МААМ-картинки

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» (5 фото)

Беспрозванных Юлия
Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Публикация «Из опыта работы „Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. В воспитании ребёнка большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.

На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. С введением в действие закона РФ "Об образовании" произошли существенные изменения в развитии содержания образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»; «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет, важный период в нравственном развитии детей. У детей активно формируются первые элементарные представления: о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, будут основой для их дальнейшего нравственного развития.

Приоритетным направлением нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание.

Основная цель: способствовать духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам истории своего народа, национальной культуры.

Для достижения цели определены следующие задачи:

1. Обогащать представления о культурном наследии родного края.

2. Формировать экологическое сознание, бережно относиться к природе родного края.

3. Развивать интерес к народному быту, праздникам, обычаям, своего народа.

4. Способствовать формированию понятия о значимости семейных ценностей.

5. Воспитывать у детей чувство национальной гордости за свою принадлежность к русскому и бурятскому народу.

6. Воспитывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Основные принципы, которые легли в основу работы :

1. Принцип гуманизации. Этот принцип ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребёнка. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.

2. Принцип целостности педагогического процесса. Данный принцип обеспечивает единство воспитания, обучения и развития.

3. Принцип полноты, предусматривает вхождение детей во все доступные миры в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.

4. Принцип сотрудничества педагога и родителей. Этот принцип основан на тесном взаимодействии педагогов и родителей, когда родители выступают как партнёры, активные участники воспитательного процесса.

В процессе создания системы работы по данной теме и совместно творческая деятельность педагогов, детей и родителей, должна носить комплексный характер: пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома. В связи с этим был составлен план и определены направления мероприятий в работе с педагогами, детьми, родителями.

Первое направление. Работа с педагогами была, направлена и осуществлялась, через проведения консультаций, семинаров, тематического контроля по данной теме. Было разработано положение по конкурсу «Мини музей в группе» по музейной педагогике.

Второе направление. Система работы с детьми представлена в следующих формах: праздники; познавательные занятия, ситуативные беседы. Проведение НОД, чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества; игровая деятельность детей; экскурсии, целевые прогулки по улицам родного города и памятным местам. Оформлены в детском саду «Мини-музеи» в каждой группе.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, педагоги разделили свою работу на несколько этапов :

Первый этап работы с детьми. Вначале работы использовали более простые формы устного народного творчества, доступные для их понимания: колыбельные песенки, заклички, пестушки, прибаутки, потешки при умывании, при взаимодействии с предметами, простейшие подвижные и пальчиковые игры. Далее педагоги учат детей составлять познавательные буклеты, подбирать информацию и изготавливать лэпбуки, в которых раскрывается содержание, природы родного края, декоративно-прикладного искусства (утварь, посуда, одежда, жилище, что значительно расширяет кругозор воспитанников.

Второй этап работы. В народных праздниках выражается история и национальный характер, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре. С детьми младшего дошкольного возраста национальные праздники проходят совместно с родителями, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными участниками праздника. Такие праздники как «Масленица», «Пасха», «Сагаалган» проходят в форме родительских клубов. К празднику готовится театрализованная постановка, разучивают заклички,народные подвижные игры. Родители вместе с детьми водят хороводы, играют на народных инструментах, изготавливают костюмы к праздникам. После праздника обычно проводится в форме игры: итоговая познавательная беседа по тематике праздника. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному и историческому наследию. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.

Третий этап работы. Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, это создание в группах «Мини-музей» по духовно-нравственному воспитанию детей. Педагоги совместно с родителями пополняли «Мини-музей» в группах. Было собрано: национальная посуда, вышивки, кухонная утварь, национальная одежда и обувь: дэгэл, гутул, русский сарафан, лапти. Национальное жилище: «Русская изба», «Бурятская юрта», отражающие особенности русского и бурятского быта: сундук, стол, лавки, люлька. Макеты родного края, «Озеро Байкал», альбомы животного и растительного мира родного края.

Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского и бурятского народа, его традициях и семейном укладе. Дети по желанию могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, использовать некоторые экспонаты для сюжетно -ролевых игр совместно с воспитателями.

За двухлетний период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений: пословиц, поговорок, потешек и пестушек, русских народных сказок. Разработана серия дидактических, настольно -печатных и словесных игр: природа родного края, растительный и животный мир и т. д. В результате приобщения дошкольников к фольклору, на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Неотъемлемой частью приобщения детей к истокам русской культуры является их знакомство с народными играми. Наиболее полюбившимися детям стали такие игры, как: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Медведь», «Огородник», «Каравай», «Бэлэ», «Волк и ягнята» и т. д. Эти игры не только способствуют физическому развитию дошкольников, но и обогащают их словарный запас, знакомят с национальными играми.

Активно используем и такую форму работы с детьми, как экскурсии и целевые прогулки «Улица родного города», а также «Уголок родного края», который расположен на территории нашего детского сада, в 2015 году был посажен силами нашего коллектива, дети имеют возможность наблюдать за растительным миром и природными явлениями.

Третье направление системы взаимодействия – это работа с родителями воспитанников. Педагогам было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры народа в жизни своих детей. Нелегко было повернуть сознание родителей, обратить их взор в далекое прошлое нашего края, чтобы понять и принять веками накопленный опыт наших предков.

Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с русской и бурятской народной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Поэтому педагогом были выбраны следующие формы работы с родителями :

1. Консультации для родителей (индивидуальные и групповые)«Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Как правильно знакомить детей с народными сказками» и другие;

2. Папки-передвижки, информационные стенды – «Приметы народного календаря», «Традиции и национальные праздников в Бурятии» и т. д. ;

3. Совместные родительские клубы, «Масленица широкая», «Сагаалган», «Пасха».

4. Проведение совместных выставок сотворчества с детьми - «Пасхальное яйцо», книжки-малышки по произведениям устного народного творчества Оформление альбомов «Я и моя семья».

В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов». Детско-родительский проект «Покормите птиц зимой»,

Перечисленные мероприятия позволили укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно-нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.

Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможности.

Проведённая работа по всем направлениям показала, что духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:

1. комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельностного подхода;

2. тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, эстетическим, физическим развитием ребёнка;

3. создание предметной-пространственной развивающей среды, способствующей введению ребёнка в мир народной культуры, быта и традиций проживающих в нашем регионе;

4. организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада способствует формированию личности дошкольника с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Фото «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Из опыта работы - фото
Фото №1 Опыт работы практика опыта работы Духовно нравственное Фото №2 Воспитание детей
Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 января 2020 в 10:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД