Картотека наблюдений на прогулке на август месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Кириллова Тамара
Картотека наблюдений на прогулке на август месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»

г. Данков

Картотека

наблюдений на прогулке

на август месяц

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2019 г.

№ 1. Наблюдение: наступил август.

Беседа о характерных признаках августа: жарко, солнечно, время созревания плодов в земле, в садах наливаются яблоки, завиваются кочаны капусты, зреют помидоры. «Август – густарь, густоед, разносол: всего вдоволь». Щедрость августа огромна, потому что на весь год запасают хлеб, добывают корма, заготавливают разносолы.

Наступил август. И русская поговорка констатирует факт: «В августе лето навстречу осени бежит вприпрыжку».

Август пахнет осенью, хоть ещё тепло –

Солнце не жалеет для природы света.

Но поры дождливой время подошло,

В дальний край собралось солнечное лето.

Хоть в разгаре игры шумной детворы,

Дождь и непогода не дают отсрочки.

Уж дымятся где-то первые костры

И летят с деревьев жёлтые листочки.

Август – месяц летний, зрелый урожай.

Запасём на зиму овощей и хлеба.

Скоро мы услышим звуки птичьих стай

И с тоской найдём их на свинцовом небе. (Ю. Митяев)

№ 2. Наблюдение: Ильин день (2 августа).

Обратить внимание детей, что солнце в полдень не так высоко, как раньше. Значит, день заметно убавился.

В церковном календаре 2 июля - Ильин день отмечен поучительными наблюдениями: «На Илью до обеда лето, а после обеда осень». Считается, что с Ильина дня вода в реке становится холодной.

В народе говорят: «Пётр и Павел (12 июля) на час день убавил, а Илья-пророк - два уволок».

№ 3. Наблюдение: рябина в августе.

Обратить внимание детей на перистые листочки. Предложить вспомнить, как цвела скромными желтоватыми цветами, собранными в гроздья. Сейчас ягоды уже стали красными, но по-прежнему жёсткие и невкусные. И только после заморозков станут сладкими. Из ягод варят варенье, собирают для корма птицам.

- Как называются плоды рябины? (Ответы детей: ягоды).

Ягоды рябины на вкус горькие и терпкие, но именно в сентябре рябина становится вкусной и сладкой. Я сорву гроздь ягод и дам вам попробовать.

- Какими на вкус показались вам ягоды рябины? (Ответы детей: не понравились, горькие на вкус).

Запомните, что по урожаю рябины можно предсказывать погоду. Если рябины много, то осень будет дождливая, а зима – холодная. Если рябины мало, то осенью будет мало дождей.

- Давайте и мы попробуем определить, какими будут осень и зима. (Ответы детей: ягод много, значит, осень будет дождливой, а зима холодной).

Пройдёт время, и мы убедимся, правильный ли прогноз мы составили на осень и зиму.

Вы уже каждый про себя решил, что нельзя обламывать ветки рябины, потому что этим лишите города и леса – украшения, а птиц – завтрака или обеда.

И весной и летом,

Осенью, зимой

Красная рябинушка

Хороша собой –

Листьями перистыми,

Гроздьями цветов,

Ягодой полезною,

Зрелая рябина,

Как сама краса

С озорной улыбкой

Смотрит нам в глаза.

№ 4. Наблюдение: бабочка - удивительный цветок.

Продолжать формировать представление о бабочках; дать знания об образе жизни этих насекомых, показать их красоту и значение в природе; воспитывать необходимость бережного отношения к насекомым.

Давайте рассмотрим бабочку, сидящую на цветке, и попробуем вместе описать её.

Описание бабочки по плану:

1). Назовите части тела бабочки (Ответы детей: голова, грудка, брюшко).

2). Что находится на голове бабочки? (Ответы детей: глаза, усики, хоботок).

3). Назовите количество крыльев.

4). Скажите, сколько лапок у бабочки?

- Кто держал в руках бабочку?

- Что вы чувствовали при этом?

- А что могла чувствовать бабочка?

Предлагаю обратить внимание на красоту бабочки. Посмотрите, природа создала один из своих шедевров – узоры на крыльях бабочки. Материалом послужили мельчайшие, как пыльца, чешуйки, ярко и нежно окрашенные во всевозможные цвета. Эти чешуйки расположены на крыльях в строгом порядке и образуют незабываемый рисунок.

№ 5. Черноплодная рябина (арония).

Картотека наблюдений на прогулке на август месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Обратить внимание детей на круглые листочки. Предложить вспомнить, как цвела белыми и розовыми цветами, собранными в гроздья. Сейчас ягоды уже стали почти чёрные с сизым налётом. На вкус они кисло – сладкие, немного терпкие.

В переводе с греческого «арония» означает «помощь», «польза». Ягоды этого растения полезны и взрослым, и детям, ведь они настоящая кладовая витаминов. Они содержат витамины и аскорбиновую кислоту. Собранные плоды долго не портятся.

№ 6 Наблюдение: солнце в августе.

Дать знания о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Дать знания о мерах предосторожности от солнечных лучей.

- Скажите, что представляет собой Солнце?

- За что люди так любят солнце?

- Чем важно солнце для растений, животных и для тебя?

- Где воздух теплее: у поверхности земли или на уровне 2 этажа?

- Почему в солнцезащитных очках можно безболезненно смотреть на солнце?

- Назови добрые дела солнца.

- Всегда ли солнечные лучи добры к живой природе?

- Как беречься от солнечных лучей?

№ 7. Наблюдение: цветёт пижма.

Расширять и уточнять представления детей о травянистом растении пустырей – пижме. Развивать интерес к природе родного края. Закреплять умение правильно вести себя в природе, любоваться красотой природы, не нанося вреда.

Цветение пижмы - сигнал начала спада лета. Пижму узнать легко. У неё жёлтые, плоские, круглые цветки напоминают пуговки. Тёмно-зелёные листья похожи на листья рябины, за что у неё есть и второе название – дикая рябинка. Пустыри, заросшие пижмой, преображаются, становятся радостными, красочными, когда пижма зацветает.

№8. Наблюдение: дождевой червь.

Познакомить детей с рыхлителем почвы – дождевым червём.

После тёплого дождя, в сырую погоду, выползают на дорожки парков, лежат в лужицах и на асфальте красные червяки. Эту особенность выползать из норок после дождя давно подметили люди и назвали земляных червей дождевыми.

Дождевые черви собирают с поверхности земли опавшие гниющие листья, травинки, растительные остатки и затаскивают в свои норки. Всё это для них пища. Таким образом, дождевые черви удобряют землю и, делая в ней множество ходов, рыхлят её. От этого земля становится плодородней, а растения лучше развиваются.

Земляные черви – незаменимые помощники человека в уходе за садами, парками, скверами.

№ 9. Наблюдение за божьей коровкой.

Продолжать расширять знания детей о многообразии мира жуков-насекомых. Учить различать по внешнему виду и правильно называть жука: божья коровка.

Летом, когда в мире насекомых появляется немало прожорливых любителей зелени, на помощь растениям приходят божьи коровки. Коровка – это жук, имеющий выпуклые, яркие, блестящие крылья с чёрными точками.

- Чем же этот жук похож на корову?

- За что получил такое имя?

Дело в том, что в случае опасности божья коровка выделяет капельку ядовитой бело-желтоватой жидкости – «молочко». За это она и получила своё название. Коровки – одни из немногих насекомых, способные полностью уничтожить насекомых-вредителей. Они уже не раз приносили огромную пользу людям, сохраняя плантации чайных кустов, мандаринов, лимонов и других сельскохозяйственных культур. В наших краях коровка уничтожает тлей – мелких, но очень вредных для растений насекомых.

№ 10. Наблюдение: созревают яблоки.

Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в плодовом саду в последний летний месяц.

- Видели ли вы как растут яблоки?

- Приходилось ли вам срывать спелое яблоко с дерева?

- А как вы считаете, требуется ли какой уход за яблонькой, чтобы на ней выросло вкусное и красивое яблоко?

Действительно, уход за яблонькой требуется. Ранней весной в садах начинается обрезка деревьев, когда вырезаются сухие, повреждённые ветки, пропахивается земля между рядами яблонь, обрабатываются яблони от вредителей.

№11. Рассказ воспитателя «Август – горячая пора в поле».

Дать детям знания, что в августе дозревают и убираются хлеба, заканчиваются озимые посевы, завершается тяжелая летняя страдная пора.

Послушайте стихотворение «Нива» поэтессы Юлии Жадовской.

Нива, моя нива,

Нива золотая!

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая,

По тебе от ветра,

Словно в синем море,

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

Над тобою с песней

Жаворонок вьется;

Над тобою и туча

Грозно пронесется.

Зреешь ты и спеешь,

Колос наливая,

О людских заботах

Ничего не зная.

Уноси ты ветер,

Тучу градовую;

Сбереги нам, боже,

Ниву трудовую!

Вы догадались, что разговор пойдёт об уборке хлеба. Я прочитаю вам совсем маленький рассказ писателя Э. Шима, который называется «Жатва», но в нём дана полная картина уборки хлеба в жаркий августовский день.

Вот и хлеба созрели. С утра ползёт по хлебному полю комбайн. Косит спелую рожь, сразу обмолачивает. Оставляет на поле вороха соломы.

Сбоку пристраиваются к комбайну грузовики. Забирают зерно.

На ходу идёт погрузка.

Люди торопятся. Про отдых забыли.

Поскорей надо убрать хлеб, пока зерно не осыпалось, пока сухая погода держится.

Весь день пылят на дороге грузовики. Задыхаются, приседают от тяжести.

До бортов полны зерном.

И даже не верится, что весь этот хлеб висел, качался в поле на тоненьких стебельках.

- Как же вы, стебельки, выдержали?

- Дружно — не грузно!

- Расскажите, как идёт уборка хлеба.

- Почему сказано, что комбайн «ползёт» по хлебному полю?

- Назовите слова, которые показывают, что люди торопятся убрать урожай.

№ 12. Наблюдение: муравейник.

Продолжать расширять знания о многообразии насекомых: знакомство с муравьём.

Сформировать представления о роли муравьев в жизни леса. Познакомить с правилами поведения вблизи муравейника. Воспитывать бережное отношение к муравьям.

Мы находимся с вами на просторной травянистой лужайке. На лужайке растёт сосна, а под сосной – муравейник.

- Какую форму имеет муравейник?

- Из чего муравьи строят себе жилище?

- Обратите внимание, что груз некоторых муравьёв превышает их собственный размер и вес.

О чём это свидетельствует?

Да, ребята, запомните, что

Муравьишка на весь лес

Знаменит – тяжеловес.

Тяжесть может он поднять

Тяжелей себя раз в пять.

В муравейнике множество входов и выходов. Обратите внимание на отверстия на стенках муравейника – это и есть входы и выходы. И только сами муравьи знают, которое из них вход, а какое выход.

- Что находится внутри муравейника?

Давайте рассмотрим муравья. Почему муравей быстро бегает?

- А крылышки у муравья есть? Может ли муравей летать?

- Видите ли вы муравьиные усики?

- Как вы думаете, что может получать муравей с помощью своих усиков?

- Подумайте, чем в лесу может питаться муравей?

- Слышали ли вы выражение о муравьях: «санитары леса»?

Муравьи в лесу полезны –

Сберегают от болезней,

Вредных мошек поглощают,

Тем деревья защищают,

Чтобы летом и весною,

Лес шумел своей листвою.

№ 13. Наблюдение: жук солдатик.

Продолжать расширять знания детей о многообразии мира жуков-насекомых.

Учить различать по внешнему виду и правильно называть жука: солдатик.

- Посмотрите на этого жука. Как он называется?

Вы дали верные ответы: солдатик.

- Сколько же ног у солдатика?

Конечно, каждый из вас видел маленьких, очень красивых клопиков, живущих под камнями, в траве, под сухими листьями. Их овальные тельца разрисованы красным по чёрному. И зовут их, действительно, солдатиками. И в самом деле, они будто надели военную форму – чёрные мундиры с красными кантиками. Строем, правда, они не ходят, но любят собираться вместе, целым полком.

Чем же питаются солдатики? Любимая их пища – сок из семян деревьев и трав. Особенно любят высасывать липовые орешки. Сосут и семена крапивы. А если не найдут семян, то едят всё, что попадается, всякие растительные остатки.

№ 14. Наблюдение за летним ветром.

Актуализировать знания детей о ветре; познакомить с его характеристиками. Научить определять направление ветра.

- Что же такое ветер? (Ответы детей).

Ветер – это воздух, который двигается, бежит с места на место. Чуть воздух побежит, ударится обо что-нибудь, и слышен шум, свист. Помните, как совсем недавно, Тимоша надул целлофановый пакет, завязал, а потом с силой топнул по нему. Пакет громко щёлкнул и разорвался. Это вырвался из него воздух, который Тимоша нагнал изо рта.

- Когда можно почувствовать, как воздух ударяется вам в лицо?

Действительно, когда человек бежит, он чувствует, как воздух ударяется ему в лицо.

Стоит ли ловить воздух?

Конечно, не стоит, потому что он везде с нами, и мы им дышим. Представьте себе, что вы окунулись с головой в воду, вода будет везде вокруг. Так и воздух со всех сторон нас окружает, да ещё, запомните, входят нам в грудь и желудок.

№ 15. Наблюдение за птицами.

Дать знания о жизни птиц в последний месяц лета.

Предложить понаблюдать за птицами, которые летают стаями. Они так облепили рябину, что не видно и ягод. Напомнить детям, что весной птицы разбивались на пары. Каждая пара вывела птенцов, кормила их и оберегала. Птенцы выросли и вместе с родителями порхают по кустам и деревьям в поисках пищи.

№ 16. Всё жужжит пчела, жужжит, над цветочками кружит.

Продолжать расширять знания о многообразии мира насекомых, познакомив с пчелой. Дать знания, какую пользу приносит человеку пчела.

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Рассмотрите пчелу, которая хлопочет над цветком.

- Скажите, есть ли крылышки у пчелы?

- Внимательно рассмотрите и скажите, какие крылышки у пчелы?

- Посчитайте и скажите, сколько ножек у пчелы?

- Почему эти насекомые могут летать?

- А знаете ли вы, что у пчелы есть жало?

- В каких случаях пчела выпускает жало?

Действительно, у пчелы есть жало, через которое она выпускает яд. Таким образом она защищается от врагов.

Кто пчёлок уважает,

Кто к ним не пристаёт,

Того они не жалят,

Тому приносят мёд.

Но ещё укусами пчёл даже лечат людей!

А какой вкусный и полезный продукт даёт пчела человеку?

№ 17. Наблюдение: бабочка крапивница.

Дать знания о том, что у крапивницы зимуют взрослые особи, поэтому она и появляется весной, как только растает снег.

Предложить рассмотреть крапивницу – яркую, пёструю бабочку. Крылья у неё сверху кирпично - красные. Вдоль крыла спереди крупные чёрные и жёлтые пятна, а по бокам крыла оторочка из голубых треугольников с чёрной каймой.

Крапивницей она названа потому, что только её гусеницы едят жгучую крапиву

Замечено, что бабочка крапивница может предсказывать погоду: если в яркий солнечный свет бабочка прячется в укрытие, то, значит, часа через два будет дождь и гроза.

№ 18. Наблюдение: шмель.

Продолжать расширять знания о многообразии мира насекомых, познакомив со шмелём. Учить различать по внешнему виду и правильно называть шмеля.

Ранней весной в садах и парках появляются крупные шмели. Всё лето он трудится. Вот мы его видим на клевере. Давайте с ним знакомиться.

- Рассмотрите и скажите, как выглядит шмель? (Ответы детей: у шмеля чёрное тельце с рыжим пушистым воротничком, мохнатое брюшко).

- Как вы думаете, умеет ли шмель летать?

- Сколько лапок вы насчитали у шмеля?

Шмель – лучший из всех насекомых опылитель растений. За день он облетает тысячи цветков.

Гнёзда шмели устраивают на земле под листвой или в какой-либо норке.

№ 19. Наблюдение: муха.

Продолжать расширять знания детей о многообразии мира насекомых. Учить различать по внешнему виду муху. Дать знания о пользе и вреде, которые приносит человеку и природе муха.

С мухой хорошо знаком каждый из нас. Надо сразу сказать: муха приносит человеку вред. Посещая свалки, мусорные ящики и другие грязные места, она невольно становится переносчиком болезней. Неприятная назойливость мух даже вошла в поговорку. В конце лета появляется муха-жигалка, которая ко всему ещё и больно кусается.

Но в природе роль мух велика. Она уничтожает гниющие растительные остатки, отбросы, тем самым выполняет огромную санитарную работу. Без мух луга, поляны, леса были бы покрыты разлагающимися остатками погибших растений, насекомых, зверей. Но в городе, конечно, о чистоте должен заботиться сам человек, а не мухи.

№ 20. Наблюдение: осы.

Продолжать расширять знания детей о многообразии мира насекомых.

Учить различать по внешнему виду осу. Дать знания о пользе и вреде, которые приносят человеку и природе оса.

С осами, думаю, знаком каждый из вас, поэтому вам известно, что они тоже доставляют человеку неприятные минуты. Их нашествие на сладкое бабушкино варенье, а ещё хуже - жалящие укусы заставляют избегать близости этих насекомых.

Послушайте весёлые стихи поэта Владимира Степанова «Осы»:

Осы к осени желтее,

Полосатее и злее,-

Видно, бабушкин компот

Им покоя не даёт.

И варенье, и повидло

Есть у нас, а им

Обидно.

Оса отличается от пчелы длинными тонкими крылышками, удлинённым брюшком и знаменитой «осиной талией» - очень тонким соединением брюшка и груди насекомого. Красива яркая, жёлтая с чёрными пятнами окраска осы.

Но осы приносят пользу, уничтожая многих вредных насекомых, и в частности комнатных мух. Осы могут слизывать нектар с цветов, а могут и закусывать более мелкими насекомыми.

№ 21. Наблюдение за стрекозой.

Расширять представления о насекомом, жизнь которого связана с водой, например, о стрекозе. Закреплять умение правильно вести себя в природе: наблюдать за обитателями природы, не нанося им вред.

Думаю, что вы согласитесь со мной, что самые красивые из насекомых, которых можно увидеть у воды - это стрекозы. Они летают в жаркие часы летнего дня. Голова у стрекозы с огромными глазами синего, зелёного и красного цвета. Посмотрите, стройное, ярко окрашенное тело – синее, чёрное с жёлтыми полосками, зелёное с голубыми пятнами. Каких расцветок только нет! Блестят, переливаются прямые прозрачные крылья. Есть стрекозы и с цветными крыльями. У них даже научное название – красотки – соответствует их внешнему виду.

Жизнь стрекозы связана с водой. Там она откладывает яйца. Из яиц выводятся личинки стрекозы, живущие под водой. Вышедшая из личинки взрослая стрекоза живёт на суше. Стрекозы – отличные летуны. Питаются стрекозы насекомыми, которых ловят в воздухе. В городских и пригородных водоёмах стрекозы приносят несомненную пользу, уничтожая множество комаров, мух и других летающих насекомых.

№ 22. Рассматривание сосны.

Уточнить знания детей о сосне: хвоя длинная, жесткая, сизо-зелёного цвета. В сосновых лесах воздух особенно чист, пахнет смолой, совсем как у нас в уголке леса, на земле опавшая хвоя. Сосна растёт на песчаных почвах. Из древесины делают музыкальные инструменты: скрипки, гитары.

№ 23. Наблюдение: бархатцы на клумбе.

Учить подмечать красоту цветов на участке детского сада, в частности, бархатцев.

Воспитывать бережное отношение к растительному миру, природе и труду людей, создающих красоту.

- Какие цветы растут на нашей клумбе?

- Назовите части этого растения.

- Вспомните, как мы ухаживаем за бархатцами?

- Подумайте, почему бархатцы, да и не только бархатцы, а и другие растения нужно пропалывать?

Ребята, запомните, что своим названием бархатцы обязаны бархатистому отливу красно-коричневых лепестков и тёплому тону окраски цветов.

Послушайте стихотворение «Бархатцы».

В нежный бархат все цветы

Солнышком одеты,

Капли утренней росы

Словно самоцветы

На листочках их горят,

Радужно сверкая,

Изумрудный свой наряд

Долго не теряя.

Сильный очень аромат

Бархатцы имеют,

И на клумбах их наряд

До зимы алеет.

В стихотворении говорится, что бархатцы имеют сильный аромат. Понюхайте цветок и запомните его аромат, чтобы сравнить с ароматом другого цветка.

Публикации по теме:

Картотека наблюдений для детей 6–7 лет. Лето ЛЕТОНаблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить найти признаки лета. Стихотворение Л. Некрасовой «Лето»:      Лето солнышком.

Картотека наблюдений для детей 6–7 лет. Осень ОСЕНЬНаблюдение № 1     Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Картотека наблюдений для детей 6–7 лет. Весна ВЕСНАНаблюдение № 1Обсудить с детьми (в солнечный день, почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает.

Картотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на февраль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на июль месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на июль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на январь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лето
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Картотека наблюдений на прогулке на август месяц в подготовительной группе детей с ЗПР
Опубликовано: 28 июля 2019 в 12:46
+292Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 82.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
26 января. День ментальных карт на МААМ

В конце 60-х годов прошлого века была придумана особая методика для запоминания, творчества и организации мышления. Она получила название «ментальные карты», «диаграмма связей» или «интеллект-карта». Для...

25 января. День лыж и коньков на МААМ

25 января 1924 года лыжный и конькобежный спорт впервые вошли в программу Олимпиад. Во французском городке Шамони, в Альпах, началась Неделя зимних видов спорта, приуроченная к грядущей Олимпиаде-24 в...

Моя награда на МAAM. Лучший педагог года — 2019
Уважаемые коллеги! Огромное спасибо всем за внимание и поддержку моих публикаций! Я и не думала, что стану одним из победителей в конкурсе "Лучший...
Пальчиковый театр «Сказка про козлёнка, который умел считать до десяти»
Прощальный реверанс году театра или «Сказка про козлёнка, который умел считать до десяти». Пальчиковый театр Предлагаю Вашему вниманию...
Конспект занятия по аппликации «Зима в городе» (подготовительная группа)
Программные задачи: Учить детей складывать бумагу способом "гармошка", совершенствовать работу с ножницами при вырезывании необходимых фигур для...