Получи документы

Использование элементов технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи

АННА ТАСМАЕВА
Использование элементов технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

[b][/b]

Что включает в себя речевое развитие?

• Формирование и активизация словаря

Развитие связной речи

• Активизация общения, развитие диалогической речи

• Подготовка к обучению грамоте

• Формирование умения задавать вопросы

• Словотворчество и сочинительство

Проблемы речевого развития дошкольников

• Бедность речи.

Публикация «Использование элементов технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи» размещена в разделах

• Грамматически неоформленная речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение

• Недостаточный словарный запас

• Односложная, состоящая из простых предложений речь

• Трудности в развитии монологической речи : составление описательных, повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, пересказ текста

Бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ

• Употребление нелитературных слов и выражений

• Проблемы звукопроизношения

• Отсутствие навыков выразительности речи

Одним из способом решения проблем развития речи детей является использование в образовательном процессе приемов ТРИЗ

Его гениальная цитата: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"

ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества.

ТРИЗ способствует развитию :

Системности мышления

творческого потенциала

В работе с детьми по данной технологии педагоги придерживаются следующего:

Выслушивать каждого желающего.

Давать только положительные оценки, они раскрепощают!

Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения.

Говорить: интересно, необычно, любопытно!

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей :

снимается чувство скованности;

преодолевается застенчивость;

развивается воображение, речевая и общая инициатива;

повышается уровень познавательных способностей.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов:

Как?

Откуда?

Зачем?

Для чего?

Чем можно заменить?

Чем хорош?

Чем плох?

Чем полезен?

Чем неудобен?

Что делать?

Где можно использовать?

Как быть если?

Методы и приемы ТРИЗ

Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п.

Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками.

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий :

во времени -

в одно время объект обладает одним признаком, в другое - противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая - растаяла);

в пространстве -

одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);

в системах -

один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);

в отношениях -

объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший, а кому-то нет (плохой).

«Да- нетка» - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет»

Задачи «Да- нетки» решаются постепенным сужением круга поиска.

«Да- нетки» бывают

объектные (загадывается один объект)

ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).

числовые «да- нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов,

линейная «да- нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали,

плоскостная (предметы располагаются на плоскости,

объемная (предметы располагаются в пространстве).

Например:

– Я загадала слово (кошка).

– Это растение?

– Нет.

– Это что-то неживое?

– Нет.

– Это животное?

– Да.

– Оно пушистое?

– Да.

И т. д., пока слово не будет угадано.

Метод фокальных объектов

Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами.

Суть метода заключается в следующем:

o детям предлагается назвать три любых объекта.

o Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов.

o Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает.

Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагается детям зарисовать то, что у них получилось.

Например Фонарик.

Случайные объекты Очки, валенок, парашют.

Характерные свойства или признаки случайных объектов

Очки: солнечные, защитные, модные.

Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

Новые идеи

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать

Подсистемы -составные части (элементы, из которых состоит система.

Надсистема- система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.

Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Мышление обычного человека несистемно. Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО.

Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана:

-Дерево (система)

Группа деревьев (надсистема)

Ствол, ветки, листья, корень (подсистема)

Метод мозгового штурма

Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.

Например, с детьми можно решать такие проблемы :

-Как спасти колобка от лисы.

-Как выгнать лису из зайкиной избушки.

-На чем рисовать, если нет бумаги.

Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.

Метод каталога

Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого можно взять любую книгу, обычно берут хрестоматию, и задают вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в тексте.

Можно предложить вот такой ход сказки:

-Жил- был…

-И был он какой…

-Умел делать что…

-Делал он это потому, что…и тд.

Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.

Морфологический анализ

Цель его – установка ассоциативных связей с различными, случайными объектами. Предложите ребенку 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда») и предложите объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?. Конечно, это же машина для перевозки молока, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки.

В кастрюле можно было сварить суп, компот. А теперь машина везет кастрюлю с супом (водой)». Продумайте форму, размер нового предмета: «Конечно, машина должна быть достаточно большой, чтобы увезти кастрюлю, на ней надо сделать специальную подставку. Или наоборот, кастрюлю нужно взять поменьше, чтобы уместилась на машине…и т. д.»

Можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – да чего угодно!

Учимся загадывать загадки

Рассмотрим на примере: котята сонные и подвижные.

Сонный – погружённый в сон, спящий.

Подвижный – быстрый, в движении.

Находим на иллюстрации сонных и подвижных котят, сравниваем их по наглядным характеристикам. На полуактивном этапе попросим детей найти сонные и подвижные объекты на примере другой иллюстрации. Для активного этапа, используем задания с применением сравнения, составление загадок.

Используем схему, в которой загадываемый объект описывается взрослым,

Какой? Что такое же?

Котёнок - сонный - девочка

- пушистый - тигр

- тёплый - одеяло

Поставим между столбиками «но не», загадка будет звучать:

Сонный, но не девочка,

Пушистый, но не тигр

Тёплый, но не одеяло.

Рассказывание по картине

методика «Картинка без запинки»

В гости приходит волшебник «Дели – давай»

первым шагом мы называем шаг «дели», то есть определение состава картины. Наводим нашу камеру, бинокль или подзорную трубу на объект и начинаем рассматривать картину, выделяя детали (игра «Подзорная труба»).

шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь.

Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины:

- Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите (игра «Вхождение в картину»).

Наши глазки закрываем

В мир волшебный попадаем

Руки вверх, руки вниз

Глаза открой и удивись.

- Что слышат наши уши?

(мурлыканье котят, голос хозяйки и т. д.)

- Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т. д.

- Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали?

(запах молока, супа, который готовит хозяйка и т. д.)

- А теперь давайте попробуем этот вкусный суп, только не обожгитесь, ведь он горячий, подуйте.

Наш бинокль «Дели – давай» рассмотрел все участки картины. Закончилась ли его работа? Нет. Ведь у нас есть ещё один друг и помощник – «Былобудет». Он поможет нам узнать, что было, а что будет, выстроить события в нужной последовательности.

Выбираем одного из героев и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, а что будет делать потом.

Следующий шаг - разные точки зрения.

Игра «Превращение в объект на картине». Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми, возможно, разыграть ситуацию из жизни героя, и описываем события с точки зрения этого героя. Ситуации предлагает педагог, а затем и дети.

-Представьте себе, что вы –это девочка, которая кормит кур. Какое у вас настроение? Что вы видите вокруг? Каким вам кажется все вокруг?

Можно предложить составить рассказ от лица одного из цыплят, которых кормит девочка, рассказать,что видит и чувствует цыпленок.

После анализа с помощью методики «Картинка без запинки» дети составляют связный рассказ.

Не обязательно все этапы методики проводить на одном занятии. Может быть проведено 2-3 занятия по одной картине, в зависимости от цели, которую ставит педагог и от уровня развития детей.

Публикации по теме:

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи
Опубликовано: 23 июля 2022 в 14:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем АННА ТАСМАЕВА (УИ 118462) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД