Евгения Неумолотова
Использование пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев!»
В. А. Сухомлинский
Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками. Задержка речевого развития затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние малыша. Однако если вовремя помочь ребёнку, регулярно использовать все способы стимуляции, развития и активизации речи, эти проблемы можно успешно решить. Что надо делать, чтобы ребёнок заговорил? Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев, рук.
Публикация «Использование пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками с нарушениями речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Пальчиковая гимнастика – это ритмичные движения руками и пальцами, сопровождаемые рифмованным текстом. Благодаря пальчиковой гимнастики у ребёнка развиваются мелкая моторика рук и речь. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. С раннего детства надо начинать заниматься пальчиковой гимнастикой. Начать лучше всего с лёгкого массажа. Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, пальчики кистей рук сначала вдоль, а затем поперёк. С детства, когда мы разучиваем «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» мы начинаем развивать мелкую моторику пальчиков.
Массаж и пальчиковая гимнастика развивают не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей малыша.
По мнению ученых, пальчиковые игры соединяют пальцевую пластику с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, а, следовательно, на развитие творческих способностей ребенка.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме учебных заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у ребят навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Взрослый учит с детьми стихи, отгадывает загадки, выполняет упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной лексической темы.
Пальчиковая гимнастика по теме «Космос»
Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)
Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте)
В звёздном небе звёзды светят (пальчики сжимаем и разжимаем)
Космонавт летит в ракете (ладони сомкнуты над головой)
День летит, ночь летит
И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)
Видит сверху он поля, горы, реки и моря, (загибаем пальцы)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной (крыша над головой)
В космосе сквозь толщу лет (сжимают и разжимают пальцы рук)
Ледяной летит объект (поднимают сжатые кулаки, наклоны вправо-влево)
Хвост его-полоска света (к кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
А зовут объект комета (сжимают и разжимают пальцы рук)
Раз, два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, (пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди?
Солнце, звезды, планеты, спутники, кометы. (Загибают пальчики обеих рук)