МААМ-картинки

Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития

Филина Наталья Александровна
Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития

Курс-Романовской Натальи Александровны

Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития.

ВВЕДЕНИЕ

В научных исследованиях последних лет содержатся убедительные, подтвержденные практикой данные о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются в период раннего и дошкольного детства, так как в этот период психика наиболее пластична. Своевременная организация коррекционно--развивающего воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Одну из наиболее многочисленных категорий детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития.

Публикация «Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

За последние двадцать лет накоплен определенный опыт коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития, имеются научные публикации и методические пособия, в которых представлены рекомендации к организации и отбору содержания коррекционного обучения и воспитания.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе недостаточно изучены особенности в отклонений в личностном развитии детей с задержкой психического развития, в то время как адекватное поведение является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии. Поэтому тема исследования актуальна.

Объект исследования: особенности проявления капризов и упрямства у детей дошкольного возраста,имеющих задержку психического развития.

Предмет исследования:профилактика и коррекция капризов и упрямства.

Цель исследования: спроектировать содержание и направления

психолого-педагогической работы по коррекции капризов и упрямства у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В соответствии с целью, предметом исследования в дипломной работе решались следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. С помощью специальных психодиагностических методов выявить уровень проявления капризов и упрямства у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3. Определить основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление и профилактику капризов и упрямства у детей изучаемой категории.

Методы исследования:

- обзорно-аналитическое изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение за детьми в процессеэкспериментальных исследований и на занятиях, анкетирование родителей;

- экспериментальные методы: констатирующий эксперимент;

- количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования: дети старшей группы МДОУ комбинированного

вида в количестве 10 детей, родители данных детей (10 человек).

Дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, дошкольник сам начинает определять собственное поведение.

В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. У ребенка впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, т. е. создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. С. А. Козлова считает, так формируется осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого образца.

Изучением проблемы занимались: С. А. Козлова, Эльконин Д. Б, Власова В. И, Аникеева.

Таким образом, поведение ребенка дошкольного возраста превращается вовнеситуативное личностное, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, то есть появляется идеальная мотивация, например, мотивом становится нравственная норма.

ИСЛЕДОВАНы ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИе ОСНОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИМЕЮЩИХ КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО

Особенности проявления капризов и упрямства у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка. Лебединский В. В предложил 4 основных типа задержки психического развития.

1. Задержка психического развития конституционального происхождения;

2. Задержка психического развития соматогенного происхождения;

3. Задержка психического развития психогенного происхождения;

4. Задержка психического развития церебрально органического генеза. В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфере.

1. Инфантильности ошибка часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью, мимики и моторики.

2. При соматогенной задержки психического развития эмоциональной незрелость, как указывалось, обусловлено длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками сердца и т. д хроническая и физическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт лица как, робость, болезнь, не уверенность своих силах.

3. Задержка психического развития психогенного происхождения связанно с неблагоприятными условиями воспитания.

Имеет наибольшую значимость для клиники и специальной психологии ввиду выраженности проявления и необходимости Упрямство и капризы особенно характерны для детей дошкольного возраста. Капризы и упрямство рассматривают как составляющие отклоняющегося поведения наряду с непослушанием, выражающемся в непослушание и озорстве, детским негативизмом, то есть непринятием чего либо без определенных причин, своеволием, недисциплинированностью. Понятие «капризы» и «упрямство» очень родственные и четкой границы провести между ними нельзя.

Упрямство- это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Упрямство проявляется в желание продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы, выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, то есть ребенок понял,что совершил ошибку,но не хочет в это признаться, и поэтому «стоит на своем».

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т. е. «Я так хочу и все!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.

Таким образом, диапазон причин капризов и упрямства у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития более расширен по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, а способы проявления капризов и упрямства выражены более ярко Определение уровня проявления капризов и упрямства у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического

Развития На первом этапе констатирующего этапа было проведено наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности. Наблюдение проводилось на протяжении пяти дней.

Анализ данных диаграммы позволяет сделать вывод о том, что наибольшей степени у детей обследуемой группы проявляется упрямство, однако также имеется достаточное количество детей с высоким уровнем проявления капризов.

- рассказ психолога и рассказы детей;

-беседа;

-слушание музыки;

-рисование.

Проведенный анализ литературы показал, что на современном этапе развития дошкольного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений. Готовность педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности зависит от овладения системой теоретических знаний, акцентирующих внимание на особенностях развития детей с задержками развития, проблемах психологической готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению.

В результате было также установлено, что у детей старшего дошкольного возраста часто возникают негативные проявления в их поведении, такие как упрямство и капризы, что связано, прежде всего с незрелостью эмоционально-волевой сферы данной категории детей, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута. Поставленные задачи реализованы: был проведен анализ

психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; был выявлен уровень проявления капризов и упрямства у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; были определены основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление и профилактику капризов и упрямства у детей изучаемой категории.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду комбинированного вида для детей с ЗПР Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду комбинированного вида для детей с задержкой психического развития. В настоящее.

Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР Современное образование нуждается в реализации новых подходов к системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 12:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД