Из опыта работы по краеведению музыкального руководителя «Я живу на Урале»

Надежда Олейник
Из опыта работы по краеведению музыкального руководителя «Я живу на Урале»

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящим.

В. Высоцкий.

Мы живем в современное, стремительное время, когда на многие вещи и события смотрим по – иному. Наша современная жизнь не может существовать без наследия наших предков. Каждая ли современная мама и бабушка может спеть своему малышу колыбельную песню, рассказать потешку, играя с малышом напевать приговорки, произносить считалки, дразнилки, скороговорки и т. д. Знают ли они народные, хороводные и игровые песни? Для этого необходимо заглянуть в прошлое нашего народа. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? С древних времен вся деятельность русского народа сопровождалась песней. Русский фольклор - это источник национального богатства, в нем каким – то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Так из поколения в поколение передавались традиции родного народа, ремесло, отдых, красота и самобытность нашей культуры.

Приобщая детей к истокам народного фольклора, мы формируем культуру и воспитываем нравственно-патриотические чувства дошкольников, так как дошкольный возраст считается «фундаментом» накопления знаний, умений и опыта который передается родителями и педагогами из прошлого в будущее. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к родному дому, городу, краю в котором живет, ребенку помогает обстановка в повседневной жизни детского сада, на музыкальных занятиях, праздниках, народных посиделках, фольклорных встречах. Дети младшего возраста знакомятся с малыми формами фольклора – это потешки, прибаутки, или песенки описательного характера, как правило используются вне занятий в режимных моментах и развлечениях.

Воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.Мама самый близкий и родной человек для маленького ребенка: она всегда выслушает, поймет и простит, и без промедления придет на помощь. Хорошей традицией нашего детского сада стали выставки портретов «Наши мамы», а также досуги посвященные «Дню матери», где самые маленькие участники демонстрируют свою преданность и любовь к близкому человеку.

В течение года в ООД Художественно-эстетического развития дошкольников, детей знакомила не только с шедеврами классической музыки и их создателями, великими композиторами, но и с произведениями по слушанию и пению композиторов родного города и уральского края:

1. Л. Т. Плахова «Магнитогорск - любимый город», «Башкирия» и многие другие.

2. И. Курдакова «Магнит – гора», «Магнитогорск – любимый город»,

3. В. Титов «Урал – батюшка»

4. О. Кресина «Магнитогорск».

5. А. Руденко «Магнитка»

6. С. Алешина «Уральский хоровод»,

Нравственно- патриотическое воздействие заключается и в народной музыке. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом,бережным отношением к природе: «Перевоз Дуня держала» (р. н. п., «А мы просо сеяли», «Как на тоненький ледок», «Во поле березонька стояла» (р. н. п., «Ой, при лужку», «Во - кузнице», «Комарочек», «Коляда», «Едет Масленица», «Блины», «Самовар» и т. д.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, ребенок не может вырасти полноценным человеком, если он в детстве не наигрался. Игра – это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.В течение учебного года с детьми разучивались следующие народные игры: «Дед Сысой», «Лавата», «Золотые ворота», «Клубочек», «Сахаринка», «Ремешок», «Горшки», «Пирог», «Ледяные ворота», «Валенки», «Вербочка», «Веночек», «Воробей», «Иголка и нитка», «Ваня – казачок», «В репку» и многие другие. Данные игры направлены на активное освоение культурного богатства русского народа, основаны на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к духовному наследию прошлого. Дети нашего поколения испытывают большой интерес к играм прошлых времен, которые не утратили своих общечеловеческих нравственных ценностей и воспитательных задач.

На протяжении многих лет в нашем детском саду проходят такие народные праздники как: «Осенины на Руси», «Колядки», «Масленица», которые являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Весенние досуги строятся как правило на народном материале.

Таким образом, знакомя детей с русским народным фольклором, мы помогаем создать у них впечатления о прародителях русской культуры, почувствовать ее истоки и быть активными наследниками, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Список литературы:

1. Сб. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду под редакцией А. В. Орловой Владимир 1995.

2. Сб. Раз, два, три, четыре,пять мы идем с тобой играть: Рус. дет.игровой фольклор: Кн. для учителей и учащихся (Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. - М.: Просвещение, 1995.-224 с.: ил. -ISBN 5-09-004255-1.

3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Санкт – Петербург Издательство «Акцидент» 1997.

4. Русская народная песня для детей Составитель К. Л. Обухова ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС» 2012. – 64 с. +СD.

Публикации по теме:

Доклад музыкального руководителя о совместной работе музыкального руководителя и воспитателя Наш педагогический коллектив рассматривает музыкальную деятельность как одну из сторон гармонического развития детей дошкольного возраста.

Годовой план работы Музыкального руководителя Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Лучик» с. Красная Поляна Красногвардейский район Республика.

Из опыта работы музыкального руководителя «Введение регионального компонента в содержании музыкального воспитания» Условия формирования опыта О введении в содержание дошкольного.

Из опыта работы руководителя кружка МБДОУ детского сада Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста». Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя Описание педагогического опыта работы музыкального руководителя высшей категории Хабаровой Людмилы Валентиновны «Развитие чувства ритма.

Презентация опыта работы музыкального руководителя в театральной деятельности Презентация опыта работы музыкального руководителя в театральной деятельности, первой квалификационной категории, муниципального автономного.

Опыт работы «Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами» Музыкально-образовательная деятельность в нашем детском саду осуществляется мной, музыкальным руководителем, и воспитателями, с которыми.

План работы музыкального руководителя Сентябрь 1. Индивидуальные консультации по вопросам родителей. 2. Информационный стенд: «Внешний вид ребенка на музыкальном занятии» Октябрь.

План работы музыкального руководителя с воспитателями План работы музыкального руководителя с воспитателями Октябрь месяц С 3.10 – 07.10 - .Индивидуальная работа с воспитателями групп по определению.

Роль музыкального руководителя в реализации задач духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Обобщение опыта. Слайд Актуальность В век бешеного ритма жизни наши дети воспринимают внешний мир и совсем не знают ничего о "внутреннем". Порой родителям.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Животные
  • Цифры
Автор публикации:
Из опыта работы по краеведению музыкального руководителя «Я живу на Урале»
Опубликовано: 25 октября 2017 в 17:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Фотоотчёт. Проектная деятельность «Лучок — наш дружок»
Фотоотчёт. Проектная деятельность «Лучок – наш дружок» Цель проекта: Дать представление об овоще – лук. Задачи: 1. Познакомить с внешним видом овоща и...
Комплексная общеразвивающая учебная программа на основе народного творчества с...
Существуют различные разработки, методики, позволяющие развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Единственная цель раннего развития -...
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Весна идет! Весне дорогу!»
Наталья Ефримиди Программное содержание: Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны. Развивать и обогащать словарь,...