МААМ-картинки

Использование сказочных сюжетов на занятиях по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте

Виктория Петровна Городянкина
Использование сказочных сюжетов на занятиях по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Использование сказочных сюжетов на занятиях по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте

В последнее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал. Использование сказочного сюжета позволяет добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. В занятие-сказку легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Публикация «Использование сказочных сюжетов на занятиях по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте» размещена в разделах

Тема: Звук "С"

Цель:

закреплять правильное произношение звука «С» в словах, словосочетаниях, предложениях;

развивать слуховое внимание и память;

развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза; развить силу голоса;

развить координацию речи с движением;

развивать зрительное внимание;

развивать конструктивную деятельность;

закреплять предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме "Посуда";

развивать навык образования и употребления родственных слов.

Демонстрационный материал:

интерактивная доска;

компьютерная игра «Сломанное пианино» из сборника «Интерактивные речевые игры», издательство «Учитель»;

фрагменты мультфильма «Федорино горе»;

зашумленная картинка «Посуда»;

фланелеграф;

разрезные картинки предметов посуды;

индивидуальные наборы для составления схемы слова;

панно «Подносы» со слоговыми схемами;

панно «Меню» (для составления схемы слов);

синие и красные квадраты, полоски для составления схемы слова;

корзина с сюрпризом.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Введение в тему.

Логопед: Сегодня будем повторять звук «С»

- Что вы знаете об этом звуке? (согласный, твердый, глухой.)

- Как произносится звук «С»? (Губы улыбаются, язык внизу за зубками, воздушная струйка холодная, голосок молчит.)

2. Демонстрация фрагментов фильма «Федорино горе»

на интрактивной доске.

Cкачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит.

А за ними блюдца, блюдца

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы — дзынь! — натыкаются,

И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

И чудо случилось с ней:

Стала Федора добрей.

Она за посудой идёт,

И тихую песню поё т:

«Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.»

3. Развитие слухового внимания и памяти. Интерактивная игра «Сломанное пианино».

4. Развитие силы голоса и речевого выдоха.

Логопед:

Давайте вспомним, как разлетались и звенели осколки посуды.

Установка: глубоко вздохнуть и на одном выдохе произнести

- «дзинь» 2 раза (3 раза, 4 раза);

- произнести «дзинь» 3 раза последний раз громко; (3 – произнести «дзинь 4 раза первый раз громко и т. д.

5. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука «С» из слова.

Логопед:

Ребята, давайте поможем Федоре привести посуду в порядок.

Вспомним, как ухаживают за посудой.

Хлопните в ладоши, если услышите звук «С» в слове:

чистить, мыть, скоблить, ополаскивать, вытирать,

сушить, расставлять.

После игры дети повторяют слова-действия со звуком «С».

6. Развитие зрительного гнозиса.

Определение позиции звука «С» в слове.

На интерактивной доске контурные изображения посуды (миска, солонка, супница, сахарница, сковорода, кастрюля, самовар, стакан, наложенные друг на друга в беспорядке.

Логопед:

Ребята найдите посуду со звуком «С» в названии и определите место звука «С» в слове. (Миска - звук «С» стоит в середине слова. Солонка - звук «С» стоит в начале слова и т. д.)

7. Закрепление употребления относительных прилагательных. Развитие конструктивной деятельности.

Логопед предлагает детям «склеить» разбитую посуду и рассказать, какая у кого посуда.

Дети достают разрезную картинку из индивидуального конверта, складывают ее, а потом рассказывает :

- у меня пластмассовый стакан.

- у меня хрустальная солонка

- у меня соломенная сухарница

- у меня стеклянный стакан и т. д.

8. Деление слов на слоги. Дидактическая игра «Наведем порядок».

Дети поочередно выбирают с панно предмет посуды, отхлопывают его название, определяют количество слогов в слове и выставляют посуду на поднос с изображением соответствующей слоговой схемы слова.

9. Физминутка «Накрываем на стол».

Мы посуду расставляем

Вверх, вниз, хлоп, хлоп.

Ложки, вилки убираем,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Федоре помогаем,

На стол накрываем.

10. Закрепление употребления родственных слов. Игра «Так бывает или нет?» :

Логопед:

Федора соль насыпала в масленку (Нет)

- А как правильно? (Нет, соль насыпают в солонку.)

- Суп налила в салатницу. (Нет, суп наливают в супницу.)

- Масло положила в миску. (Нет, масло кладут в масленку.)

- Сахар насыпала в сковородку. (Нет, сахар насыпают в сахарницу.)

- Сухари положила в сахарницу. (Нет, сухари кладут в

- Салат положила в сковородку. (Нет, салат кладут в салатницу.)

11. Развитие навыков звукового анализа. Составление схемы слова суп.

Логопед:

Теперь у Федоры все в порядке. Федора ждет гостей и хочет составить меню, да грамоты не знает. Давайте ей поможем.

Дети составляют схемы слова суп.

12. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Составление слова из начальных звуков в названиях картинок.

Логопед:

Ребята, Федора решила отблагодарить вас за помощь и приготовила для вас угощение. А что за угощение, вы догадаетесь сами, если составите слово из первых звуков в названиях картинок: санки, ослик, квас (сок.)

Логопед вносит корзинку и вручает каждому ребенку маленький пакетик с соком.

13. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Публикации по теме:

Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П»Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Петрушка принёс звуки - символы (артикуляционная гимнастика). Паровозик для определения слогов в слове. Слова со звуком П. На улице.

Фотоотчёт занятия по подготовке к обучению грамоте «Учимся быть внимательными»Фотоотчёт занятия по подготовке к обучению грамоте «Учимся быть внимательными» Заключительным этапом проекта «Учимся быть внимательными» было проведение занятий учителем-дефектологом и воспитателями на «Школе для.

Использование интерактивной доски на занятиях по обучению грамотеИспользование интерактивной доски на занятиях по обучению грамоте Мы живем в XXI веке, веке высоких информационных технологий. Это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке»Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Цель: Обобщить знания детей по теме звук – слог – слово – предложение.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группыКонспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группы Тема: Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия;.

Пособия-помощники на занятиях по обучению грамотеПособия-помощники на занятиях по обучению грамоте Старший дошкольный возраст - это возраст серьёзной подготовки к обучению грамоте и письму. Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается.

Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?»Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?» Предлагаю вашему вниманию игру, главной целью которой является развитие умения составлять из букв слова, учитывая выявленную закономерность.

Самоанализ ОД по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка» Самоанализ открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка». В ходе проведения образовательной деятельности решалась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказочных сюжетов на занятиях по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте
Опубликовано: 24 марта 2024 в 10:20
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сказочных сюжетов на занятиях по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Петровна Городянкина (УИ 162436) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД