Папки-передвижки

Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Антонина Борщова
Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитие речи.

(из опыта работы)

Методика Марии Монтессори отметила свой столетний юбилей. Но, несмотря на это, педагогика М. Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребёнка, в которой совмещены, казалось бы, несовместимые: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьёзная работа.

Публикация «Использование элементов методики М, Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребёнка предметно-развивающей среды. И изучение Монтессори - педагогики позволило сделать вывод о том, что некоторые аспекты данного метода отвечают потребностям воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому методы Монтессори - педагогики оптимально подходят для ребёнка с любым уровнем речевого, умственного развития. Использование Монтессори-метода в работе логопеда позволяет модернизировать коррекционно-образовательный процесс.

В Монтессори – среде занятия проводятся по традиционным методикам, они не отличаются от классических занятий дошкольников. Логопедические занятия имеют свои отличия, поэтому приходится основополагающие принципы Монтессори-метода перестраивать, видоизменять. Наша работа направлена как на стимуляцию речевой функции, так и на формирование вербальных и невербальных средств общения.

Так как в нашей дошкольной организации пока нет возможности полностью внедрить этот метод, мы осуществили новый подход к организации образовательной деятельности воспитанников с использованием элементов Монтессори - педагогики.

Была поставлена цель коррекционной работы и определены направления и принцип организации деятельности.

Для своей работы я определила три важных элемента методики Монтессори :

Трёхступенчатый урок

- используется как в группе детей для введения новых понятий, длится 3-4 минуты и состоит из 3 фраз.

- так и для работы с неговорящими детьми

1. Ознакомление с предметом.

2. Узнавание предмета по названному имени.

3. Называние предмета

Второй приём «КРУГ»

Этот приём используется постоянно. Мы начинаем нашу деятельность с круга. В кругу мы решаем очень много различных задач:

Выполняем артикуляционную гимнастику, самомассаж, физминутки, задания на координацию движений, развитие внимания, памяти, слухового восприятия.

Бывают круги тематические – это обогащение и активизация словаря, отработка лексико-грамматических категорий. Также в конце занятия проводятся рефлексивные круги с элементами аутотренинга. Очень активно этот приём используется и в совместных детско-родительских мероприятиях: мастер-классах, праздниках.

Использование «Круга» помогает лучше организоваться детям, повышается концентрация внимания, снимает проявления тревожности, способствует лучшему контакту между детьми.

Третий приём «Минутка тишины»

Необходимым навыком Мария Монтессори считала умение слушать. Исходя из этого, она придумала игру "Тишина", отлично понимала эту необходимость замедлиться, прислушаться, помолчать.

Эти минутки направлены на развитие слухового восприятия. Чем же игра в «тишину» полезна детям? Она развивает слух ребенка, его лингвистический интеллект. Она успокаивает его, учит различать звуки, регулировать громкость своего голоса и, конечно, контролировать себя. Такая деятельность сближает детей и, по словам Монтессори, способствует духовному развитию детей.

Основная цель образовательной области «Познавательное развитие»- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов.

Познавательные процессы дошкольников с ОВЗ обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания.

И в Монтессори – педагогике большое внимание уделяется сенсомоторному развитию ребёнка, развитию речи и мышления. У всех наших детей имеется недоразвитие тонкой моторики пальцев рук, незрелость и раскоординированность зрительно-моторной сферы. Поэтому на логопедических занятиях мы используем различные монтессориматериалы для коррекции сенсомоторных нарушений: это работа с различными крупами, бусинами, прищепками, природным материалом, прищепками и многое другое.

Так как наша группа речевая, основная цель нашей работы – обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности.

В нашей группе есть Зона развития речи.

Она небольшая, но направлена на полноценное и всестороннее развитие всех речевых навыков, пополнение и активизация словарного запаса. Подготовка к обучению грамоте. там имеется необходимый материал для свободной деятельности детей:

-классификационные карточки для расширения и активизации словарного запаса,

-сюжетные картинки для составления рассказа

- материал для развития фонематического слуха;

- материалы для подготовки руки к письму,

- разнообразные материалы для чтения;

-подвижная азбука, адаптированная к нашим условиям,

- шершавые буквы;

- слоги, слова для составления предложений.

В свободной деятельности закрепляют знания, полученные на занятиях. Так как развитие речи процесс естественный, происходящий на основе сенсорного и социального развития, то в свободной деятельности этот процесс проходит быстрее и лучше.

Во всех упражнениях методов Монтессори присутствуют две цели: прямая и косвенная. И мы одновременно решаем две задачи, корректируем сразу несколько проблем одновременно.

Попутно с нашей работой мы рекомендуем родителям закреплять полученные знания и умения в домашней, естественной обстановке, что представляет для детей особенный интерес.

В заключение можно сказать. Что использование методики М. Монтессори в коррекционной работе воспитанников с ОВЗ способствует развитию во всех направлениях психофизической деятельности, ускоряется процесс коррекционного воздействия. Эта система помогает в полной мере индивидуализировать процесс обучения дошкольников :

- повышение качества речевого развития;

- расширение кругозора детей, обогащение и активизация словарного запаса;

- повышение уровня коммуникативных способностей;

- повышение активности и самостоятельности детей.

Что в итоге содействует становлению и гармонизации его личности.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 30 сентября 2021 в 20:41
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов методики М. Монтессори в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Борщова (УИ 465198) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД