Папки-передвижки

Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ

Надия Ахмедьянова
Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ

Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ. Часть 1.

Тема: «Ягоды, грибы» - образование Родительного падежа существительных во множественном числе в игре «Скажи со словом «МНОГО»:

Один боровик – много боровиков

Один опенок - много опят

Один подберезовик – много подберезовиков

Один подосиновик – много подосиновиков

Один мухомор – много мухоморов

Одна сыроежка – много сыроежек

Публикация «Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Одна лисичка – много лисичек

Одна клубника – собрали много клубники

Одна малина – собрали много малины

Одна черника – собрали много черники

Одна клюква – собрали много клюквы

Игра «Скажи наоборот» - подбор антонимов

Большой гриб – маленький гриб

Высокая ножка – низкая ножка

Толстая ножка – тонкая ножка

Широкая шляпка – узкая шляпка

Гладкая шляпка – шершавая шляпка

Образование относительных прилагательных от существительных и глаголов - игра «Какая ягода?», «Какой гриб?».

- Если ягода растёт в саду, то она (какая) - ягода садовая.

- Растет в лесу — лесная ягода

- Растет на лугу — луговая ягода

- Растет на болоте — болотная ягода

- Лечит - лечебная ягода

-Приносит пользу – полезная ягода

- Если гриб можно есть, то он (какой) — съедобный гриб

- Содержит яд — ядовитый гриб

Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

- гриб – грибок, грибочек

- лист – листик, листочек

- ягода – ягодка

- дождь – дождик, дождичек

- ветер – ветерок, ветерочек

- туча – тучка

- дерево – деревце

- пень – пенёк, пенёчек

- шишка – шишечка

Употребление предлогов: на, в, под, из-под, над, около.

- Грибы растут …. лесу.

- …. полянке выросла земляника.

- …. берёзой вырос подберёзовик.

- Клубника выглядывает ….листочка.

- Бабочки порхают …. малиной.

- Подосиновики растут …. осины.

Тема: «Овощи, фрукты»

Учите ребенка различать понятия "овощи" - "фрукты" (овощи растут в огороде, на грядках, фрукты - в саду, на деревьях).

Научите различать овощи и фрукты:

- Что поспевает осенью в огороде? — Овощи.

- Какие овощи ты знаешь?

Что поспевает осенью в саду? - Фрукты.

- Какие фрукты ты знаешь?

Игра «Какой сок?» - учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Сок из яблок — сок (какой) — яблочный,

из груши — грушевый,

из слив – сливовый,

из апельсина — апельсиновый,

из тыквы — тыквенный,

из лимона — лимонный,

из банана – банановый,

из капусты – капустный,

из граната — гранатовый,

из ананаса – ананасовый,

из моркови –морковный,

из персика — персиковый,

из абрикоса — абрикосовый,

мандарина – мандариновый,

из томатов – томатный,

из овощей – овощной,

фруктов - фруктовый

Игра «Составь рассказ» - об овоще (о фрукте) по плану:

1. Что это?

2. Форма.

3. Величина.

4. Вкус.

5. Какой на ощупь?

6. В каком виде употребляют в пищу?

Игра «Сосчитай» - согласование числительных с существительными (счет до 10): помидор, яблоко, груша, огурец, апельсин.

Я купил 1 помидор, 2 помидора,

3 …., 4 …., 5 помидоров, и т. д.

Игра «Мой, моя, моё» - употребление в речи местоимений.

Про какие овощи и фрукты можно сказать? :

Мой – помидор, ….

Моя – груша, ….

Моё - …

Тема: «Труд людей осенью»

Упражнение «Исправь ошибку Незнайки».

Мама сварила из яблок сливовое варенье. – Мама сварила из яблок … варенье.

Саша ел абрикосовый компот из жёлтых груш. - Саша ел … компот из жёлтых груш.

Бабушка купила спелой вишни для яблочного пирога. - Бабушка купила спелой вишни для … пирога.

В саду созрели апельсины, из которых делают ананасовый

сок. - В саду созрели апельсины, из которых делают …. сок.

Игра «Какие блюда можно приготовить из фруктов, ягод и овощей?»

- из фруктов можно приготовить салат – (какой) – фруктовый

- из ягод можно сделать морс – (какой) – ягодный

- из овощей можно приготовить пюре – (какое) – овощное

- пюре из яблок – (какое) - ….

- варенье из вишни – (какое) - ….

- компот из груш – (какой) - ….

- повидло из слив – (какое) - ….

- сок из апельсинов – (какой) - ….

- пирог с яблоками – (какой) - ….

- джем из абрикосов – (какой) - ….

- морс из клюквы – (какой) - ….

- икра из кабачков – (какая) - ….

- пюре из картофеля – (какое) - ….

- сок из моркови – (какой) - …

Игра «Кто что делает?» - употребление глаголов.

- Что делает тракторист? — Тракторист пашет, боронит.

- Хлебороб - растит хлеб.

- Мельник – перемалывает зёрна, делает муку.

- Комбайнёр – убирает колосья на полях.

- Садовод – выращивает фрукты в саду.

- Овощевод – выращивает овощи в огороде.

Игра «Как собирают овощи?»

(Осенью люди собирают выращенный урожай. Овощи очень разные, поэтому их собирают по- разному.)

- Какие овощи выдёргивают? - /морковь, репу, редис, свёклу,. /

- Какие овощи выкапывают? - /картофель, …/

- Какие овощи срывают? - /огурцы, помидоры, перец, …./

- Какие овощи срезают? - /кабачки, тыкву, капусту, …/

Тема: «Золотая осень. Деревья, кустарники»

Выучить с ребёнком названия осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Научить ребёнка отвечать на вопросы:

- Назови первый (второй, третий) осенний месяцы.

- Какой месяц после (до) октября (и т. д.)

Игра «Осенние приметы. (Кто больше назовёт)» - учить подбирать действия к предмету.

- Ветер осенью (что делает) - дует, воет, задувает, листья срывает.

Солнце - прячется, светит, но не греет.

Листья - желтеют, краснеют, вянут, опадают, кружатся, летят, шуршат.

Дождь— льёт, капает, моросит.

Птицы - готовятся, собираются, улетают. Насекомые - прячутся, засыпают.

Животные - шубку меняют, делают запасы, некоторые засыпают.

Люди - собирают урожай, надевают тёплую одежду.

Научить ребёнка составлять рассказ про осень по плану. Пример:

- Какое сейчас время года? - Это осень.

- Как светит осенью солнце? - Осенью солнце светит, но не греет.

- Что часто идёт осенью? - Осенью часто идёт дождь.

- Что происходит осенью с листьями? - Листья на деревьях вянут и опадают.

- Что делают осенью птицы? - Птицы улетают в тёплые края.

- Что делают осенью звери? - Звери меняют шубку, делают запасы.

- Что надевают осень люди? - Осенью люди надевают куртки, шапки,

резиновые сапоги.

Игра «Назови правильно» - учить образовывать прилагательные от глаголов:

- Лист падает, значит, лист (какой) - падающий

Лист увядает – увядающий

желтеет – желтеющий

краснеет - краснеющий

шелестит — шелестящий

летит - летящий

шуршит — шуршащий

дождь моросит - моросящий

Игра «Чего в лесу много?» - учить образовывать родительный падеж множественного числа существительных.

- Одна берёза, а в лесу много (чего) – много берёз.

- один дуб - …., один клён - ….

И так далее по образцу.

Много: дубов, клёнов, рябин, осин, ив, тополей, лип, сосен, елей.

Игра «Какой лист?» - учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

У берёзы лист (какой) – берёзовый,

у дуба — дубовый, у клёна — кленовый,

у ивы – ивовый, у осины — осиновый,

у рябины — рябиновый, у тополя — тополиный,

у сосны иголка (какая) – сосновая,

у ели – еловая.

Игра «Скажи наоборот» - учить подбирать антонимы.

Осень ранняя – наоборот поздняя.

День веселый – грустный.

День пасмурный – солнечный.

Небо яркое – тусклое.

Небо светлое – тёмное.

Облако белое – туча черная.

Время года холодное – теплое, жаркое.

Погода хорошая – плохая.

Ствол дерева гладкий - шершавый.

Дерево высокое – низкое.

Ствол толстый – тонкий.

Лист большой – маленький.

Лист широкий – узкий.

Тема: «Человек»

Игра «Что это?» - учить называть части своего тела. Показывать части тела и спрашивать:

- Что это?

голова, волосы, брови, ресницы, нос, рот, зуб, губа, нёбо, язык, щёки, ухо, виски, подбородок, лоб, затылок, шея, плечи, грудь, живот, спина, туловище, рука, нога, ладонь, кисть, ступня, палец, ноготь, локоть, колено, пятка.

игра «Чего у человека много?» - учить образовывать родительный падеж множественного числа существительных и развивать мышление.

- У человека есть волосы - много волос,

- У человека есть ресницы – много ресниц,

- У человека есть (зубы, ногти, пальцы, руки, ноги, локти, колени, уши, глаза и т. д.)

- У человека можно сосчитать руки, ноги,. пальцы. зубы. и т. д.

- Что у человека нельзя сосчитать?

- У человека нельзя сосчитать волосы, ресницы.

Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет.

Игра - «Назови, чего у человека по два (парные части тела)»: брови, глаза, щеки, уши, плечи, руки, локти, ладони, ноги, колени, пятки, ступни.

Игра «Назови ласково».

Образец: Волосы — волосики

голова — нос —

руки — лоб —

подбородок — локти —

спина — рот —

пальцы — живот —

ресницы — язык —

ногти — ноги —

глаза — горло —

плечи — зубы —

пятки — щёки —

губы — уши —

игра «Не ошибись» - учить употреблять притяжательные местоимения «мой», «моя», «мои»

- Про какую часть тела можно сказать «моя»? - Моя голова, моя нога.

- Про какую часть тела можно сказать «мой»? - Мой нос, мой лоб.

- Про какие части тела можно сказать «мои»? - Мои волосы, мои щёки.

Тема: «Моя Родина - Россия»

Игра «Подбери признаки» (не менее трех признаков): Россия (какая) -…

Мой город (какой) – …

Моя улица (какая) -…

Игра «Ответь на вопросы»:

В какой стране мы живём? Какой город является главным городом России?

Как называется город, в котором мы живем?

Назови красивые места нашего города.

Назови свой адрес.

Назови свою фамилию, имя, отчество и возраст.

Как зовут твоих родителей?

Игра «Скажи наоборот»

улица широкая -.

дом высокий.

асфальт мокрый.

тропинка длинная -.

река глубокая - …

Игра «Назови ласково»

город – городок флаг -…

мост — … магазин — ….

улица – … дом — …

речка - …. дерево - ….

Игра «Один - много» - учить образовывать родительный падеж множественного числа существительных.

Один город – много городов

Одна улица – много …

Один дом – много …

Один магазин – много…

Один житель – много …

Одна аптека – много….

Одно дерево – много …

Один парк – много …

Игра: «Сосчитай до пяти»:

Один большой магазин, два больших магазина, …

Одна широкая улица, две широких улицы, …

Одно высокое дерево, два высоких дерева,.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Человек» Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи.. Тема: Человек. Части тела (1.

Комплекс игр по формированию грамматических категорий у детей с ТНР СОГЛАСОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ. 1. Сказка “Жадный медвежонок” Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий «Рыбы» Тема: «Рыбы» Задачи: 1) Активизация словаря по теме 2) Образование притяжательных прилагательных 3) Согласование существительных с числительным.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Слова-действия» Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий тема: «Слова-действия». Подготовила:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОВЗ «Домашние птицы» .

Конспект занятия «Город» по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей Цель занятия: расширение и активизация словаря по теме; подбор признаков к предметам; согласование прилагательных с существительными;.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Цветы» у детей старшей группы Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы на тему «Цветы» Словарь по теме: Существительные:.

Конспект занятия по закреплению лексико-грамматических категорий языка Лексическая тема «Золотая осень» ПЯТНИЦА Утро: Д/игра «Назови ласково» Цель: закреплять лексико – грамматические категории языка. Солнце.

Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР Процесс усвоения ребенком грамматического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых заданий по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ
Опубликовано: 9 ноября 2019 в 06:59
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД