Папки-передвижки

Конспект ООД по познавательному развитию «Исторический тур в Древнюю Русь»

наталия ревина
Конспект ООД по познавательному развитию «Исторический тур в Древнюю Русь»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №187 «Умка»

Конспект

Организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

«Исторический тур в Древнюю Русь»

Воспитатель:

Ревина Наталия Владимировна

Архангельск

2019

Цель: Формирование представлений об истории жизни людей в Древней Руси.

Задачи:

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Исторический тур в Древнюю Русь“» размещена в разделах

1. Познакомить детей бытом, утварью, досугом Древней Руси.

2. Обогащать словарь детей понятиями: русичи, славяне, изба, русская печь, чугунок, ухват, кочерга, оберег.

3. Формировать уважение и любовь к родине, желание чтить традиции русского народа.

Ход:

Релаксационная гимнастика

Вы ладошку к ладошке сложите

И друг другу тепло подарите

Будем петь, заниматься, играть,

Чтобы умными, добрыми стать!

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на экран и скажите, что вы идите? (часы)

слайд №1 – часы

- Для чего нужны часы? ( ответы детей: чтобы определять время)

- Как вы думаете, что такое время? (ответы детей)

- Правильно, время – это необратимое течение жизни, которое идет лишь в одном направлении: из прошлого через настоящее в будущее.

- Как вы понимаете, что такое «прошлое (будущее, настоящее) время»? (ответы детей)

- Мы с вами в каком времени живем: в прошлом, будущем или настоящем? (ответы детей)

- Сегодня мы совершим исторический тур в прошлое в древнюю Русь.

- В прошлое мы отправимся на необычной машине. Для этого вам надо расставить числа по-порядку, а затем перевернуть их на другую сторону и прочитать название машины.

Дети расставляют числа по-порядку от 1 до 13

М Ш Н А И А Е В Е Р М И Н

1 3 5 2 4 6 9 7 11 8 10 13 12

- Что у вас получилось? ( ответы детей: машина времени)

слайд №2 – машина времен

Воспитатель:

- Приготовились, закрыли глаза, глубоко вдохнули, и на выдохе начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – выдох, пуск.

слайд №3 – космическая музыка

- Вот мы и в прошлом – в Древней Руси.

слайд №3 – Киев – град,

слайд №4 – рвы с водой вокруг города,

слайд №5 – вид с холмов.

Воспитатель:

- Давным-давно на высоких холмах поднялся Киев-град. Опоясал его земляной вал, окружили рвы с водой. С зеленых холмов киевских далеко было видно и пригороды и многолюдные села, сосновые леса, а за ними степи.

- Вы знаете, как называлось наше государство раньше? ( ответы детей: Русь, Русь деревянная).

- Как называли наших предков? ( ответы детей: русичи, славяне).

- Как назывался дом у древних русичей? ( ответы детей: изба).

слайд №6 – изба

- Посмотрите на экран, это дом наших далеких предков. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. «Семья сильна, когда крыша одна», – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. На первый взгляд изба – самая обыкновенная постройка. Строя свое жилище, русичи старались сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Избы были очень красивыми.

- Давайте заглянем внутрь избы.

слайд №7 – сени

- Как вы думаете, куда мы вошли? ( ответы детей: в сени)

- Это своего рода зона между отапливаемым помещением и улицей. Весь холод задерживался в сенях и не поступал в основное помещение. Сени использовались славянами в хозяйственных целях. В этом помещении держали разные вещи.

- Посмотрите на экран и назовите предметы, которые вы видите, а я вам подскажу загадкой: «Маленький горбатенький - два воза везет» (ведра на коромысле).

- В сенях располагался чулан

слайд №8 – чулан

- Это помещение, которое отделялось от сеней перегородкой. В чулане хранились продукты питания: яйца, масло, рыба, грибы.

- Где сейчас мы храним эти продукты? ( ответы детей: в холодильнике)

- Давайте пройдем дальше и окажемся в комнате.

слайд №9 – горница

- Раньше в избах была только одна комната – горница, она являлась и кухней, и гостиной, и спальней.

- Отгадайте загадку и узнаете, какой предмет мы увидим, заходя в избу.

«В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт» (печь)

слайд №10 – русская печь

- Что это? ( ответы детей: русская печь)

- Русская печь – это основной элемент избы, располагалась печь слева или справа от двери.

- Для чего нашим предкам нужна была печь? ( ответы детей: обогревали жилище, готовили еду)

- Правильно, ребята, печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности, на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.

слайд №11 – высушивание грибов, ягод и т. п.

слайд№12 – лежанка на печи

- В народе печь называли «кормилицей», «матушкой», как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Отсутствие в избе печи говорило о том, что изба является нежилой. Да и свое название русская изба получила именно благодаря печи, которая позволяет топить помещение.

- С печью связан весь быт, вся жизнь древних русичей. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами. Также считалось, что мусор из дому нужно сжигать в печи, чтобы энергия не уходила наружу, а оставалась внутри помещения.

- Посмотрите и назовите предметы, которые мы видим рядом с печкой, а я вам помогу загадками: «Черный конь скачет в огонь» (кочерга); «К низу узок – верх широк, не кастрюля… (чугунок); «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет» (ухват.)

слайд №13 – кочерга, чугунок, ухват

- Как вы думаете, на какой современный предмет похож чугунок? ( ответы детей: на кастрюлю)

- Для чего русичам нужен был ухват? (ответ детей)

- В печке было жарко и горшок руками взять нельзя.

слайд№14 – горшок в печи

- Проходим дальше и видим неотъемлемую часть внутреннего убранства русской избы – красный угол.

слайд №15 – красный угол

- Он располагался по диагонали от печи.

- Как вы думаете, почему так называли – красный угол? (ответы детей)

- Это было священное место, где находились иконы, лики предков и божественные книги.

- Необходимой частью красного угла являлся стол.

слайд №16 - стол

- Именно в этом углу принимали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб. Древние славяне считали : «Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска».

- Поэтому, даже сегодня традиция не позволяет сидеть на столе. А оставлять ножи и ложки считается дурной приметой.

- Посмотрите вокруг и назовите предметы быта, которые вы видите, а я вам помогу с помощью загадок:

слайд №17 – сундук, лавочка

«Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Платья, книжки и игрушки,

Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед –

Всё она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький… «(сундук)

«Не конь игривый, а доска,

Но в самый раз для седока» (лавочка)

- Предметы быта в русской избе играли каждая свою роль.

- Для чего нужен был сундук? (ответы детей)

- Сундук для одежды являлся важным элементов дома. Сундук переходил по наследству от матери к дочери. В него складывалось приданное девушки, которое она получала после замужества. Располагался этот элемент интерьера русской избы чаще всего рядом с печкой.

- Лавки также являлись важным элементов интерьера русской избы.

- Назовите современный предмет, который заменил лавку? (ответы детей)

- Что еще мы видим в комнате? (ответы детей – люлька)

слайд № 18 – люлька

- Люлька устанавливали в том месте, где младенец мог наблюдать рассвет. Качать пустую колыбель считалось плохой приметой.

- Скажите, из каких материалов сделаны все эти предметы быта? ( ответы детей: из дерева)

- Дерево было одним из любимых материалов у славян, как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Как вы думаете, где брали наши предки все эти предметы: посуду, мебель, одежду? ( ответы детей: делали своими руками)

- Почти все в избе делалось своими руками. Долгими, зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины, мебель (столы, лавки, сундуки, люльки).

слайд№19 – виды работ по изготовлению предметов мебели, посуды, одежды

- Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью? (ответы детей).

- Мы сейчас поиграем в игру «Из прошлого в настоящее» (игра проводится с мячом).

- Я буду кидать вам мяч, и называть предмет древнего быта, а вы будете говорить современное название этого предмета быта и кидать мяч мне обратно.

Лавка-стул, кресло, диван

Чугунок-кастрюля

Сундук-комод, шкаф

Люлька-кроватка

Печь-батарея

Ухват-прихватка

Чулан - холодильник

слайд №20 – женская и мужская одежда

- Посмотрите какую одежду носили древние русичи.

- Одежда славян была разнообразной и красивой. У мужчин – рубаха-косоворотка и порты сшитые из льна. Девицы – носили длинные платья, а поверх одевали льняную юбку. На голове у девиц были кокошники, украшенные вышитыми узорами, бисером и бусинками. На ноги одевали лапти.

- Дети, я заметила, что одежда украшена узорами, как вы думаете, для чего славяне это делали? (ответы детей)

- Узоры, которым украшали одежду, были не только для красоты, но и для оберега.

- Что значит слово «оберег»? (ответы детей)

- Славяне верили, что обереги защищали их от болезней, пожаров, засухи и прочих несчастий.

слайд №21 – узоры-обереги

- Как говорит пословица: «Делу время – потехе час». Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. В них принимали участие и дети. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

- Сейчас мы с вами выйдем во двор и заведем хоровод «Яблочко»

Хороводная игра «Яблочко»

Дети стоят в кругу передают яблоко друг другу и говорят слова:

Яблочко золотое, яблочко наливное по рукам катилось и остановилось

Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!

На ком закончатся слова, тот и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.

По окончании игры звонит колокольчик

- Колокольчик звенит, а это значит, что нам пора возвращаться домой в настоящее.

слайд №22 – машина времени

- Приготовились, закрыли глаза, глубоко вдохнули, и на выдохе начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – выдох, поехали…

слайд №23 – космическая музыка

- Стоп машина! Вот мы и вернулись обратно в настоящее.

- Все вернулись? Никто не остался в прошлом?

- Вот и подошел к концу наш исторический тур в Древнюю Русь.

- Скажите, как называли людей в Древней Руси?

- Почему русскую печь называли кормилицей?

- Какую посуду мы используем в настоящем вместо чугунка?

- Что заменили нам прихватки?

- От чего спасали обереги древних славян?

- О чем вы еще хотели бы узнать?

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой»Конспект НОД по познавательному развитию «Со светлой Пасхой» Конспект НОД по познавательному развитию (мир человека) «Со светлой Пасхой» Тема: «Светлая пасха». Духовно-нравственное воспитание в детском.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к осени» Программное содержание. Закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осень. Учить выразительно с помощью пантомимы.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету»Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету» Программное содержание: Познакомить детей с небесными телами – звездами, сформировать представления о том, что некоторые звезды объединены.

Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас» Цель: создать условия для развития здоровьесберегающей компетентности в процессе экологического образования, посредством исследовательской.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект ООД по познавательному развитию «Радуга профессий» Тема: «Радуга профессий»Образовательные задачи: 1. Развивать у детей умение рассуждать, анализировать и представлять профессии связывая.

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени»Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени» Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель: обогащение знаний о дарах природы-фруктах посредством дидактических игр и упражнений.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие в космос» Автор: Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область. Цель: Формирование у детей представлений.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан»Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан» Непосредственно – образовательная деятельность МБДОУ Детский сад №32 «Зоренька» воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию «Исторический тур в Древнюю Русь»
Опубликовано: 23 мая 2020 в 10:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД