Ксения Пьянзина
Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не хозяин природы, а её часть. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только и не просто как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологической культуры не означает, что завершение этого процесса можно связывать только со взрослым состоянием человека, оно постоянно обогащается и корректируется жизненным опытом ребенка. На каждом возрастном этапе имеет свое содержание, свои формы проявления.
Публикация «Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Логическое мышление
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Показателем экологической культуры и здорового образа жизни личности на любом возрастном этапе можно считать самые различные осознанно – самостоятельные действия поведения человека, направленные на сохранение природы или ее разрушение – это распространяется на конкретные поступки ребенка по отношению к растениям, животным, находящимся в сфере его деятельности и на индивидуальное поведение.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.
Главный принцип экологического воспитания ребёнка – непосредственный контакт с природой. Источником процесса познания являются чувства. В учебно-воспитательном процессе детского сада иногда недооценивается роль словесных методов, чаще всего используются художественная литература, беседы и лишь изредка – задания. Даже когда эти задания и предлагаются детям, они, как правило, касаются сезонных изменений в природе и не направлены на экологическое воспитание, формирования навыков природопользования.
Ценность словесных речевых заданий состоит в следующем :
- взаимодействие воспитателя с детьми в процессе их решения выступает как момент заинтересованного общения;
- проблемный вопрос вызывает у дошкольников активное познавательное отношение, что создаёт более благоприятные условия для усвоения экологических знаний;
- раскрытие причиненных связей способствует формированию критичности мышления, догадливости;
- моральные ситуации, которые лежат в основе логических заданий, пробуждают гуманные чувства;
- решая задания, дети закрепляют знания о правилах природопользования, утверждаются в бережном отношении к природе.
Использование словесных логических заданий с детьми старшего возраста показало, что они полностью им доступны, воспринимаются с большим интересом и сразу дают возможность педагогу проанализировать знания детей, направленные на экологическое воспитание.
Возьмем для примера одно из правил: нельзя забирать живые существа из среды, где они обитают, так как это приводит к их гибели. Вот такое логическое задание можно предложить детям: «Мама и дочка пошли на речку купаться. «Смотри, мама, как много улиток в воде! Можно, я поиграю с ними?» - спросила девочка. «Нет, нельзя» - сказала мама. Что это были за улитки? Почему мама не разрешила с ними играть? Ответы детей: В воде живёт много разных моллюсков. Если девочка будет играть с ними на берегу, они погибнут. Это не игрушки, они живые. Они не могут жить без воды. Они полезны для речки – очищают воду». Воспитатель поощряет правильность этих размышлений, хвалит за знание того, как нужно вести себя на природе. А если детям не хватает необходимых знаний, он, опираясь на их интерес, рассказывает сам: «В озё рах и речках живут моллюски: катушки, прудовики, беззубки и другие. Они дышат жабрами, как рыбы, и без воды быстро гибнут. Беззубки полезны для водоемов, так как пропускают через себя воду и очищают ее. Поэтому относиться к ним нужно бережно и не вытаскивать из воды.
Таких примеров словесных логических заданий, которые можно предложить старшим дошкольникам множество вот, например некоторые из них:
1. Была ранняя осень. Как – то в группу залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крылышками. «Это стрекоза!» - узнали дети. Это полезное насекомое! «А зачем она залетела в комнату? Как нам надо поступить» - спросила воспитатель. Как размышляли дети? Вывод: Осень насекомые ищут место для зимовки. Вот и залетела в группу случайно стрекоза. Правильно сказали те дети, которые предложили не трогать ее – пусть сама себе найдет дом. Весной она отложит яйца и из них выведется много стрекоз, и они будут помогать людям, охранять от вредителей сады, леса и поля.
2. Осенняя листва в саду лежала пышным ковром. «Сегодня буем сгребать листву» - сказала мама Саше. «А можно я соберу листву в кучу и зажгу костер?» - спросил Саша. «Нет, нельзя» - ответила мама. Почему мама не разрешила Саше жечь листья? Вывод: У нас действует закон, согласно которому запрещается загрязнять воздух, а дым его загрязняет. Саша этого не знал, и мама объяснила ему, что листья лучше присыпать землей. Они перегнивают в почве и станут удобрением для растений.
3. Алиса и Рита сгребали осенью листья и увидели на одном листке жучка, Алиса взяла его на ладошку, но он не шевелился. «Наверно, жучок погиб от холода» - сказала Рита. – Выкинь, выкинь его». «Нет» - ответила Алиса – Жучок живой». Что Алиса рассказала подруге и как девочки поступили с жучком? Вывод: Осенью жучки прячутся под листья, забираются в щели, в кору деревьев. Они засыпают на зиму. Про это лиса рассказала своей подруге. Девочки бережно положили жучка на землю и хорошо закрыли его листьями. Когда наступит весна и пригреет солнышко, он оживет.
4. «Давай сделаем на балконе зимнюю птичью столовую» - предложил Максим маме. – Пусть птицы прилетают и подкармливаются». Стал Максим подсыпать в кормушку разные семена, крошки. Синички и воробьи оживленно вертелись около кормушки. Как - то мальчик забыл положить корм в кормушку. День был морозный и ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли. На следующий день Максим насыпал корм, но птичек прилетело меньше. Почему? Вывод: Птица, которая зимой не поела хотя бы один день, может погибнуть, замерзнуть от холода. Зимний день очень короткий и птицы не успели найти другую кормушку с кормом. Они привыкли находить корм в этом месте. Поэтому, если сделал кормушку, корм надо насыпать ежедневно.
5. Даня с мамой пошли в лес. «Смотри, мама, птичка летает так низко, что я могу поймать ее. Пусть она поживет у нас дома» «Нет, этого делать нельзя» - сказала мама. Почему она так ответила сыну? Вывод: Мама не разрешила взять птичку, так как знала, что это был птенец, который еще не научился летать. Взрослая птица, его мама находилась рядом. Птенец вырастет и принесет пользу лесу. А в квартире, без обычной пищи, птенец может погибнуть.
6. Однажды Илья с мамой и папой пошли к речке. «Дайте мне баночку, я наловлю рыбок» - попросил Илья родителей. «Их нельзя ловить» - сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа сыну? Вывод: Маленькие рыбки – это мальки. Потом из них вырастут большие рыбы. Река – это для них родной дом. В баночке они быстро погибнут. А если в реке погибнут мальки, то будет меньше и взрослой рыбы.
7. Коля и Ваня играли на площадке детского сада. Вдруг они увидели, как на цветок села большая красивая бабочка. «Давай, поймаем ее» - предложил Ваня. «Покажем всем, какая она красивая!» «Нельзя ловить бабочек!» - сказал Коля. Кто из мальчиков был прав? И почему? Вывод: Ловить и уничтожать насекомых нельзя, так же как и ловить птиц и зверей. Бабочка очень красивое и полезное насекомое. Она опыляет растения и этим самым приносит пользу.
8. Андрей и Кирилл обрабатывали землю вокруг куста розы. «Смотри, как много тли на стебельках! Погибнут наша роза!» - грустно сказал Кирилл. «А я знаю, кто может уничтожить тлю и защитить нашу розу!» сказал Андрей и куда - то убежал. Кого он побежал искать? Вывод: Андрей вспомнил, что тлю уничтожает божья коровка. Если посадить этих жучков на куст розы, то она будет спасена. Эти маленькие жучки очень полезны – их надо оберегать.
9. Мама с Катей отправилась на прогулку в лес. Там было очень красиво: цвели на лужайках цветы и пели птицы. Катя увидела большой красивый колокольчик и крикнула маме: «Мама, какой красивый цветок! Я сорву его!» Катя побежала к колокольчикам. «Не трогай колокольчик, не рви его» – крикнула вдогонку мама. Почему мама не разрешила сорвать цветок? Вывод: Колокольчик краса леса. Все хотят полюбоваться цветами. К тому же в чашечках колокольчиков прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, поэтому если сорвать цветок, насекомые останутся без дома. А без дома всем плохо.
10. Вчера я была возле речки и вот что увидела там: два мальчика кидали в воду камушки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете, хорош ли поступили мальчики? Вывод: Если каждый будет кидать все, что захочет дно речки, будет засоряться. В речке живет много растений, рыб, моллюсков. Без воды они погибнут. Из речки берут для разных нужд воду. Без воды не может жить человек, звери. Значит, необходимо беречь речки, озера, пруды.
К подобным зданиям целесообразно обращаться тогда, когда у детей сформированы прочные впечатления об объектах природы. Следует чаще использовать проблемные ситуации – задания в повседневной жизни как форму общения детей, а также для закрепления их знаний о правилах природопользования. Дошкольники должны усвоить следующее:
- необходимо вести себя осторожно на природе, помнить, что в лесу, в речке, на лугу живут постоянные обитатели (рыбы, птицы, звери, для которых эта среда родной дом;
- нельзя забирать живых существ с места их обитания;
- нужно заботливо относиться к воде, земле, воздуху, так как это среда, где обитает все живое.
Критерием сформированности осознанно – правильного отношения к природе, результатом «экологической» воспитанности является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни.
Библиография.
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2016 – 496 с.
2. Гуриненко Н. А. Планирование познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2017 – 61 с.
3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие слушателей экологической школы. – Н. Новгород, 1991 – 40 с.
4. Уланова Л. И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Йошкар – Ола 2012 - 342 с.