МААМ-картинки

Итоги работы по самообразованию и экспериментальной площадки по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Ирина Подойникова
Итоги работы по самообразованию и экспериментальной площадки по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Тема «Развитие логического мышления через формирования элементарных математических представлений» Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Формирование основ логического мышления – одна из важных задач дошкольной педагогики. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения.

Публикация «Итоги работы по самообразованию и экспериментальной площадки по познавательному развитию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

В настоящий момент существуют различные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Для того чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение нами и была выбранная данная тема.

Развитие логического мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к поступлению в школу и последующему обучению. Генезис мышления в дошкольном возрасте можно рассматривать как переход от наглядно - действенного к наглядно-образному, а затем к словесно - логическому. Умственное развитие дошкольника рассматривается как сложное взаимодействие и взаимосвязь этих видов мышления. Развитие мышления идет в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих ценностей. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. Каждая игра – это общение ребенка с взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам сверстника и стойко переносить свои неудачи.

Используя логико-математические игры, как средство активизации в формировании логического мышления нами были поставлены -

Цели: целью изучения данной темы стало определение особенностей развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Для раскрытия выбранной нами темы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу по вопросу развития логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

2. Разработать систему работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста;

3. Создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

4. Составить подборку дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей наглядно – образного, логического мышления, внимания, памяти, интеллектуального развития.

3. Пополнить содержание предметно – развивающей среды дидактическими играми на развитие логического мышления.

4. Внедрять разработанный материал в работу с детьми дошкольного возраста в разных видах педагогической деятельности.

5. развивать у старших дошкольников с помощью развивающих игр логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование);

6. формировать умение прослеживать, понимать, причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;

7. укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;

8. воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

9. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

В начале учебного года нами был составлен перспективный план работы по самообразованию с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей моей группы.

Опираясь на план, в течение учебного года проводилась системная и планомерная работа по развитию логического мышления детей посредством занимательной математики.

В начале учебного года мы провели с детьми мониторинг по познавательному развитию и заметили, что у детей преобладает средний уровень развития.

На начало учебного года с высоким уровнем 32%, средним 68%, низким 0%. В конце учебного года показатель высокого уровня повысился до 58%, а средний уровень снизился на 26%

«Познавательное развитие»

Уровни Начало года Середина года Конец года

Высокий 32% 36% 58%

Средний 68% 64% 42%

низкий 0% 0% 0%

Анализ показал положительную динамику, т. к. высокий уровень выше на 16%, чем средний.

В данной области дети уверенно ведут прямой и обратный счет в пределах 20. Могут соотносить цифру с количеством предметов. Составлять задачи и решать их, пользуясь знаками «+», «-», «=». Научились измерять длину предметов, а также отрезки линий. Могут назвать геометрические фигуры. Хорошо ориентируются в окружающем пространстве, а также на листе бумаги, поверхности стола. Любят математические диктанты.

Для формирования логика - математических игр моим детям пришлось овладеть такими операциями как анализ и синтез, классификация, обобщение, сравнение, усвоить виды отношений между понятиями. Для развития этих операций, логического мышления и использовались различные игры.

Игры – развлечения.

Игры–развлечения я подбирала интересные по содержанию, занимательные по форме, разнообразны по характеру, тематике, способу решения. Они представлены были разного рода задачами, упражнениями, играми на воссоздание фигур – силуэтов, образных изображений из определённых частей. Решение осуществлялось путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру – силуэт, используя весь предложенный набор фигур. Дети любят такие игры как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра».

Развивающие игры.

Следующая группа используемых игр, которые я предлагала детям, были такие, как – развивающие игры. Игровая деятельность состояла из набора развивающих игр, которые при всем своём разнообразии имели общую идею и обладали характерными особенностями. Каждая игра – это набор задач, которые ребенок решал с помощью кубиков, квадратов из картона. Развивающие игры были очень разнообразны по своему содержанию. Я не навязывала детям игры, а объясняла как можно играть в ту, или иную игру. Создавала атмосферу свободного и радостного творчества. К развивающим играм также подбирала игры, которые способствуют развитию мышления, сообразительности детей такие, как: «Части - целое», «Хорошо-плохо», «Аналогии», «Что в круге?», «Дорисуй», «Точка зрения», «Найди отличия».

Дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры и упражнения предназначены расширить представления детей об окружающем мире, познакомить с новыми сведениями. Во время данных игр у детей формировалась такая система образов, которая позволяла выделять самое существенное в предметах, а также видеть их соотношения друг с другом и соотношение их частей. В данных играх дети получили знания путем исследовательской, творческой деятельности. Рассуждая и делая умозаключения, дети научились выделять самое существенное в предметах, а также видеть их соотношение друг с другом и соотношение их частей. Дидактические игры были такие, как: «Подбери узор», «Логические цепочки», «Сложи картинку», «Найди одинаковые предметы», «Домино».

Для того чтобы развивать логику непринужденно, мы использовали наиболее приемлемые и интересные методы и приемы для детей данного возраста.

Мы их познакомили с многофункциональной электронной игрой «Учись играя!». Она у нас в группе появилась недавно и очень привлекает внимание детей. Игра отлично развивает логическое мышление, а также усидчивость.

С помощью родителей пополнили и обновили дидактические игры по математике.

Достичь положительных результатов в работе по данной теме нам помогает использование некоторых форм работы с родителями :

1. Папка-передвижка «Живые геометрические фигуры».

2. Консультации «Развитие логического мышления детей: когда начинать и как это делать»; «Зачем логика дошкольнику.

3. Круглый стол «Виды логических игр для детей 6-7 лет».

4. Анкета для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста».

5. Памятка ««Математическое развитие детей в семье».

6. Индивидуальные беседы.

С помощью анкеты мы выяснили представления родителей о логическом мышлении детей. И итогом стала памятка, изготовленная для родителей.

Нами также изучена новая современная методическая литература, статьи, конспекты по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах. Разработала методические материалы, конспекты образовательной деятельности, картотеку по теме самообразования. Все это позволило нам повысить свой профессиональный уровень.

На родительском собрании, которое проводили в октябре 2021г. мы родителям рассказали о том, как правильно надо «Развивать логику вместе». Рассказали, что такое - логическое мышление - залог успеха. Логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления. - От чего зависит логическое мышление? Оно зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях. - Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться успеха. Рассказала, о том, что занятия на развитие логики принесут свои плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом. Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы и творческие способности. Познакомили родителей с играми, которые направлены на развитие логического мышления. Родителям было интересно самим поиграть в такие игры, как «Танграм», «Последовательность и закономерность». Из счетных палочек они по моему словесному указанию составляли – лопату, стул, флажок.

Давали рекомендации родителям:

1. Развивать воображение и творческую активность;

2. Формировать познавательные действия детей;

3. Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;

4. Формировать первичные представления у детей о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).

В ходе проделанной работы - отмечаем, что запланированная нами работа прошла хорошо. У детей сформировались представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.

К концу учебного года дети стали проявлять находчивость, смекалку, сообразительность, стремиться к поиску нестандартных решений и Анализ показал положительную динамику на среднем уровне. Дети хорошо научились составлять задачи на сложение и вычитание. У детей развилась точная, аргументированная и доказательная речь. В процессе дидактических игр у детей развилось : внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие. Дети пойдут в школу интеллектуально и логически развиты.

Публикации по теме:

Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Вода в жизни людей»Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Вода в жизни людей» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме «Вода в жизни людей» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны" Цель: Развивать внимание,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Число и цифра 6. Состав числа 6»Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Число и цифра 6. Состав числа 6» Тема: «Число и цифра 6. Состав числа 6». Задачи: -Познакомить детей с составом числа 6. -Закреплять умение детей составлять число из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоги работы по самообразованию и экспериментальной площадки по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 27 мая 2022 в 03:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД