МААМ-картинки

Картотека экологических игр

Нина Гаменюк
Картотека экологических игр

Каждую птицу на свое место

Цель: проверить правильность подбора картинок с изображением хищных, водоплавающих и болотных птиц (после рассказа о них, развивать внимание, память, мышление.

Ход. Вариант 1. Детям предлагается послушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Особое внимание обратить на описание строения ног, клюва, так как это важно для определения образа жизни птиц.

Орёл – хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря над землёй, орёл высматривает добычу. У него сильный загнутый клюв.

Публикация «Картотека экологических игр» размещена в разделах

Журавль – живет на болоте, у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет корм – небольших водных обитателей.

Дикие гуси – живут на озерах, прудах и реках. У гусей на лапах перепонки. Гусь легко гребет ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм. Гусь – водоплавающая птица. После рассказа о птицах, дети начинают играть. Каждый из них берет по одной карточке, определяет, с какой птицей рядом (орлом, журавлем, гусем) следует ее поместить, и объяснить выбор. (Сову надо поместить рядом с орлом, т. к. она тоже хищная птица, охотится за мышами у нее тоже загнутый клюв и сильные ноги.

Вариант 2. разложить на таблице все карточки, спросить, каждая ли птица на своем месте. Разложите правильно.

Кто живет в воде?

Цель: Развивать внимание, мышление, способность детей к классификации, сравнению, обобщению; закрепить знание о рыбах, водных животных и птицах.

Ход. Перед детьми вывешивается таблица, предлагается рассмотреть ее и быстро ответить на вопросы, которые будут задаваться. За правильный ответ играющий получает фишку.

Вопросы к таблице:

1. Назовите рыб.

2. Назовите птиц.

3. Кого больше – птиц или рыб?

4. Назовите морских животных. Какое самое крупное?

5. Какое животное обитает в холодном северном море?

6. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (По одной рыбе, одной птице, одному морскому животному.)

7. Сравните животных первого и третьего ряда. Что вы заметили общего? (по одной рыбе, одной птице.)

8. Что общего у всех животных? (Все они живут в воде)

Кто где живёт?

Цель: Закрепить знания о животных севера, юга, средней полосы. Развивать внимание, мышление, речь.

Ход. Перед детьми вывешивается таблица, предлагается рассмотреть ее и быстро ответить на вопросы, которые будут задаваться. За правильный ответ играющий получает фишку.

Вопросы к таблице

1. Какие животные проводят много времени в воде? (Бегемот, тюлень, бобр)

2. Что общего между животными первого ряда? (Это животные жарких стран.)

3. Что общего между животными второго ряда? (Это животные севера.)

4. Что общего между животными третьего ряда? (Эти животные живут в наших лесах.)

5. Что общего у животных третьего столбика? (Проводят в воде большую часть времени.)

6. Какие животные питаются рыбой?

Птицы, звери, насекомые.

Цель: Развивать внимание, мышление, способность детей сравнивать, обобщать; закрепить знание о птицах, насекомых, рыбах, животных.

Ход. Перед детьми вывешивается таблица, предлагается рассмотреть ее и быстро ответить на вопросы, которые будут задаваться. За правильный ответ играющий получает фишку.

Вопросы к таблице:

1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

2. Сколько всего птиц на таблице? (Четыре) назовите их. (Воробей, голубь, дятел, снегирь.)

3. Кого больше, зверей или насекомых? (Больше зверей.)

4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? (На три.)

5. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать с рядом) Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают.)

6. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (в каждом столбике изображены птица, зверь, насекомое.)

«Три слова»

(Словесная)

Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

Овощи… (капуста, огурец, помидор)

Фрукты (банан, апельсин, яблоко)

Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)

Перелётные птицы (журавли, ласточки, скворцы

Домашние животные (корова, лошадь, собака)

Дикие животные (волк, лиса, заяц)

Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)

Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

Насекомые… (комар, муха, бабочка)

Водоплавающие птицы… (гусь, утка, лебедь)

Ягоды. (малина, клубника, вишня)

Деревья (берёза, ель, осина)

Цветы. (ромашка, василёк, колокольчик)

«Что было бы, если бы из леса исчезли…» (Словесная)

Цель: развитие у детей мышления, речи, воображения. Воспитывать любовь к природе.

- Все обитатели леса не могут существовать друг без друга. Давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы из леса исчезли…»

- Что будет если исчезнут насекомые?

- Что будет если исчезнут птицы?

- Что будет если пропадут ягоды?

- А если бы не было грибов?

-А если бы ушли из леса зайцы? И т. д.

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они приспособлены к жизни в лесу: находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (нора, гнёзда, берлоги). Травоядные животные приспособлены к тому, чтобы защищаться от врагов, хищники - чтобы преследовать добычу. Как? Многие животные имеют маскировочную окраску, быстрые ноги, чуткий нюх. Все животные приспособлены к сезонным изменениям в природе (под зиму запасают корм, ложатся в спячку, меняют шубку на более тёплую и т. д).

«Какого растения не стало?»

Цель: развивать у детей внимание, мышление, память, речь.

Ход. На столе выкладывается четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло еще. Игра повторяется 4 – 5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Пчёлки»

(Подвижная игра)

Цель: Развитие у детей внимания, ловкости, быстроты бега.

Ход. Мишутка предлагает немного поиграть. Вы, дети, будете пчелками. Мишутка – медвежонок. «Пчелки» летают по полянке, собирают сладкий нектар с лесных цветов. Как только медведь выходит из берлоги, они разлетаются по своим домикам, чтобы медвежонок их не поймал.

«Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года, развивать мышление, речь.

Ход. Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. У детей большие карты с изображением времени года. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот кто первым закрыл свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

«Вершки – корешки»

Цель: Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части. Развивать умение сравнивать. Учить составлять изображение из двух частей, образующих единое целое. Закреплять название растений, развивать чувство формы, цвета.

Правило игры. Вариант 1. Сложить картинку из двух частей по принципу «вершки – корешки».

Вариант 2. Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растет на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растет в земле – кисти рук опускают вниз.

«Кого чем угостим?»

(Игра с мячом)

Цель: Закреплять знания детей о животных, о том чем они питаются. Развивать мышление, речь.

Ход игры. Ведущий бросает мяч и называет объект, ребенок должен назвать чем его можно угостить.

Воробья – крошками.

Синицу – салом.

Снегиря – рябиной.

Голубя – пшеном.

Зайца –корой.

Медведя – ягодой, мёдом.

Лису – курочкой. И т. д.

«Где спряталась рыбка?

Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять название растений, расширять словарный запас.

Ход игры. Детям показывают маленькую рыбку (игрушку). Которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

Ведущим может быть ребёнок.

«Бывает – не бывает»

(Игра с мячом)

Цель: развитие у детей мышления, внимания, умение рассуждать.

Ход игры. Водящий бросает мяч ребенку и называет любое природное явление, тот должен ответить бывает или не бывает.

Иней летом – не бывает.

Снег зимой – бывает.

Мороз летом – не бывает.

Ледоход осенью – не бывает.

Капель летом – не бывает.

Листопад весной – не бывает.

Метель осенью – не бывает.

Заморозки весной – бывают.

Дождь летом – бывает.

Гроза весной – бывает.

Роса зимой – не бывает. И т. д.

«Земля, вода, огонь, воздух»

(Игра с мячом)

Цель: Развивать у детей внимание, мышление.

Ход игры. Играющие стоят в кругу, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, дожжен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово «воздух» - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Правило. Ошибающийся выбывает из игры.

«Добрые камешки»

Цель: Развивать у детей мышление, речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход игры. Напомнить детям, что все они добрые и делают для природы хорошие дела. Каждый ребёнок берет цветной камешек, рассказывает, что доброго и полезного можно сделать для растений и животных. Образуется горка добрых камешков.

«Съедобное – не съедобное»

(С мячом)

Цель: Формировать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Ход игры: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит. Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

«Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д.) развивать мелкую моторику пальцев, тактильное ощущение, речь детей.

Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назвать характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

«Собери грибы в лукошко"

Цель: Развивать мышление, внимание, речь. Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания, о правилах сбора в лесу.

Ход игры: Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в сосновом лесу, на пенке и т. д., какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе экологических театров «Как овощи царевну вылечили»Фотоотчет о конкурсе экологических театров «Как овощи царевну вылечили» В конце апреля 2015 года наш детский сад участвовал в областном конкурсе экологических театров. Хочу представить вашему вниманию фотографии.

Игры на формирование экологических знаний Что есть у животных? Цель: закреплять элементарные знания детей о частях тела животных. Материал: карточки с изображением различных животных.

Календарь экологических дат В нашем детском саду ведётся работа по экологическому воспитанию детей, и тема экологии пронизывает все образовательные области в т. ч. и.

Комплексное занятие по формированию элементарных экологических представлений «Волшебное дерево» Задачи:Закрепление знаний детей о природе (дерево);развивать любознательность,фантазию и речь детей;воспитывать способность видеть красоту.

Конспект занятия по формированию экологических представлений: «Морковка от зайчика» Программное содержание:расширять представления детей об овощах (о моркови).Формировать доброжелательное отношение к окружающим. Материалы:игрушечный.

Констпект занятия по формированию элементарных экологических представлений «Путешествие в Осенний лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» Цель: Формировать познавательный.

План экологических досугов для дошкольников средней группы Месяц Название Ответственные Сентябрь Экологическая сказка «Три Богатыря на природе» Воспитатель, музыкальный руководитель Октябрь Экологическая.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание при формировании экологических представлений» Цель: – создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи экологического воспитания: • Формировать элементарные.

Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для выявления уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного.

Занятие по формированию элементарных экологических представлений. Видео Зимняя история о зимующих птицах. Программное содержание. Формировать у детей осознанно-правильное взаимодействие с окружающим их миром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека экологических игр
Опубликовано: 25 октября 2015 в 07:11
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД