Алена Горбунова
Из опыта работы детского сада по комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе отмечается выраженный интерес к вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста. С одной стороны, некоторые взрослые видят свою главную задачу по воспитанию маленьких детей в правильном уходе и соблюдении режима дня. С другой стороны, многие взрослые понимают, что ребенок раннего возраста является активной и быстро формирующейся личностью. В обществе распространяется мода на «раннее развитие» ребенка, открывается большое количество центров раннего обучения и воспитания. Перед современными образовательными дошкольными организациями стоит важная задача – выбор адекватной программы обучения и воспитания для детей раннего возраста.
Публикация «Из опыта работы детского сада по комплексной образовательной программе для детей раннего возраста „Первые шаги“» размещена в разделах
На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования личности. О маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как активность, самостоятельность, креативность. Именно комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» направлена на развитие целостной личности ребенка и была выбрана педагогическим коллективом для работы с малышами.
Основные преимущества комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» :
• Научная обоснованность. Данная программа написана авторским коллективом психологов и опирается на личностно деятельностный подход в психологии.
• Образовательная программа опирается на возрастные особенности и учитывает физиологические и психологические возможности детей раннего возраста.
• Образовательная программа носит комплексный характер и направлена на развитие не только познавательной сферы, но и социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
• Данную программу можно отнести к программам развивающего обучения. Она направлена на формирование основ интеллектуального, эмоционального и социального развития и создает зону ближайшего развития для успешного прохождения последующих возрастов.
• Методическая разработанность. По каждому из пяти направлений разработаны приложения с конкретными материалами для реализации основных принципов и положений Программы.
• Организационный раздел включает вопросы психологического сопровождения работы с детьми, характер организации конструктивного взаимодействия образовательной организации и родителей.
В результате освоения программы педагоги отметили, что главный принцип, на котором построена программа – это принцип деятельности. Содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками и т. д.
Поскольку для организации любого вида деятельности необходимы определенные условия, мы приступили к организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с рекомендациями авторов.
В нашей дошкольной организации функционируют три группы раннего возраста. В групповых помещениях педагоги постарались создать для детей оптимальные условия для развития предметной деятельности – основного фактора психического развития ребенка. Для ознакомления детей с предметным миром в группах собраны разнообразные игрушки. Оборудованы места для экспериментирования с водой, песком, сыпучими, пластичными материалами.
На уровне детей находится коврограф. Переносные элементы крепятся к основе на липучках и могут использоваться по желанию малышей. Все элементы выполнены в радужных цветах, что помогает ребенку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать. Воспитатели групп постоянно обновляют переносные элементы в соответствии с тематическим планированием, временней года и т. д.
Особое внимание уделяется сенсорному развитию детей. В раннем возрасте необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию и другому. Воспитателю под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира. В решении этих задач помогает дидактическое пособие «Сенсорная подушка». Данное пособие развивает моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, учит различать и называть цвета, сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, развивает мышление, внимание, память и слуховое восприятие.
В рамках проектной деятельности совместно с родителями изготовили дидактическое пособие «Сенсорная юбка». Принцип ее использования очень прост: педагог, завлекая малышей необычным пособием, превращается в волшебную фею, которая предлагает с деталями сенсорной юбки. Дети с интересом манипулируют деталями юбки, двигаясь о т одной к другой. Действуя с предметами, ребенок приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место. Также между воспитателем и ребенком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений.
Большой интерес для детей представляют различные бизиборды. Родители откликнулись на просьбу педагогов и изготовили бизиборд, используя различные материалы: дверные замки, шпингалеты, выключатели, розетки, счеты и т. д.
Для развития практических и орудийных действий в группах собраны комплексы игрушек : мячики, лопатки, каталки, удочки, молоточки, палочки, колышки.
Для физического развития детей в группах имеется мобильное функциональное оборудование, отвечающее естественной потребности детей в движении : мягкие модули, массажные дорожки и коврики, игрушки-качалки, игрушки для катания и толкания и др.
В настоящее время педагоги продолжают обогащать развивающую предметно-пространственную среду, приближая ее к оптимальной для успешной реализации программы «Первые шаги».
Аналитический подход к ознакомлению с новой для нас программой дал положительные результаты. На данный момент педагоги создали новое планирование с учетом сохранения преемственности между ранним и младшим дошкольным возрастом в соответствии с уже существующим тематическим планированием. Воспитатели по рекомендации авторов программы «Первые шаги» составили картотеку из шести комплектов игр по направлениям развития ребенка. Учитывая специфические особенности возраста, педагоги занимаются с детьми индивидуально или небольшими группами (2-3 ребенка). И как показывает опыт, предлагаемая форма картотеки является удобной именно для работы с детьми раннего возраста.
Приобретенные методические материалы ко всем разделам программы являются отличным подспорьем в работе воспитателей групп раннего возраста, облегчают планирование образовательной работы, так как большую часть времени педагогу приходится уделять созданию и сохранению комфортных условий пребывания ребенка в группе из-за особенностей развития малышей 1-3 лет.