Приложение МААМ

Использование системы тренинговых занятий по развитию рефлексии детей старшего дошкольного возраста

Ольга Зяблицкая
Использование системы тренинговых занятий по развитию рефлексии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Рефлексия играет большую роль в формировании и развитии целостной личности, т. к. наличие у человека позволяет анализировать и переосмысливать свои собственные действия, поступки и взаимоотношения, вести самонаблюдение за своим состоянием, чувствами, мыслями, оценивать свои возможности и способности, а также способствует накоплению знаний человека о самом себе.

Публикация «Использование системы тренинговых занятий по развитию рефлексии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.

Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредотачиваться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего лишнего, телесного.

Дж. Локк разделил ощущения и рефлексию, трактуя последнюю, как особый источник знаний (внутренний опыт в отличие от внешнего мира, основанного на свидетельствах органов чувств).

Изучение рефлексии осуществлялось в работах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А. В. Петровского, В. И. Слободчикова, Р. С. Немова, Е. Д. Смирнова, Т. А. Урунтаевой, В. В, Столина, В. С. Мухиной и многих других уче-ных. Именно они выделили особенности развития рефлексии, факторы, влияющие на процесс развития и познания ребенком своего внутреннего мира, способностей и особенностей.

Несмотря на ряд экспериментальных теоретических работ, в которых исследовались возможности развития рефлексии детей старшего дошкольного возраста в целом проблема развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной для педагогики.

В дошкольном возрасте необходимо развивать рефлексию для того, чтобы ребенок смог понять свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать внутренний мир, общение. Поэтому в нашем исследовании мы предположили, что на развитие рефлексии дошкольника повлияет использование системы тренинговых занятий, т. к. игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте; использование системы тренинговых занятий будет осуществляться с опорой на принцип систематичности и возможности неоднократных повторений. При этом система тренинговых занятий будет доступна и соответствовать возрастным особенностям детей, будет способствовать развитию субъект-субъектных отношений со сверстниками.

Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии - предметно-рефлексивные отношения.

Рефлексия включает в себя это не только самопонимание, самопознание, но и такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества.

Важнейшей особенностью рефлексии является способность человека управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.

Таким образом, рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

Признаками развитой рефлексии выступают : осознавание особенностей своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит.

Рефлексия обусловлена деятельностью, ее задачами. Акты рефлексии органически включаются в конструкцию деятельности, и в этом смысле рефлексия является механизмом развития и функционирования любой деятельности.

На основании анализа работ Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и других мы пришли к выводу, что развитие рефлексии в дошкольном возрасте взаимосвязано со следующими особенностями психического развития ребенка :

- возникновение критического отношения к оценке взрослого и сверстника;

- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифферен-цированная самооценка, самокритичность;

- развивается способность мотивировать самооценку;

- появляется осознание себя во времени, личное сознание.

На основании этих особенностей рефлексии в дошкольном возрасте выделили критерии и уровни развития их в старшем дошкольном возрасте :

1) Наличие у детей плана внутренних действий;

2) Поэтапное планирование собственной деятельности;

3) Адекватность понимания и оценки собственной позиции во взаимоотношении, как со взрослыми, так и со сверстниками;

4) Сформированность умения контролировать, анализировать и оценивать результат своей деятельности и своего поведения;

5) Сформированность рефлексивной позиции, т. е. самостоятельность мышления во взаимодействии со взрослыми людьми.

Публикации по теме:

Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина»Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию беседу "Об Отечестве" из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Лэпбук «Космос» для занятий с детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Космос» для занятий с детьми старшего дошкольного возраста Лэпбук предназначен для расширения и систематизирования знаний детей старшего дошкольного возраста о космосе, формирует понятие о себе как.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Лэпбук на тему «Зима» для игр и для занятий с неслышащими детьми старшего дошкольного возрастаЛэпбук на тему «Зима» для игр и для занятий с неслышащими детьми старшего дошкольного возраста 1. Название лэпбука. Лэпбук «Зима». 2. Цель создания лэпбука Цель создания лэпбука для педагогов и родителей: познакомить с методическим.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Использование развивающего пространства по физическому развитию детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Использование развивающего пространства по физическому развитию детей дошкольного возраста» 3 мая 2018 года состоялся семинар-практикум для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений города Курска.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование системы тренинговых занятий по развитию рефлексии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2021 в 05:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование системы тренинговых занятий по развитию рефлексии детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зяблицкая (УИ 1345927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД