наталия ревина
Конспект ООД по познавательному развитию «Исторический тур в Древнюю Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида №187 «Умка»
Конспект
Организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
«Исторический тур в Древнюю Русь»
Воспитатель:
Ревина Наталия Владимировна
Архангельск
2019
Цель: Формирование представлений об истории жизни людей в Древней Руси.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Исторический тур в Древнюю Русь“» размещена в разделах
1. Познакомить детей бытом, утварью, досугом Древней Руси.
2. Обогащать словарь детей понятиями: русичи, славяне, изба, русская печь, чугунок, ухват, кочерга, оберег.
3. Формировать уважение и любовь к родине, желание чтить традиции русского народа.
Ход:
Релаксационная гимнастика
Вы ладошку к ладошке сложите
И друг другу тепло подарите
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы умными, добрыми стать!
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на экран и скажите, что вы идите? (часы)
слайд №1 – часы
- Для чего нужны часы? ( ответы детей: чтобы определять время)
- Как вы думаете, что такое время? (ответы детей)
- Правильно, время – это необратимое течение жизни, которое идет лишь в одном направлении: из прошлого через настоящее в будущее.
- Как вы понимаете, что такое «прошлое (будущее, настоящее) время»? (ответы детей)
- Мы с вами в каком времени живем: в прошлом, будущем или настоящем? (ответы детей)
- Сегодня мы совершим исторический тур в прошлое в древнюю Русь.
- В прошлое мы отправимся на необычной машине. Для этого вам надо расставить числа по-порядку, а затем перевернуть их на другую сторону и прочитать название машины.
Дети расставляют числа по-порядку от 1 до 13
М Ш Н А И А Е В Е Р М И Н
1 3 5 2 4 6 9 7 11 8 10 13 12
- Что у вас получилось? ( ответы детей: машина времени)
слайд №2 – машина времен
Воспитатель:
- Приготовились, закрыли глаза, глубоко вдохнули, и на выдохе начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – выдох, пуск.
слайд №3 – космическая музыка
- Вот мы и в прошлом – в Древней Руси.
слайд №3 – Киев – град,
слайд №4 – рвы с водой вокруг города,
слайд №5 – вид с холмов.
Воспитатель:
- Давным-давно на высоких холмах поднялся Киев-град. Опоясал его земляной вал, окружили рвы с водой. С зеленых холмов киевских далеко было видно и пригороды и многолюдные села, сосновые леса, а за ними степи.
- Вы знаете, как называлось наше государство раньше? ( ответы детей: Русь, Русь деревянная).
- Как называли наших предков? ( ответы детей: русичи, славяне).
- Как назывался дом у древних русичей? ( ответы детей: изба).
слайд №6 – изба
- Посмотрите на экран, это дом наших далеких предков. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. «Семья сильна, когда крыша одна», – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. На первый взгляд изба – самая обыкновенная постройка. Строя свое жилище, русичи старались сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Избы были очень красивыми.
- Давайте заглянем внутрь избы.
слайд №7 – сени
- Как вы думаете, куда мы вошли? ( ответы детей: в сени)
- Это своего рода зона между отапливаемым помещением и улицей. Весь холод задерживался в сенях и не поступал в основное помещение. Сени использовались славянами в хозяйственных целях. В этом помещении держали разные вещи.
- Посмотрите на экран и назовите предметы, которые вы видите, а я вам подскажу загадкой: «Маленький горбатенький - два воза везет» (ведра на коромысле).
- В сенях располагался чулан
слайд №8 – чулан
- Это помещение, которое отделялось от сеней перегородкой. В чулане хранились продукты питания: яйца, масло, рыба, грибы.
- Где сейчас мы храним эти продукты? ( ответы детей: в холодильнике)
- Давайте пройдем дальше и окажемся в комнате.
слайд №9 – горница
- Раньше в избах была только одна комната – горница, она являлась и кухней, и гостиной, и спальней.
- Отгадайте загадку и узнаете, какой предмет мы увидим, заходя в избу.
«В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт» (печь)
слайд №10 – русская печь
- Что это? ( ответы детей: русская печь)
- Русская печь – это основной элемент избы, располагалась печь слева или справа от двери.
- Для чего нашим предкам нужна была печь? ( ответы детей: обогревали жилище, готовили еду)
- Правильно, ребята, печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности, на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.
слайд №11 – высушивание грибов, ягод и т. п.
слайд№12 – лежанка на печи
- В народе печь называли «кормилицей», «матушкой», как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Отсутствие в избе печи говорило о том, что изба является нежилой. Да и свое название русская изба получила именно благодаря печи, которая позволяет топить помещение.
- С печью связан весь быт, вся жизнь древних русичей. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами. Также считалось, что мусор из дому нужно сжигать в печи, чтобы энергия не уходила наружу, а оставалась внутри помещения.
- Посмотрите и назовите предметы, которые мы видим рядом с печкой, а я вам помогу загадками: «Черный конь скачет в огонь» (кочерга); «К низу узок – верх широк, не кастрюля… (чугунок); «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет» (ухват.)
слайд №13 – кочерга, чугунок, ухват
- Как вы думаете, на какой современный предмет похож чугунок? ( ответы детей: на кастрюлю)
- Для чего русичам нужен был ухват? (ответ детей)
- В печке было жарко и горшок руками взять нельзя.
слайд№14 – горшок в печи
- Проходим дальше и видим неотъемлемую часть внутреннего убранства русской избы – красный угол.
слайд №15 – красный угол
- Он располагался по диагонали от печи.
- Как вы думаете, почему так называли – красный угол? (ответы детей)
- Это было священное место, где находились иконы, лики предков и божественные книги.
- Необходимой частью красного угла являлся стол.
слайд №16 - стол
- Именно в этом углу принимали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб. Древние славяне считали : «Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска».
- Поэтому, даже сегодня традиция не позволяет сидеть на столе. А оставлять ножи и ложки считается дурной приметой.
- Посмотрите вокруг и назовите предметы быта, которые вы видите, а я вам помогу с помощью загадок:
слайд №17 – сундук, лавочка
«Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький… «(сундук)
«Не конь игривый, а доска,
Но в самый раз для седока» (лавочка)
- Предметы быта в русской избе играли каждая свою роль.
- Для чего нужен был сундук? (ответы детей)
- Сундук для одежды являлся важным элементов дома. Сундук переходил по наследству от матери к дочери. В него складывалось приданное девушки, которое она получала после замужества. Располагался этот элемент интерьера русской избы чаще всего рядом с печкой.
- Лавки также являлись важным элементов интерьера русской избы.
- Назовите современный предмет, который заменил лавку? (ответы детей)
- Что еще мы видим в комнате? (ответы детей – люлька)
слайд № 18 – люлька
- Люлька устанавливали в том месте, где младенец мог наблюдать рассвет. Качать пустую колыбель считалось плохой приметой.
- Скажите, из каких материалов сделаны все эти предметы быта? ( ответы детей: из дерева)
- Дерево было одним из любимых материалов у славян, как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Как вы думаете, где брали наши предки все эти предметы: посуду, мебель, одежду? ( ответы детей: делали своими руками)
- Почти все в избе делалось своими руками. Долгими, зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины, мебель (столы, лавки, сундуки, люльки).
слайд№19 – виды работ по изготовлению предметов мебели, посуды, одежды
- Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью? (ответы детей).
- Мы сейчас поиграем в игру «Из прошлого в настоящее» (игра проводится с мячом).
- Я буду кидать вам мяч, и называть предмет древнего быта, а вы будете говорить современное название этого предмета быта и кидать мяч мне обратно.
Лавка-стул, кресло, диван
Чугунок-кастрюля
Сундук-комод, шкаф
Люлька-кроватка
Печь-батарея
Ухват-прихватка
Чулан - холодильник
слайд №20 – женская и мужская одежда
- Посмотрите какую одежду носили древние русичи.
- Одежда славян была разнообразной и красивой. У мужчин – рубаха-косоворотка и порты сшитые из льна. Девицы – носили длинные платья, а поверх одевали льняную юбку. На голове у девиц были кокошники, украшенные вышитыми узорами, бисером и бусинками. На ноги одевали лапти.
- Дети, я заметила, что одежда украшена узорами, как вы думаете, для чего славяне это делали? (ответы детей)
- Узоры, которым украшали одежду, были не только для красоты, но и для оберега.
- Что значит слово «оберег»? (ответы детей)
- Славяне верили, что обереги защищали их от болезней, пожаров, засухи и прочих несчастий.
слайд №21 – узоры-обереги
- Как говорит пословица: «Делу время – потехе час». Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. В них принимали участие и дети. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
- Сейчас мы с вами выйдем во двор и заведем хоровод «Яблочко»
Хороводная игра «Яблочко»
Дети стоят в кругу передают яблоко друг другу и говорят слова:
Яблочко золотое, яблочко наливное по рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
На ком закончатся слова, тот и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
По окончании игры звонит колокольчик
- Колокольчик звенит, а это значит, что нам пора возвращаться домой в настоящее.
слайд №22 – машина времени
- Приготовились, закрыли глаза, глубоко вдохнули, и на выдохе начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – выдох, поехали…
слайд №23 – космическая музыка
- Стоп машина! Вот мы и вернулись обратно в настоящее.
- Все вернулись? Никто не остался в прошлом?
- Вот и подошел к концу наш исторический тур в Древнюю Русь.
- Скажите, как называли людей в Древней Руси?
- Почему русскую печь называли кормилицей?
- Какую посуду мы используем в настоящем вместо чугунка?
- Что заменили нам прихватки?
- От чего спасали обереги древних славян?
- О чем вы еще хотели бы узнать?