Получи документы

Использование технологии «Тестопластика» в работе с дошкольниками с нарушениями речи

Карфидова М А
Использование технологии «Тестопластика» в работе с дошкольниками с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы полноценного развития ребенка, начиная с дошкольного возраста, подтверждается рядом фактов и положений. К ним можно отнести как общественные ожидания по отношению к дошкольному образованию, содержание которых изменилось в свете новой государственной политики в демографической области, так и социальный и государственный заказ, подтверждающийся рядом документов федерального уровня, относящихся к сфере образования.

Подготовка детей к успешному обучению, создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, их интеллектуального развития требует от логопедов целенаправленной, вдумчивой, творческой работы.

Публикация «Использование технологии „Тестопластика“ в работе с дошкольниками с нарушениями речи» размещена в разделах

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона, умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.

Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков будут рассыпаться, как карточный домик.

Современная стратегия дошкольного образования представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности обучаемого, раскрытие и реализацию его способностей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.

Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов.

Речь занимает ведущее место в системе высших психических функций человека и является ярким показателем развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь дошкольника, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка — одна из важнейших задач дошкольного образования

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».

Рекомендуется стимулировать речевое развитие дошкольников путем тренировки движений пальцев рук. В связи с этим специалисты изучают условия, эффективные пути и средства развития мелкой моторики рук в различных видах деятельности.

Опыт работы показал, что дети не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка из пластилина, вырезывание из бумаги. Всё это связано с трудностями овладения точными дифференцированными движениями.

Важную роль в создании современной образовательной среды начинают сегодня выполнять так называемые инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Для активизации познавательной и речевой деятельности детей, закрепления лексического материала, развития двигательной сферы, мелкой моторики и пальцев рук, снятию излишнего эмоционального напряжения в нашем детском саду разработан перспективный план кружка «Тестопластика».

Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи. Лепить из соленого теста – увлекательное занятие для детей и взрослых.

Соленое тесто имеет преимущество перед глиной и пластилином: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию. Техника лепки проста, для работы с тестом необходимо : соль, мука, вода. Тесто – материал очень пластичный, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны. Дети имеют возможность видеть реальные плоды своего труда, фантазии, вкуса. Доступность материала, практическое значение изделий, возможность осуществления индивидуального, гендерного и дифференцированного подхода к детям делают лепку из соленого теста привлекательной как для детей, так и для воспитателей.

Массу возможностей непосредственно представляет тестопластика : разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений и многое другое улучшает координацию и точность движений. Это наглядно отражается в дельнейшем на качестве выполненных изделий, более свободном, полноценном речевом общении. Итак, начав с развития моторики, мы постепенно выстраиваем для себя стройную систему применения тестопластики в работе с детьми с нарушениями речи.

В процессе занятия тестопластикой любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Важное значение имеют игры, направленные на развитие стереогноза — восприятия и узнавания предметов на ощупь. Для развития этой функции используются игры по типу «волшебного мешочка».

На каждом занятии используется литературный материал – стихи, потешки, народные сказки, песенки. Для развития общей и мелкой моторики детям предлагаются логоритмические игры и упражнения, пальчиковые гимнастики. Занимаясь тестопластикой, дети получают возможность закреплять знания, полученные на занятиях по развитию речи, математике. В работе с детьми я учитывается их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.

Таким образом, лепка из соленого теста развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение. У детей с ОВЗ формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт. Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.

Без такого взаимодействия на современном этапе трудно решать задачи качественного обучения детей с проблемами речи, создавать условия для полноценного развития и успешной адаптации ребенка в обществе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Каким быть дошкольному детству?» Консультация для родителей подготовлена воспитателем группы №8 Гибановой В. В. на тему: «Каким быть дошкольному детству?» Родители могут.

Буклет «Федеральный государственный образовательный стандарт в ДОУ» Стандарт включает следующее требования: - к структуре Программы; - к условиям реализации Программы: - к результатам освоения Программы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии «Тестопластика» в работе с дошкольниками с нарушениями речи
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 20:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии «Тестопластика» в работе с дошкольниками с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Карфидова М А (УИ 142408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД