Папки-передвижки

Картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Осипова Олеся
Картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

«Электронная муха».

Лист с квадратной сеткой, в центре сетки находится «электронная муха» - точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Даё тся сигнал: вверх – вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась «муха». В данном примере это – правый верхний квадрат.

Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2-3 до 8-10.

Публикация «Картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представить её перемещение, глядя на таблицу.

На высоком уровне дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх-низ, право-лево, а также дети запоминают названия квадратов.

После такой подготовки детям предлагаются графические диктанты для рисования орнаментов и букв.

«Графический диктант»

Детям предлагают поставить точку на клетчатом листе бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

5-вниз, 1 –вправо, 4-вверх, 2-вправо, 1- вверх, 3-влево- получается буква «Г», которую дети штрихуют. Таким образом, дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

«Выкладывание букв из палочек» с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы, и в каком количестве.

«Ощупывание картонных букв». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слова, содержащие данную букву.

«Буква сломалась»

Детям прелагают найти недостающие элементы буквы.

«Обведение букв» по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы

семечками, липучкой, резиночкой.

Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.

«На что похожа буква?» - рисунки на ассоциативные связи.

А - антенна, стремянка….

У – сучок, вешалка…

«Определение буквы «написанной» на спине (пальцем по спине медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе.

Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя им знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

«Нахождение букв в геометрических фигурах». Детям предлагают отыскать спрятавшиеся буквы. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

«Поиск букв, наложенных друг на друга». Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

«Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: в начале, в середине и в конце слова.

«Конструирование и реконструирование букв из палочек». Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трёх (И, А, П, Н, К) и из двух (Т,Г,Х) палочек.

«Конструирование букв из элементов» овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Например СА:

Сани поСАдка лиСА

Сахар уСАдьба коСА

Салют расСАда полоСА

Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для твёрдого согласного – синий цвет, для мягкого согласного – зелёный цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

Чтение слогов по кубикам и по слоговым таблицам.

ЧА,ЩА,ЦУ,ЩУ…

Дети видят правильное написание слогов и запоминают как определенный слог, кроме того, в результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет звука.

Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова.

Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумаем слова с заданным слогом:

Умный, Умник, Умница.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

«Заучивание считалок»

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом руки ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов в слове, выделение ударного слога. Ребёнок делит слова на слоги хлопками в ладоши. Овладев данным видом анализа слова на слоги, ребёнок не будет испытывать затруднений в школе при переносе слов. Выделение ударного слога проводится проще, если слово произнести протяжно.

Подбор к слову родственных слов.

Например: зима – зимний, зимушка, зимующий, зимовье, зимовать;

Дом – дома, домик, домишко, домище, домовой, домашний, домоводство.

Исключение лишних слов.

Например: гусь, гусыня, гусак, гусёнок, гусеница.

Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем врассыпную).

Составление слова с использованием начальных звуков (букв) других слов. Например: Камень, Озеро, Торт – КОТ.

«Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова.

Например: М, Т, О, С – МОСТ

Из букв данного слова составить новые слова.

Например: мороженое – море, нож, морж…

Составление из двух слов одного. Например: голубые глаза – голубоглазый; длинные уши - длинноухий.

Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.

Например: приятель, знакомый; добрый, ласковый, нежный, заботливый;

бежать, мчаться, нестись, лететь.

Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

Например: высокий – низкий; день – ночь; строить – ломать; далеко – близко; свежий хлеб – черствый хлеб; свежее молоко – кислое молоко.

Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в разных лексических значениях. Дети могут нарисовать картинки к данным словам.

Например: ключ – дверной, родник, скрипичный;

Лисичка – гриб, животное.

Работа со словарными словами. Дети заводят «картинные словарики» - индивидуальные блокноты, куда дети записывают слово, рисуют слоговые и звуковые схемы к нему, а затем сами рисуют картинку.

Слова : корова, дорога, сорока, собака, заяц, магазин, аптека, автобус, остановка.

Работа с неизменяемыми словами.

«Закончи предложение» Например, играем со словом «пальто» :

Я вышел на улицу без (пальто)

Мама пришила пуговицу к моему …

Дети рисуют картинку к данному слову, а также составляют предложения с этим словом.

Чтение слов по полубуковке.

Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. Детям предлагают прочитать слово.

Работа с изографами. На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 18 мая 2020 в 15:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Осипова Олеся (УИ 2180006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД