Папки-передвижки

Картотека наблюдений в природе в средней группе

Ольга Ахметова
Картотека наблюдений в природе в средней группе

Наблюдения летом

Карточка №___

Природа в опасности

- Ребята, вы все знаете правила поведения в природе. Нельзя, например, ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.

Но, возможно, ты спросишь, а будет ли природе хуже, если я собирая яблоки, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну единственную бабочку?

Публикация «Картотека наблюдений в природе в средней группе» размещена в разделах

- Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую – нанесет твой товарищ, третью, 4, 5 – кто-то еще, что же станет с природой!

А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Карточка №___

Наблюдение за птицами летом

Объяснить, что летом у птиц много забот, поэтому близко их не увидеть. Они вывели птенцов и заботятся об их выкармливании и воспитании. Познакомить с зябликом (можно на картинке). Это яркогрудая птица, бойко распевающая свою веселую песню, состоящую из разнообразных звуков: свиста, чириканья, резкого пиканья. Зяблики поедают много вредных гусениц.

Вопросы: 1. Чем летом заняты птицы?

2. Где они живут?

3. Какую пользу приносят птицы?

4. Как называют эту птицу? Что вы о ней знаете?

5. Чем птицы выкармливают своих птенцов?

6. Как поет зяблик?

Карточка №___

Наблюдение за божьими коровками

Цель: предложить рассмотреть божью коровку; уточнить знания о насекомых, о их строении.

Вопросы:1. Можно ли назвать жуком? Почему?

2. Опишите божью коровку, почему у них такая яркая окраска?

3. Чем отличаются от бабочек?

4. Какую пользу приносят?

5. Для чего нужны две пары крыльев? (1 слой для перелета, 2 слой

для защиты)

Карточка №___

Кузнечики

Давайте сядем и отдохнем немного. Слышите, как здорово и весело стрекочут в траве кузнечики? А вы видите хоть одного? А почему?

Кузнечики очень искусно прячутся. И все-таки мы сейчас поймаем нескольких. Снимите шапочки и быстро проведите ими по траве. Так, теперь загляните внутрь, но только осторожно. Попался кто-нибудь?

Как раз кузнечики и попались. Зеленые, как трава, длинные ноги похожи на стебельки, а крылышки – на листья. Конечно, их нелегко заметить в траве. Теперь, откройте шапочки, вот и нет кузнечиков! Видите, как высоко они подпрыгнули! А еще кто-нибудь остался? Конечно: маленькие разноцветные жучки, муравьи торопливо ползают в шапочках и стараются выбраться наружу. Г. Ганейзер.

Вопросы:

1. Кузнечик – это насекомое, как и у всех насекомых у него 6 ног.

2. Опишите кузнечика. Что у него есть?

3. Как кузнечик передвигается?

4. Легко ли кузнечика поймать? Что помогает ему спрятаться от врагов?

5. Какие звуки издают кузнечики?

6. Чем питаются кузнечики?

7. Как зимуют?

Интересно у кузнечиков устроены глаза. Глаз кузнечика состоит из множества маленьких глазков, и все эти глазки смотрят. Можете себе представить?

Карточка №___

Наблюдение за муравьями

Цель: расширять представления о муравьях, воспитывать интерес к жизни этих животных.

Загадки:

• Чей домишко из иголок на земле у старых елок?

• На поляне возле елок дом построен из иголок.

• За травой не виден он, а жильцов в нем – миллион.

• Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью, строим дом себе под елью.

Вопросы:

1. Кто это?

2. С помощью чего муравей передвигается? Сколько у муравья ног? (6)

3. Чем питается муравей? (разводит тлю, щекочет ее усиками, а та выделяет сладкое молочко, слизнет его муравей и еще пощекочет; гусеницами,)

4. Почему муравьев называют санитарами леса?

5. Где живет муравей? Какие материалы используют муравьи при строительстве муравейника?

6. Есть ли у муравьев враги? Как они от них защищаются? (от врагов спасаются путем «выстреливания» едкой муравьиной кислотой)

7. Какую пользу приносят?

8. Можно ли разорять муравейники в лесу?

9. Какой вред приносят муравьи, например, садоводам? (организуют муравейники, разводят тлю, которая вредит кустарникам и деревьям, листья от нее скручиваются, желтеют, опадают)

10. Как зимуют муравьи? (прячутся под муравьиной кучей, в земле, там им тепло)

Наблюдения осенью

Карточка №___

Наблюдение за птицами

Цель: обратить внимание детей на размер, повадки, на то, как птицы держатся на ветках. Назвать птиц перелётных, отметить их размер и оперение. Уточнить знания детей о взаимосвязи изменений в природе с жизнью птиц. Активизировать знания детей о пользе птиц, природоохранительные навыки.

Вопросы: 1. Каких птиц называют перелётными?

2. почему осенью птицы улетают в тёплые края?

3. Каких перелётных птиц вы знаете?

4. Как птицы готовятся к полёту?

5. Какие улетают первыми?

6. Чем птицы питались летом?

7. Что было бы, если бы перелётные птицы остались зимовать?

Художественное слово:

Голуби, голуби один, два, три –

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей,

Кто накормит крошками сизарей….

Карточка №___

Наблюдение за перелётными птицами

Цель: уточнить знания о том, что перелётные птицы улетают от нас осенью и с чем это связанно.

Вопросы: 1. Каких птиц называют перелётными?

2. Как птицы готовятся к полёту?

3. Подумайте, что было бы, если перелётные птицы остались

зимовать? (вспомнить рассказ Малинина «Серя Шейка»).

Художественное слово:

Возвращаются скворцы наши старые жильцы,

Воробьи у лужи серой стайкой кружат,

А малиновка и дрозд занялись устройством гнёзд

Носят, носят в домики птицы по соломинке.

Чёрный, проворный кричит: «Крак, червяк – враг» (грач).

Карточка №___

Наблюдение за температурой воздуха

Цель: обогащение и расширение знаний о неживой природе.

Вопросы: 1. Почему в разное время года люди одеваются по-разному?

2. Какими приборами пользуются люди, чтобы определить

температуру воздуха, тела, земли, воды?

3. Как устроен градусник?

Провести опыт: опустить термометр в стакан с холодной и теплой водой. Определить температуру воздуха в группе.

Художественное слово:

Я под липкой посижу и что делать укажу:

Или разрешу гулять или уложу в кровать.

Карточка №___

Наблюдение за небом

Цель: углубить знания детей о небе.

Вопросы: 1. Какое небо?

2. Можно ли определить какая сегодня погода?

3. Есть ли у неба начало? А конец?

4. В ясную солнечную погоду небо какое? А в дождливую?

Предложить понаблюдать за вечерним небом.

5. На что похоже небо?

6. Что вы видите на небе?

7. Как назвать небо, если на нём звёзды?

Художественное слово:

Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня (луной).

Синенькая шубенка весь свет покрывает

Карточка №___

Рассматривание почвы

Цель: отметить, как изменилась почва, отчего это произошло; рассмотреть из чего состоит почва: песок, трава, корешки; отметить какого цвета почва в разных местах, провести опыты; развивать наблюдательность.

Вопросы: 1. Есть ли воздух в почве?

2. Что тяжелее вода или почва?

3. Какая температура у почвы?

4. От чего это зависит?

5. Пропускает ли почва воду?

Сравнить, что лучше пропускает воду, отметить свойства сухой и мокрой почвы.

Художественное слово:

«Меня режут, бьют, ворочают и мнут,

А я всё терплю, всем добром плачу» (земля)

Карточка №___

Наблюдение за температурой воздуха,

повторное наблюдение за работой термометра.

Цель: обогащать и расширять знания детей о неживой природе, продолжить знакомство с различными видами градусников, их устройством; расширить детский кругозор, обогащать словарный запас (термометр, температура, шкала, столбик, ртуть).

Художественное слово:

«Я под мышкой посижу, и что делать укажу,

Или разрешу гулять, или уложу в кровать…»

Вопросы: 1. Почему в разное время года все люди одеваются по-разному?

2. Каким прибором пользуются люди, чтобы определить

температуру тела, воздуха? Земли? Воды?

3. Какой отличительный признак больного человека? (горячий)

4. Как устроен градусник?

Градусники-термометры бывают разными: спиртовые, ртутные, электрические.

5. Какую помощь человеку оказывает градусник? Для чего нужно определять температуру?

Карточка №___

Беседа о природе

Цель: дать знания о живой и неживой природе, рассмотреть эти объекты. Отметить, что живым существам нужен воздух, вода, солнце, пища. Дать знания о правилах поведения в природе, отметить, что к природе нужно относиться бережно, надо её охранять, рассказать, как влияет природа на человека и человек на природу.

Карточка №___

Наблюдение за игровой деятельностью

детей соседней группы

Цель: отметить, во что играют, какие взаимоотношения между детьми, уточнить знания детей о сезонных играх и забавах.

Вопросы: 1. Во что играют дети?

2. Как?

3. Какие летние/зимние атрибуты, игры вы знаете?

4. Какие атрибуты к играм можно использовать?

Художественное слово:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет (мяч)

Ростом мал да удал, от меня ускакал (мяч)

Два коня у меня, два коня по воде они возят меня

А вода тверда словно каменная (коньки)

Карточка №___

Наблюдение за грузовой машиной

Цель: закрепить знания детей о назначении грузовой машины, его отличительных особенностях.

Художественное слово:

На резиновом ходу все дороги обойду

Я работы не боюсь, и на стройке пригожусь

Мне открыты все пути, всем со мною по пути.

Вопросы: 1. Какой сухопутный транспорт вы знаете?

2. К какому виду транспорта относятся машины?

3. Почему она называется грузовой?

4. Какие грузы машина перевозит?

5. Какой груз привозит машина в детский сад?

6. Что есть у грузовой машины?

7. Кто управляет машиной?

8. Без чего машина не поедет?

Художественное слово:

«Шла по улице машина, шла машина без бензина.

Шла машина без шофера, по сигналу светофора,

Шла сама, куда не зная, шла машина заводная».

Закончить наблюдение можно с/р игрой.

Карточка №___

Наблюдение за легковой машиной

- К какому виду транспорта относится автомобиль, который вы видите перед собой?

- Для чего предназначен автомобиль?

- Чем отличается грузовой автомобиль от легкового?

- Какие модели легковых автомобилей вы знаете?

- Чем хорош легковой автомобиль и каковы его недостатки?

- Каким вы представляете себе автомобиль будущего?

- Назовите части легкового автомобиля.

- Как называют человека сидящего за рулём?

Художественное слово:

Пьёт бензин как молоко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Карточка №___

Наблюдение за деревьями

Цель: закрепить знания о том, как изменяются деревья в разные времена года.

Вопросы: 1. Как можно назвать деревья без листьев?

2. Почему листья опадают?

3. Чем отличаются деревья на участке?

Загадки:

- Зелена, а не луг, кудрява, а без волос (берёза)

- Что же это за девица не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт, а в иголках целый год (ёлка)

Предложить сравнить лиственницу и ель, установить сходство и отличия.

Художественное слово:

Берёзы светлою резьбой, блестят в лазури голубой

Как вишни ёлочки темнеют, а между клёнами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконце.

Лес пахнет дубом и сосной.

Карточка №___

Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить детей отмечать состояние погоды, определять от чего она зависит, делать выводы.

Вопросы: 1. Какая погода? (солнечная, дождливая, ветреная, пасмурная)

2. Как одеты дети, взрослые?

3. Какой ветер?

4. Какое небо?

5. Есть ли ветер на небе?

Художественное слово:

Без рук, без ног по свету рыщет, поёт, да свищет (ветер)

Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится (ветер)

Есть на свете конь – всему не сдержать (ветер)

Светит, сверкает, всех согревает (солнце)

Один костёр весь мир согревает (солнце)

Шёл, шел долговяз в сырую землю увяз (дождь)

Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило (дождь)

Карточка №___

Наблюдение за солнцем

Цель: формировать представление о небесных телах.

Вопросы: 1. Какое солнце?

2. В какое время года греет сильно?

3. Почему нельзя смотреть на солнце широко открытыми

глазами?

4. Почему ночами солнце не видно?

Опыт: игры с солнечным зайчиком.

Художественное слово:

Встало утром солнышко, и гулять отправилось

И на нашей улице всё ему понравилось.

Карточка №___

Наблюдение за воробьями

Цель: учить детей узнавать воробья, отличать его от других птиц (маленький, серенький, прыгает, чирикает, быстро летает).

Вопросы: 1. Посмотрите на воробьев и опишите их.

2. Чем воробьи отличаются от других птиц?

3. Чем воробьи заняты?

4. Чем воробьев подкармливают зимой?

5. Чем полезны воробьи?

Предложить детям покормить воробьев хлебными крошками, семечками.. .

Художественное слово:

Маленький мальчишка в сереньком пальтишке

По дворам шныряет, крошки собирает,

По полям кочует, коноплю ворует.

Присматриваясь к поведению воробьев можно предсказать погоду:

- воробьи в пыли купаются – к дождю.

- если в продолжительное ненастье защебечут воробьи – скоро наступит ясная погода.

Карточка №___

Экскурсия на огород

Цель: познакомить детей с огородными работами, растениями которые здесь растут, способами посадками, борьбы с сорняками.

Вопросы: 1. Какие растения растут?

2. Как нужно их садить?

3. Как ухаживать за ними?

4. Какие растения полезны, какие нет?

5. Какие части растений используют в еду?

Карточка №___

Смена дня и ночи

1. Назовите части суток?

2. Нужно ли чтобы были и день, и ночь?

Может быть было бы лучше, если бы была только ночь или только день?

3. Чем хороша ночь и что в ней плохого?

А чем хорош день и что в нем плохого?

4. Назовите приметы дня? Ночи?

Наблюдение за облаками

Цель: развивать умение определять, как движутся облака, на что они похожи.

Вопросы: 1. На что похожи облака?

2. С чем можно их сравнивать?

3. Что делает ветер с облаками?

4. Как движутся облака?

5. Как сегодня движутся облака?

6. Какое сегодня небо?

Поговорить с детьми о влиянии силы ветра на движение облаков.

Загадки:

Без ног, без крыльев, без парусов плывут.

7. Почему облака движутся?

8. Какой силы ветер, если облака плывут? Бегут? Летят?

9. Какой силы сегодня ветер?

Художественное слово:

Облака, облака пышные, белые,

Расскажите облака из чего вы сделаны?

Может вас облака делали из молока.

Пушистая вата, плывет куда-то: чем волна ниже, тем дождик ближе.

Карточка № ___

За солнцем.

Цель: наблюдение с одного и того же места, в одно и тоже время за восходом и заходом солнца. Фиксировать наблюдения в модели долготы дня (путь солнца укорачивается, день становится короче).

Ход: предложить детям перечислить характерные признаки осеннего солнца (светит, но не греет). Научить детей определять путь солнца по ориентиру (отдельно стоящего дерева, освещённому солнцем).Чем тень длиннее – солнце ниже, чем короче – солнце выше.

Карточка №___

За дождём.

Цель: Сравнить осенний дождь с летним, перечислить признаки. Выяснить причину появления тумана, росы, инея.

Ход:

• Почему на улице сыро?

• Как вы думаете, дождь был тёплый или холодный?

• Почему?

Туман возникает от того, что земля перенасыщена влагой. Туман стоит в воздухе и оседает в виде капель.

Роса – становится холодно, предметы сжимаются, выпадает роса.

Иней – замёрзшая роса.

Карточка №___

За растениями.

Цель: Уточнить знания детей об изменениях в жизни растений осенью.

Ход:

Предложить детям назвать первые признаки осени в растительном мире (изменяется окраска листьев, трава пожухла, появление плодов и семян).

Публикации по теме:

Картотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на февраль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на январь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке «Вырос одуванчик первый молодой» в весенний период для детей средней группы Наблюдение за одуванчиком «Вырос одуванчик первый молодой» Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту цветка. Воспитатель загадывает.

Картотека наблюдений за птицами Наблюдение за воробьем (1) Цель: сформировать у детей знаний о воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее.

Организация проведения наблюдений в природе детей в средней группе по теме «Золотая осень» Организация проведения наблюдений в природе детей в средней группе по теме «Золотая осень» Цель: Создать условия для формирования знаний.

Прогулка и организация наблюдений в природе с детьми второй младшей группы 1. Подготовка к прогулке: подготовка участка для прогулки обеспечение чистоты на участке, исправности оборудования, уточнение погодных.

Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 3–4 лет за сезонными явлениями в природе Работу по ознакомлению детей первой младшей группы с сезонными явлениями мы начали с планирования. Старались, по возможности, охватить все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека наблюдений в природе в средней группе
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 20:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД