МААМ-картинки

Изучение коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Ирина Стручаева
Изучение коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема речевых расстройств привлекает внимание различных специалистов: физиологов, врачей, психологов, логопедов. Это, обусловлено большой ролью, которую правильная речь имеет для гармоничного и полноценного развития детей. В наше время наблюдается рост детей с речевыми проблемами, так же, детей с общим недоразвитием речи.

Публикация «Изучение коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Исследования в области логопедии свидетельствуют о характерных для этой категории детей трудностях в установлении контактов со сверстниками и взрослыми. Анализ литературных данных, говорит о сложностях коммуникативно-речевого развития старших дошкольников.

Проблемой коммуникативно - речевого развития детей с общим недоразвитием речи занимались такие учёные, как: Т. Б. Филичева, Б. Н. Гриншпун, Л. Б. Халилова, Р. Е. Левина, С. Н. Шаховская, Г. В. Чиркина и др. Данные авторы отмечали, что у детей с ОНР наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения речи. Формирование речевых навыков спонтанно, либо осуществляется дисгармонично, либо невозможно. Это приводит к искажению самооценки, к эмоциональной неустойчивости, трудностям социальной адаптации, затруднениям осуществления коллективных видов деятельности.

Было проведено исследование коммуникативно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей с нормативным речевым развитием. В котором принимали участие: контрольная группа, в ней находились дети без речевой патологии и экспериментальная группа, в которой были дети с общим недоразвитием речи. Количество детей в контрольной и экспериментальной группе составило по 20 человек. Возраст детей 6-7 лет.

Для исследования диалогической речи использованы следующие методики: «Изучения особенностей диалогического общения» (А. Г. Арушановой, «Рукавички» (Г. А. Цукерман, «Диагностика развития общения со сверстниками» (И. А. Орлова В. М. Холмогорова, «Особенности высказываний детей 3-7 лет» (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова).

По результатам исследования по методике «Изучения особенностей диало-гического общения» (А. Г. Арушановой) можно сказать, что в экспериментальной группе детей с высоким уровнем диалогического общения не было выявлено, у 15% детей выявлен средний уровень диалогического общения, дети при выполнении задания ориентируются на взрослого, отвечают на высказывания сверстника в основном практическими действиями. Комментируют свои действия и действия сверстника и взрослого. Доброжелательное общение.

Низкий уровень диалогического общения выявлен у 85% детей. Дети, не об-ращают внимание на партнера, действуют молча либо комментируют свои действия, ни к кому прямо не обращаются.

В контрольной группе высокий уровень диалогического общения выявлен у 82% детей. Дети обращаются друг к другу с вопросами, побуждающими, ком-ментирующими и рассуждающими высказываниями, хорошо ориентируются в задании, при диалогическом общении ориентируются на партнера-сверстника, обращаются к нему и отвечают словом и действием на его высказывания.

У 18% детей был выявлен средний уровень диалогического общения, дети при выполнении задания в основном ориентируются на взрослого, но эпизодически ориентируются и на партнера-сверстника, инициативно к нему обращаются, отвечают на его высказывания в основном практическими действиями. Общение доброжелательное.

По результатам исследования по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» (И. А. Орлова В. М. Холмогорова) выявлено: в экспериментальной группе детей с высоким уровнем сформированности коммуникативного навыка со сверстниками не было выявлено, у 23% детей выявлен средний уровень сформированности коммуникативного навыка со сверстниками. Большинство показателей всех параметров имеют средние значения. С помощью взрослого могут вступить во взаимодействие с другими детьми группы. Иногда смотрят в глаза сверстнику. В речи наблюдаться отдельные слова, присутствуют фразы.

Низкий уровень выявлен у 77% детей сформированности коммуникативного навыка со сверстниками, дети не обращают внимания на сверстника, не проявляют интереса к его деятельности и не смотрят на него. Они не стремятся привлечь его внимание и не проявляют инициативы, не обращаются к сверстнику.

Могут отнимать игрушки, сердиться и капризничать. Преобладает автономная речь, у некоторых есть отдельные слова.

В контрольной группе у 75% детей высокий уровень сформированности коммуникативного навыка со сверстниками. Дети проявляют инициативу в общении, проявляют интерес к сверстнику, часто смотрят в глаза сверстнику, проявляют ярко выраженную настойчивость в общении, пытаются вовлечь сверстника в совместные действия.

Наблюдается у 25% детей средний уровень сформированности коммуника-тивного навыка со сверстниками, и характеризуется различием выраженности разных показателей. Большинство показателей всех параметров имеют средние значения, иногда могут выразить свое эмоциональное состояние, в речи детей присутствуют отдельные слова, могут наблюдаться фразы, дети изредка обращают свое внимание на сверстника. С низким уровнем сформированности коммуникативного навыка со сверстниками, детей не было выявлено.

В ходе исследования детей по методике «Особенности высказываний детей 3-6 лет» (В. М. Холмогорова, Е. О. Смирнова) выявлено, что в группе с детьми ОНР, у 53% детей наблюдаются «Игра высказывания». у 20% детей наблюдаются высказывания о себе - это «Я» высказывания - у 16% детей наблюдаются «Ты высказывания» - что свидетельствуют о выраженной потребности в общении со сверстником, о желании привлечь внимание сверстника к себе, оценить партнера; у 11% детей наблюдаются «Мир высказывания» что свидетельствует о потребности этих детей в общении на познавательные темы

В контрольной группе у 42% детей наблюдаются «Ты высказывания»- это общение с ровесниками, что свидетельствуют о выраженной потребности в общении со сверстником, о желании привлечь внимание сверстника к себе, у 21% детей наблюдаются «Игра высказывания», это высказывания, которые были включены в игру у 19% детей наблюдаются «Мир высказывания», что свидетельствует о потребности этих детей в общении на познавательные темы, у 18% детей наблюдается «Я» высказывания.

В результате исследования соотношения внеситуативных и ситуативных высказываний у детей было выявлено, что в экспериментальной группе у 53% детей наблюдаются ситуативные высказывания, это высказывания о действиях, происходящих «здесь и сейчас» (оценки собственных действий, действий партнера, предложения и просьбы о помощи и др., что составило, у 24% детей наблюдаются внеситуативно-познавательные высказывания («Мир»-высказывания, у 23% детей наблюдаются внеситуативно-личностные высказывания - «Я» - и «Ты» - высказывания, которые выходили за пределы ситуации общения (высказывания о желаниях, предпочтениях, событиях и др.).

у 57% детей в контрольной группе, наблюдаются внеситуативно-личностные высказывания, «Я»- и «Ты»- высказывания, которые выходили за пределы ситуации общения (высказывания о желаниях, предпочтениях, событиях и др., у 25% детей наблюдаются внеситуативно-познавательные высказывания («Мир»- высказывания, у 18% детей наблюдаются ситуативные высказывания, это высказывания о действиях, происходящих «здесь и сейчас» (действий партнера, оценки собственных действий, предложения и просьбы о помощи и др.).

По результатам исследования по методике «Рукавички» (Г. А. Цукерман) в экспериментальной группе высокого уровня детей с коммуникативными умениями не выявлено, у 17% детей средний уровень коммуникативных умений, за деятельностью контроль они осуществляли незначительно, к результату деятельности относились с интересом, оказывали незначительную взаимопомощь своим сверстникам. У 83% детей выявлен низкий уровень коммуникативных умений, дети плохо взаимодействуют друг с другом, не умеют договариваться, контроль за деятельностью не осуществляли, к результату деятельности относились равнодушно.

В контрольной группе у 79% детей относятся к высокому уровню. Дети осу-ществляют контроль за деятельностью, радуются полученному результату, осу-ществляют взаимопомощь своим сверстникам, хорошо взаимодействуют друг с другом, умеют договариваться, активны в общении. И у 21% детей был выявлен средний уровень коммуникативных умений, к результату деятельности относились с интересом, оказывали незначительную взаимопомощь своим ровесникам, дети контроль за деятельностью осуществляли незначительно.

Исследование показало, что у детей с ОВЗ имеются затруднения при выполнении заданий, условие которых требует высокого уровня коммуникативно-речевого развития.

В результате, можно сделать вывод, что дети с экспериментальной группы в среднем отстают от детей с нормативным речевым развитием по коммуникативно-речевому развитию. Уровень коммуникативно-речевого развития у большинства детей экспериментальной группы низкий, дети не проявляют интерес ровеснику, не обращаются к сверстнику, не отвечают на инициативу сверстника, не желают действовать совместно с ним, не хотят помогать, не вступают первыми во взаимодействие и не проявляют инициативы. Это можно объяснить не- сформированностью речевой деятельности у детей с ОНР, это может проявляться в трудностях установления контакта со сверстниками и взрослыми.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение коммуникативно-речевого развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 ноября 2022 в 15:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД