооценки и профессиональному росту педагогов.

Слайд 1

Введение

Логопед: Здравствуйте уважаемые педагоги, гости нашего мастер-класса.

Слайд 2

В нашем ОУ есть дети с различными нарушениями в развитии и имеют статус ОВЗ (есть дети с ЗПР, ТНР и ИН, РАС). У всех этих детей имеются системные нарушения в развитии: страдают и сенсомоторная, и познавательная, и регуляторно-волевая, эмоциональная сферы. И как итог данного недоразвития страдает вся речевая система в целом.

Слайд3

По результатам психолого-педагогической диагностики определяются основные направления коррекционной работы с каждым ребенком. Только комплексное воздействие, со стороны всех специалистов и в тесном взаимодействии с родителями, позволит достичь наилучших результатов в коррекции нарушений развития.

Для развития и коррекции у нас – специалистов ДОУ (педагога-психолога и учителя-логопеда) разработана система нейропсихологических игр и упражнений, направленных на формирование и коррекцию психических процессов, моторики, пространственных представлений, основных компонентов речи, эмоционально-волевых качеств личности. В нашем мастер-классе мы хотим познакомить вас с этими методами более подробно

Исходя из опыта нашей работы, мы заметили, что именно нейропсихологический подход оказывается одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ОВЗ.

Слайд 4.

Почему именно нейропсихология?

Нейропсихология - наука на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

• Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой.

• Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.

• Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

А именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.

Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Слайд 5.

Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе.

Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трёхуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга.

1-й блок – регуляции тонуса и бодрствования.

2-й блок – приема, переработки и хранения информации.

3-й блок – программирования, регуляции и контроля.

Слайд 6. Мы работаем на основе базового алгоритма «Метода замещающего онтогенеза» и преимущественно ориентированы на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока, где происходит оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

Коррекция ведется совместными усилиями психолога и логопеда. И сегодня мы хотим вас познакомить с играми и упражнениями направленными на формирование базовых психофизических процессов, которые в свою очередь дают толчок к формированию ВПФ.

Слайд 7.

1. Дыхательные упражнения.

Психолог: В самом начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям.

Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется

Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ

положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого — психолога, педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Провести упражнение с педагогами:

Положите одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой покажите, как вы дышите (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее плавно и медленно поднимайте, и опускайте руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет.

Фото №1 Цель повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам психолого педагогической поддержки детей ОВЗ Фото №2 Логопедия Работа психолога в ДОУ Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший мастер класс декабрь способствовать повышению самооценки и профессиональному росту педагогов

Фотона слайде: «педагог-психолог и логопед на занятиях по обучению диафрагмальному дыханию детей».

В нашем детском саду поставить быстро и правильно помогает программное обеспечение и аппарат Биологической обратной связи (БОС). Но как вы сами сейчас убедились обучится дыханию можно самостоятельно.

Воспитатели и другие педагоги могут применять этот метод с детьми, когда нужно успокоить детей после какой-либо активной деятельности, перед сном, либо наоборот, когда нужно сосредоточится и быть внимательными за занятие. Очень хорошо помогает этот метод, когда ребенок встревожен, капризен или агрессивен.

Слайд 8.

Массаж и самомассаж.

После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению статокинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

Обучение ребенка самомассажу лучше проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело (руки) сам - так называемый механический массаж (пассивный массаж, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: педагог демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Когда он повторяет показанное, педагог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выполнения упражнения.

Видео – «Массаж рук ребенка массажерами», «Самомассаж пальцев рук ребенком»

Проводится игра с педагогами: «Черепаха». (с шариком)

Фото №3 Слайд Введение Логопед Здравствуйте уважаемые педагоги гости нашего мастер класса

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха Участники катают Су-Джок между ладоней

И кусала всех от страха, Су-Джок между большим пальцем и остальными

Кусь, кусь, кусь, кусь, Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку

Никого я не боюсь. Участники катают Су-Джок между ладоней

Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе с ребенком с ОВЗ в виде отдельного 5-ти минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

Слайд 9

Психолог: Далее идет работа с мышечными дистониями (не нормальные позы, подергивания, непроизвольные движения, патологическими ригидными телесным установками (лишние движения) и синкинезиями (когда одно рефлекторное движение сопровождается рефлекторной реакцией другой части тела не участвующей в движении).

Слайд 10

Оптимизация тонуса (приведение состояния мышц в норму) является одной из самых важных задач коррекции 1-го уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо-или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом (могут заболеть, эмоциональном (плаксивость, нервозность, агрессия, познавательном статусе (плохо запоминают, не внимательны, не соображают) ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития.

В ходе занятий педагог должен подойти к каждому ребенку и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов, объяснить, как можно их «сбросить».

На экране видео: «Штангист», «Солдатик, куколка»

Проводится игра с педагогами: «Весы».

Педагог-психолог:

«Представьте, что ваши ладони —чашечки весов, держащие груз. поставьте руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержите дыхание. «Уравновесьте» чашечки весов.

Медленно вытяните одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотрите на нее. Другую руку опустите вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой вытяните ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохните, расслабьтесь. Повторите упражнение, изменив положение рук».

Слайд11.

Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения.

Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Когда вы помогая ребенку, делаете ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку: они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.

На экране Видео: «Качалка», «Бревнышко».

Педагог-психолог: существуют несколько типов растяжек: лежа на спине, на животе, сидя на полу, стоя. Растяжки (игровой стрейчинг) можно применить на физкультминутках – в перерывах между занятиями в послеобеденной побудке. В часы индивидуальной работы с детьми.

Слайд 12

Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции (восстановление,объединение) приобретенного в ходе занятия опыта. когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы.

Проводится игра с педагогами:

Звучит музыка «Шум моря», включена арома-лампа. На экране релакс-видео.

«Пляж».

Педагог-психолог:А сейчас мы предлагаем вам немного расслабится. примите удобную позу, можете закрыть глаза, слушайте музыку и мой голос:

«Представьте, что вы сидите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы находитесь. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно,

чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всю целиком и запомните возникший образ (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза». Расскажите о своих ощущениях…

Интеграция в теле — релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений — она является частью единого процесса.

За ней следуют интеграция в рисунке (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент).

Эти три составляющие создают необходимые условия для отреагирования ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия.

Слайд13.

Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий

Логопед:Мои наблюдения в рамках коррекционной работы показали, что двигательная сфера детей с различными нарушениями развития часто характеризуется качественным своеобразием. (полный текст у логопеда)

ВИДЕО «РАЗМИНКИ» 1 и 2

Слайд 14.

Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы

Для коррекции тактильных и кинестетических процессов можно использовать следующие игровые наборы: Тактильное домино, доски Сегена, фигурки с разной поверхностью, «Волшебный мешочек», Бирюльки, и даже обыкновенные спички! Очень эффективна работа по плетению и вышивке. Игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: с использованием карандаша с гранями, с прищепками, игры с пробками от бутылок, игры с сыпучими материалами (горох, фасоль, рис, гречка, пшено

Вы уже хорошо знаете и применяете в своей работе пальчиковые игры:

• со стихотворным сопровождением,

• с музыкальным сопровождением Народные потешки и песенки

• игры манипуляции: они развивают воображение- в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ

• Пальчиковый театр,

• Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и рук

• Также психологи предлагают играть в пальчиковые кинезиологические игры. Другими словами — это «гимнастика мозга»: такие игры позволяют активировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Игра с педагогами: «Попробуй повтори». Педагоги выполняют движения соответственно демонстрируемым карточкам.

Фото №4 Слайд В нашем ОУ есть дети с различными нарушениями в развитии и имеют статус ОВЗ есть дети с ЗПР ТНР и ИН РАС

Слайд 15.

Зрительный гнозис

Для коррекции зрительного гнозиса (восприятия, узнавания, внимания) используется следующий наглядный материал: рисунки на слайде – разрезные картинки, чего не хватает, какого фрагмента не хватает, что здесь изображено, зашумленные картинки, лабиринты, фигура и фон, найди такой же предмет, найди разукрась, найди и сосчитай, что перепутал художник….

Слайд 16

Пространственные и «квазипространственные» представления

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Слайд 17

Освоение телесного пространства

Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успехов. Пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено-солома», которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, верх и низ, и это неизбежно и неизменно.

Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и т. п. Таким образом вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления.

Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).

Видео: «Дотронься волшебной палочкой до…»

Слайд 18.

Освоение внешнего пространства

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например, «вверх», «вперед», «назад», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, вниз — приседание.

Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п.

Вначале ребенок выполняет движения вместе с педагогом, который и поясняет каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым выполняется упражнение.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем — только взором.

Видео: «Где у куклы…», Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: право — где у меня лево, а лево — где право.

Игра с педагогами

«Движения в одном направлении».

Педагог-психолог: «Вытяните руку вправо, отставьте ногу вправо, поверните голову вправо, наклоните голову к правому плечу, сделайте три наклона вправо, присядьте на правое колено и т. д.

Пространственные схемы и диктанты

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.

Видео: «Двигательный диктант»

Слайд 19.

Игра с педагогами «Найди свой подарок»

На экране представлена схема кабинета. В определенном месте есть картинка с «подарком». Задача участников понять где находится предмет и найти его. Тот, кто находит «подарок» оставляет его себе.

Комментарий: в детском саду составлять план комнаты учат со среднего возраста. Сначала детям дается задание найти предмет, а потом учат самостоятельному составлению планов.

Слайд 20.

Конструирование и копирование

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв или цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки. Фото на экране: дети с ОВЗ играют с играми на конструирование и копирование.

Презентация игровых наборов.

Спички, счетные палочки, наборы геометрических фигур, конструкторы, кубики….

Слайд 21.

Логопед:

«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу простых предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. (полный текст у логопеда)

ВИДЕО «Поставь фигурку за….»

Слайд 22

Формирование квазиопространственных представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных инструкций. (полный текст у логопеда)

Игра с педагогами:

Покажи мамину дочку и дочкину маму.

Собака хозяина и хозяин собаки.

Слайд 23.

Развитие чувства ритма

.

Игры и упражнения на развитие чувства ритма помогает ребенку развить слух, внимание и является шагом к развитию фонематического слуха. (полный текст у логопеда.)

Слайд 24

Балансировочно-аудиально-визуальные упражнения с мячами.

(полный текст у логопеда.)

ВИДЕО и ПРАКТИКА мячики: 1 2 3

Слайд 25

Думаем ясно, что все перечисленные уровни пространственно-временных представлений формируются в фило- и онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень с неизбежностью включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития целостный ансамбль зрелой психики.

Каждый этап онтогенеза должен быть не просто пройден, но и упрочен и вовремя отторможен ребенком, его телом в движении, так как именно степени свободы сенсомоторной актуализации заложат основу для дальнейшего наращивания всего психического потенциала. Иначе в его 12 лет вам придется заставлять ребенка ползать, затем ходить на четвереньках, играть в мяч и т. п., чтобы элементарно сформировать у него реципрокные взаимодействия рук и ног, оптико-мануальные координации и пр., как это предлагается в методах, описанных в разделе второй части настоящего издания.

Слайд 26.

Заключение.

Педагог-психолог: Уважаемые педагоги, сегодня мы постарались кратко освятить методику коррекционной работы с детьми с ОВЗ в свете онтогенетического подхода.

Думаем, что глядя на эту радужную лесенку вам стало понятно, как нужно выстроить процесс занятий, в какой последовательности проводить те или иные упражнения и когда их вводить, что и в какой момент развивать.

Поделитесь пожалуйста своими впечатлениями на листах обратной связи.

Слайд 27.

Большое вам спасибо!

Фото №5 У всех этих детей имеются системные нарушения в развитии страдают и сенсомоторная и познавательная и регуляторно волевая эмоциональная сферы Фото №6 И как итог данного недоразвития страдает вся речевая система в целом

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении В нашем детском саду уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в познавательной.

«Психологические игры для детей старшего дошкольного возраста». Мастер-класс педагога-психолога и учителя-логопеда 1. Игра «Знаете ли вы буквы?»-развитие внимания, произвольности, самоконтроля. Психолог: «Сейчас мы посмотрим, сможете ли вы отгадать буквы,.

Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда Слайд 1 Использование игр с мячом в коррекционной работе учителя-логопеда Слайд 2 Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным.

Использование информационных проектов в работе учителя-логопеда .

Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 5–6 Логопедическая работа по коррекции дизартрии занимает много времени и сил. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой и автоматизация.

План-конспект совместной образовательной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда «Путешествие в цветочный город» государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Кинеля городского.

Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога–психолога в соответствии с ФГОС  С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решение задач развития детей предусматривается в четырех образовательных.

Проект в рамках взаимодействия учителя-логопеда и педагога психолога «Театральная гостиная» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Полное название проекта: Проект в рамках взаимодействия учителя – логопеда и педагога психолога с детьми компенсирующей.

Сценарий интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «Домашние птицы и птенцы» Тема: Домашние птицы и птенцы. Цель: создание условий для развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда. Количество детей с нарушениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в работе педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 17:55
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД