Папки-передвижки

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников

Ксения Пьянзина
Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не хозяин природы, а её часть. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только и не просто как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологической культуры не означает, что завершение этого процесса можно связывать только со взрослым состоянием человека, оно постоянно обогащается и корректируется жизненным опытом ребенка. На каждом возрастном этапе имеет свое содержание, свои формы проявления.

Публикация «Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Показателем экологической культуры и здорового образа жизни личности на любом возрастном этапе можно считать самые различные осознанно – самостоятельные действия поведения человека, направленные на сохранение природы или ее разрушение – это распространяется на конкретные поступки ребенка по отношению к растениям, животным, находящимся в сфере его деятельности и на индивидуальное поведение.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

Главный принцип экологического воспитания ребёнка – непосредственный контакт с природой. Источником процесса познания являются чувства. В учебно-воспитательном процессе детского сада иногда недооценивается роль словесных методов, чаще всего используются художественная литература, беседы и лишь изредка – задания. Даже когда эти задания и предлагаются детям, они, как правило, касаются сезонных изменений в природе и не направлены на экологическое воспитание, формирования навыков природопользования.

Ценность словесных речевых заданий состоит в следующем :

- взаимодействие воспитателя с детьми в процессе их решения выступает как момент заинтересованного общения;

- проблемный вопрос вызывает у дошкольников активное познавательное отношение, что создаёт более благоприятные условия для усвоения экологических знаний;

- раскрытие причиненных связей способствует формированию критичности мышления, догадливости;

- моральные ситуации, которые лежат в основе логических заданий, пробуждают гуманные чувства;

- решая задания, дети закрепляют знания о правилах природопользования, утверждаются в бережном отношении к природе.

Использование словесных логических заданий с детьми старшего возраста показало, что они полностью им доступны, воспринимаются с большим интересом и сразу дают возможность педагогу проанализировать знания детей, направленные на экологическое воспитание.

Возьмем для примера одно из правил: нельзя забирать живые существа из среды, где они обитают, так как это приводит к их гибели. Вот такое логическое задание можно предложить детям: «Мама и дочка пошли на речку купаться. «Смотри, мама, как много улиток в воде! Можно, я поиграю с ними?» - спросила девочка. «Нет, нельзя» - сказала мама. Что это были за улитки? Почему мама не разрешила с ними играть? Ответы детей: В воде живёт много разных моллюсков. Если девочка будет играть с ними на берегу, они погибнут. Это не игрушки, они живые. Они не могут жить без воды. Они полезны для речки – очищают воду». Воспитатель поощряет правильность этих размышлений, хвалит за знание того, как нужно вести себя на природе. А если детям не хватает необходимых знаний, он, опираясь на их интерес, рассказывает сам: «В озё рах и речках живут моллюски: катушки, прудовики, беззубки и другие. Они дышат жабрами, как рыбы, и без воды быстро гибнут. Беззубки полезны для водоемов, так как пропускают через себя воду и очищают ее. Поэтому относиться к ним нужно бережно и не вытаскивать из воды.

Таких примеров словесных логических заданий, которые можно предложить старшим дошкольникам множество вот, например некоторые из них:

1. Была ранняя осень. Как – то в группу залетело маленькое насекомое с прозрачными зеленоватыми крылышками. «Это стрекоза!» - узнали дети. Это полезное насекомое! «А зачем она залетела в комнату? Как нам надо поступить» - спросила воспитатель. Как размышляли дети? Вывод: Осень насекомые ищут место для зимовки. Вот и залетела в группу случайно стрекоза. Правильно сказали те дети, которые предложили не трогать ее – пусть сама себе найдет дом. Весной она отложит яйца и из них выведется много стрекоз, и они будут помогать людям, охранять от вредителей сады, леса и поля.

2. Осенняя листва в саду лежала пышным ковром. «Сегодня буем сгребать листву» - сказала мама Саше. «А можно я соберу листву в кучу и зажгу костер?» - спросил Саша. «Нет, нельзя» - ответила мама. Почему мама не разрешила Саше жечь листья? Вывод: У нас действует закон, согласно которому запрещается загрязнять воздух, а дым его загрязняет. Саша этого не знал, и мама объяснила ему, что листья лучше присыпать землей. Они перегнивают в почве и станут удобрением для растений.

3. Алиса и Рита сгребали осенью листья и увидели на одном листке жучка, Алиса взяла его на ладошку, но он не шевелился. «Наверно, жучок погиб от холода» - сказала Рита. – Выкинь, выкинь его». «Нет» - ответила Алиса – Жучок живой». Что Алиса рассказала подруге и как девочки поступили с жучком? Вывод: Осенью жучки прячутся под листья, забираются в щели, в кору деревьев. Они засыпают на зиму. Про это лиса рассказала своей подруге. Девочки бережно положили жучка на землю и хорошо закрыли его листьями. Когда наступит весна и пригреет солнышко, он оживет.

4. «Давай сделаем на балконе зимнюю птичью столовую» - предложил Максим маме. – Пусть птицы прилетают и подкармливаются». Стал Максим подсыпать в кормушку разные семена, крошки. Синички и воробьи оживленно вертелись около кормушки. Как - то мальчик забыл положить корм в кормушку. День был морозный и ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли. На следующий день Максим насыпал корм, но птичек прилетело меньше. Почему? Вывод: Птица, которая зимой не поела хотя бы один день, может погибнуть, замерзнуть от холода. Зимний день очень короткий и птицы не успели найти другую кормушку с кормом. Они привыкли находить корм в этом месте. Поэтому, если сделал кормушку, корм надо насыпать ежедневно.

5. Даня с мамой пошли в лес. «Смотри, мама, птичка летает так низко, что я могу поймать ее. Пусть она поживет у нас дома» «Нет, этого делать нельзя» - сказала мама. Почему она так ответила сыну? Вывод: Мама не разрешила взять птичку, так как знала, что это был птенец, который еще не научился летать. Взрослая птица, его мама находилась рядом. Птенец вырастет и принесет пользу лесу. А в квартире, без обычной пищи, птенец может погибнуть.

6. Однажды Илья с мамой и папой пошли к речке. «Дайте мне баночку, я наловлю рыбок» - попросил Илья родителей. «Их нельзя ловить» - сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа сыну? Вывод: Маленькие рыбки – это мальки. Потом из них вырастут большие рыбы. Река – это для них родной дом. В баночке они быстро погибнут. А если в реке погибнут мальки, то будет меньше и взрослой рыбы.

7. Коля и Ваня играли на площадке детского сада. Вдруг они увидели, как на цветок села большая красивая бабочка. «Давай, поймаем ее» - предложил Ваня. «Покажем всем, какая она красивая!» «Нельзя ловить бабочек!» - сказал Коля. Кто из мальчиков был прав? И почему? Вывод: Ловить и уничтожать насекомых нельзя, так же как и ловить птиц и зверей. Бабочка очень красивое и полезное насекомое. Она опыляет растения и этим самым приносит пользу.

8. Андрей и Кирилл обрабатывали землю вокруг куста розы. «Смотри, как много тли на стебельках! Погибнут наша роза!» - грустно сказал Кирилл. «А я знаю, кто может уничтожить тлю и защитить нашу розу!» сказал Андрей и куда - то убежал. Кого он побежал искать? Вывод: Андрей вспомнил, что тлю уничтожает божья коровка. Если посадить этих жучков на куст розы, то она будет спасена. Эти маленькие жучки очень полезны – их надо оберегать.

9. Мама с Катей отправилась на прогулку в лес. Там было очень красиво: цвели на лужайках цветы и пели птицы. Катя увидела большой красивый колокольчик и крикнула маме: «Мама, какой красивый цветок! Я сорву его!» Катя побежала к колокольчикам. «Не трогай колокольчик, не рви его» – крикнула вдогонку мама. Почему мама не разрешила сорвать цветок? Вывод: Колокольчик краса леса. Все хотят полюбоваться цветами. К тому же в чашечках колокольчиков прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, поэтому если сорвать цветок, насекомые останутся без дома. А без дома всем плохо.

10. Вчера я была возле речки и вот что увидела там: два мальчика кидали в воду камушки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете, хорош ли поступили мальчики? Вывод: Если каждый будет кидать все, что захочет дно речки, будет засоряться. В речке живет много растений, рыб, моллюсков. Без воды они погибнут. Из речки берут для разных нужд воду. Без воды не может жить человек, звери. Значит, необходимо беречь речки, озера, пруды.

К подобным зданиям целесообразно обращаться тогда, когда у детей сформированы прочные впечатления об объектах природы. Следует чаще использовать проблемные ситуации – задания в повседневной жизни как форму общения детей, а также для закрепления их знаний о правилах природопользования. Дошкольники должны усвоить следующее:

- необходимо вести себя осторожно на природе, помнить, что в лесу, в речке, на лугу живут постоянные обитатели (рыбы, птицы, звери, для которых эта среда родной дом;

- нельзя забирать живых существ с места их обитания;

- нужно заботливо относиться к воде, земле, воздуху, так как это среда, где обитает все живое.

Критерием сформированности осознанно – правильного отношения к природе, результатом «экологической» воспитанности является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни.

Библиография.

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2016 – 496 с.

2. Гуриненко Н. А. Планирование познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2017 – 61 с.

3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие слушателей экологической школы. – Н. Новгород, 1991 – 40 с.

4. Уланова Л. И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Йошкар – Ола 2012 - 342 с.

Публикации по теме:

Использование логических задач на занятиях по математике в подготовительной к школе группе Занимательные «нечисловые» логические задачи играют значительную роль в умственном развитии детей. Решение таких задач воспитывают пытливость,.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 25 сентября 2020 в 09:11
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Пьянзина (УИ 302714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД