Получи документы

Формы работы с детьми по приобщению к традиционной культуре

Ситникова Татьяна Васильевна
Формы работы с детьми по приобщению к традиционной культуре

КАЖДОМУ ВРЕМЕНИ – СВОИ ПЕСНИ

Что за песни, что за песни распевает наша Русь!

Запоемте дружно вместе – пропадет тоска и грусть

Сегодня в эпоху глобализации и информатизации основная проблема- привлечение людей разных поколений и особенно детей и молодежи к творческим занятиям. Внимание подрастающего поколения особенно в больших городах, аккумулируется на культуру потребления, а именно сейчас, сегодня, нужна культура участия, сотворчества, желание вместе что -то делать. В связи с этим, я как руководитель детских коллективов «Зарянка» и «Задоринки» исходя из опыта работы, могу заметить, всю актуальность и целесообразность обращения к истинным образцам народной музыки, к фольклору. Жанр, в котором мы занимаемся, не подвластен времени, он вечен. Может меняться мода, музыкальные направления, а традиционная культура всегда остается с человеком, потому что в ней генетическая память целой нации. Без этой памяти народ просто вымирает. Народный жанр – это основа всех основ, наше кровное. Традиции, которые создавались испокон веков – это наша культура, наша Родина, а русская песня – это осмысление и выражение все граней человеческих чувств и переживаний, она – отражение души и мыслей народа. В ней столько глубины и мудрости – жизни не хватит, чтобы все постичь.

Публикация «Формы работы с детьми по приобщению к традиционной культуре» размещена в разделах

Тем, кто живет сегодня на Брянской земле сегодня, важно сберечь национальные традиции, дошедшие до наших дней из глубины веков. Это возможно только путем поддержания интереса к культуре родного края. Большую роль здесь могут сыграть специалисты учреждений культуры. В их силах изменить годами сложившееся отношение, восприятие и степень потребности в традиционной культуре различных категорий населения. Сделать это естественнее и легче в детском возрасте. Формы работы с детьми по приобщению к традиционной культуре могут быть разными. Одна из них – проведение праздников народного православного и земледельческого календаря.

Православный народный календарь претерпевал с течением лет определенные изменения, но по-прежнему оставался необходимым компонентом быта и культуры большинства жителей России. Православные календарные праздники позволяют обратиться к различным образцам народного творчества – музыкальному и игровому фольклору, устному народному творчеству, ремесленным традициям. Многогранное народное творчество обеспечивает комплексный подход к развитию личности ребенка. Оно дает возможность проявлению индивидуальности, и в тоже время позволяет ощущать себя членом коллектива, включаясь в праздничное действо.

«Мудрость Православия в традициях Славянских»

Изучение народного творчества играет исключительную роль в формировании художественного таланта.

Н. В. Гоголь

На Брянщине накоплен большой опыт проведения фольклорных фестивалей и праздников. Благодатное поле деятельности и творческие площадки предоставляет для участников фольклорных ансамблей нашего областного центра, Управление культуры Брянской Городской администрации. В рамках Традиционного городского фестиваля Православной народной Культуры «Мудрость Православия в традициях славянских» ежегодно проводятся уникальные по своей значимости фестивали, которые жизненно необходимы в наше время. Своего рода это экспериментальная и творческая лаборатория для детских фольклорных коллективов. В самих названиях фестивалей заложены нравственные идеалы и понятия - добро, любовь, семья…ценности, которые будут с нами навсегда: «Покров Благодатный», «Никола Вешний», «Светлая Седмица», «Чудесный Праздник Троицы Святой», «Вода Крещенская – как символ Чистоты», «Гуляй Масленица», «Кузьма-Демьян – Зимний». Примечательно, что данные праздники всегда сопровождаются выставкой-ярмаркой народных ремесел «Город мастеров». Фестивали по своей организации отличаются стройной продуманностью, концептуальной выверенностью. Они направлены на сохранение и сбережение регионального и локального традиционного народного наследия, обогащение и усовершенствование художественного- образовательных и воспитательных форм. Данные мероприятия масштабны, интересны и представляют большую ценность для участников детских фольклорных коллективов нашего города. Названия фестивалей дают возможность всем участникам показать обрядовое действо – спектакль, в котором дети могут прочувствовать по-настоящему тот или иной обряд календарного праздника. Иными словами, реально оказаться в «предлагаемых обстоятельствах» конкретного сюжета, песни, бытового танца, игры…Фестивали очень помогают в работе : это долгожданное общение с коллегами, встреча с друзьями.

Наполнить душу Радостью

Где песня льется, там легче живется….

Методические рекомендации при составлении сценарных программ

В традиционной народной культуре детям отводилась своя, особая роль. Через различные обряды осуществлялся процесс воспитания. Именно поэтому, за основу своей работы с детскими фольклорными ансамблями «Зарянка» и «Задоринки» я взяла детальное изучение праздников Православного народного календаря. В течение многих лет был разработана концертная программа «Годовой цикл народных праздников», которая с успехом реализуется на фестивалях, конкурсах и в концертной деятельности. Сделав анализ данного этапа работы, помимо праздников народного календаря я включила в цикл тематические программы, знакомящие с бытом, укладом жизни крестьян, с ремеслами. Результаты данного этапа показали, что у детей появляется интерес ко всему происходящему, растет познавательная активность. У юных артистов ансамбля «Задоринки» участие в тематических концертных программах помогало развивать речь, память, музыкальные способности. И это не случайно. Простота, легкость запоминания календарных песен, закличек, поговорок, считалок, способствовали активному участию детей в праздниках. Быстрые и частые повторения скороговорок развивают артикуляционный аппарат ребят, а подвижные забавы способствуют их физическому развитию. В итоге еще до того, как малыши ансамбля «Задоринки» достигают школьного возраста, они успевают полюбить народные песни, традиционные обычаи и обряды. У них появляется потребность как можно основательнее изучить культуру родного края, ее особенности. Образцы материальной народной культуры : предметы быта, домашняя крестьянская утварь – получали в их руках вторую жизнь. Особенно отрадно, что у учащихся, занимающихся в ансамбле «Зарянка» появилось желание применить полученную информацию о Православных календарных обрядах праздниках в освоении школьных предметов – русский язык и литература, история: участие в различных историко-культурных проектах (презентации, конкурсы, исследовательская деятельность). Воспитанники коллектива «Зарянка» принимают активное участие в акциях, проводимых Брянским региональным Благотворительным фондом имени Братьев Могилевцевых в рамках реализации проекта «Возрождение народных традиций малой Родины», поддержанного фондом президентских грантов РФ).

Конечно, современным городским детям сложно понять до конца весь глубокий смысл, который вкладывался в каждый православный обряд, в каждый эпизод праздника. И, тем не менее, элементы устного народного творчества, детского музыкального фольклора очень близки природе ребенка. В традициях и обычаях заложена глубокая мудрость и творческий потенциал, они пронизаны уважением к труду, добротой и любовью. Средствами традиционной народной культуры можно и нужно воспользоваться для воспитания у подрастающего поколения патриотических чувств и развития духовности, в которой так нуждается наше общество сегодня.

Сборник сценарных программ «Каждому времени - свои песни», представляет собой многолетний опыт, исследовательскую и собирательную деятельность в работе с детскими фольклорными ансамблями «Зарянка» и «Задоринки» и апробирован на различных мероприятиях в последние три года. Это не просто фольклор, вынесенный на сцену. Это современный, сегодняшний творческий взгляд, режиссура. Зрителю фольклор в чистом виде, как нам, педагогам –фольклористам не интересен. Ему интересно увидеть его в той форме, в какой он сегодня существует, что сегодня в нем возможно. Ведь фольклор – это целая система передачи жизненного опыта в художественной форме от старшего поколения к младшему. Вызвать интерес детей к народным традициям несложно – нужно лишь выбрать правильную форму подачи материала. И подача должна быть правдивой. Мы все время что-то возрождаем, а возрождать не надо, надо понять и развивать фольклор в современных условиях, и с этим жить (яркий пример тому- ежегодные отчетные концерты –спектакли отделения «Народный хор» РАМ им. Гнесиных, преподаватель Ю. Л. Колесник). Мне думается, лишь при соблюдении этих принципов и условий, становится возможным создание в коллективах фольклорной среды, благоприятно воздействующей на каждого ребенка.

Главные критерии при составлении программ для участия в фестивалях, тематических концертах, приуроченных к Православному календарному Празднику.

1. Простота, доступность, жизненность музыкального и хореографического материала

2. Грамотное определение содержания, тем и сюжетных линий.

3. Исполнение фольклорных произведений на диалектном языке.

4. Сочетание разных народных жанров.

5. Возможности возникновения интересных диалогов

6. Проживание произведения на сцене.

Не все городские дети могут знать ту обстановку, что бытовала в деревне, на определенном празднике, не все знакомы с обрядами, традициями, мы должны их в эту обстановку вводить. Можно просто прочитать лекцию, а можно создать ситуацию и показать, почему здесь эта песня звучит, почему происходит и в какой последовательности определенное обрядовое действо. Поэтому и появились в репертуаре наших ансамблей концертные программы с определенной тематической направленностью. Главные задачи в постановке тематических программ – формирование навыков сотворчества, развитие у детей художественного воображения. Реализация данных задач ведет к достижению цели в деятельности наших коллективов – пропаганда Православных и народных традиций в детской и молодежной среде.

Очень ценным для участников ансамблей является и просто возможность общения в процессе совместного творчества и сложившиеся в коллективе традиции и дружеские отношения. Родители воспитанников коллективов «Зарянка» и «Задоринки»– мои единомышленники. Они помогают костюмы и реквизит шить, и в поездку съездить, и всех родственников на концерты собирают. Многие остаются нашими верными друзьями и после выпуска детей. Именно поэтому, отличительная особенность некоторых сценариев – активное вовлечение родителей участников коллективов.

Праздники народного календаря

Сентябрь

Хмурень, Ревун, Рябинник. Новолетье. Осенины. Бабье лето.

«Холоден сентябрь, да сыт»

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены

Холит дом ходуном, на столбе золотом

(колосья)

14 – Семен-Летопроводец- лето провожает, бабье лето начинает. Новый хлеб. Новый год. Новый огонь.

21- Осенины – Рождество Богородицы. Встреча Осени. Оспожинки – праздник урожая. Благодарность земле-матушке, водице-царице, Солнышку. «Осень, осень, погости недель восемь. С обмолоченным снопом, и румяным пирогом.

27 – Воздвиженье – птица в отлет двинула осень-зиме навстречу. (начало капустников, похвала капусте – первой барыне)

30 – Софья, Вера, Надежда, Любовь. Всесветные бабьи именины.

Октябрь

Листопад, капустник. позимник, грязник, свадебник.

«В октябре на одном часу и дождь и снег»

14 – Покров – свадебник. На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается. Покров – до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима. Покров, покров, покрой нашу избушку теплом, а хозяина животом.

Конец хороводам – пора посиделок. Капустник. Начинают подготавливать жилище к зиме. Протоплять избы.

27 – Параскева – грязниха, льняница, порошиха. Параскева-Пятница бабья заступница.

Ноябрь

Ледень, Полузимник, Курятник.

«В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается»

4 – Зимняя Казанская. Зима на пороге. Казанская – бабья заступница. Кто на Казанскую женится – счастлив будет.

14 – Кузьминки- встреча зимы. Кузьма и Демьян – ремесленники.

Осенние Кузьминки – по осени поминки. Не заковать реку зиме без Кузьмы и Демьяна.

Декабрь

Стужайло, Хмурень. Ледостав. Зазимник.

Декабрь и замостит и загвоздит и саням ход даст

4 – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

7 – Катерина –Санница. Катание на санях. Зимы нет, коли санный путь не установился. Катеринин день пришел, катание привел: катайся, у кого лошадь да сани есть – на санях, а нет ни саней, ни коней – садись на ледянку, с горки катись! С горы – коняжки – в гору – деревяжки (санки).

14 – Наум –Грамотник. Пророк Наум наставит неслухов на ум.

19 – Никола-Чудотворец.

25- Спиридон-солнцеворот. Заклички солнца.

Январь

Месяц январь – зимы государь

Просинец. Перезимье.

Зима за морозы – а мужик за праздники.

6 – Рождественский сочельник.

7 – Рождество Христово. Каляда-каляда! А бывает Каляда

Накануне Рождества!

Каляда-пришла! Рождество Принесла!

На Святки - свои порядки: пришли порядки, блины, да оладки.

14 – Новый год. День Василия Кесарийского. Васильев вечер.

18 – Крещенский сочельник.

19 – Крещение. Богоявление. Иордань.

Февраль

Снежень, сечень, бокогрей.

Месяц лютый – спрашивает, как обутый?

10 – Ефрем – запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Именины домового- доброго духа дома.

15 – Сретенье. Первая встреча весны. Вечером закликают солнышко.

Март

Зимобор. Протальник. Березозол. Грачевник.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

22 – Сороки. На Сороки сорок сороков птиц прилетают.

Пора весну встречать – жаворонков закликать.

Апрель

Снегогон, Капельник. Зажги снега, Заиграй овражки.

7 – Благовещенье. На Благовещение самый большой у Бога праздник.

На Благовещение птица гнезда не вьет. Девка косу не плетет.

Май

Май леса наряжает, в гости лето ожидает.

Травень. Майская травка и голодного накормит.

6 – Георгий Побеноносец. Егорьев день. Егорий весенний. Егорий храбрый.

Егорий скотопас. «Не бывать весне на Святой Руси без Егория»

22 – Никола Вешний. Николай Чудотворец.

Июнь

Хлеборост. Июнь – разноцвет – дня свободного нет.

Июнь с косой по лугам прошел.

Проводит июнь на работу – отобьет от песен охоту.

Обычно на июнь месяц приходится праздник Троицы. Троица – зеленые Святки.

«Завивайся березка! Завивайся кудрява! Мы завьем венки, на все Святки, На все празднички

Июль

Страдник. Сенозарник. Макушка лета.

Не топор кормит мужика, а июльская работа.

Июль – месяц ягод, зеленая страда.

7 – Иван Купала. Иван цветной. Иван Купала – хорошие травы.

8 – Петр и Феврония.

12 – Петры и Павлы. Петров день. С Петрова дня – красное лето, зеленый покос. Разговины». Конец петровского поста.

14 – Летние Кузьминки. «Мешай дело с бездельем. Проводи время с весельем».

21 – Летняя Казанская. На Казанскую черника поспевает. Черница-ягода поспела – поспела и рожь. С Казанской начинают по-настоящему готовиться к жатве.

Август

Жнивень. Разносол. Густоед. Серпы греют, вода холодит.

В августе до обеда – лето, после обеда – осень.

2 – Ильин день. Илья лето заканчивает, день зажинает. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается. С Ильина дня воды стынут.

14 – Спас первый, медовый. Начало Успенского поста.

19 – Второй Спас, яблочный. Преображение. Второй Спас всему час – шубу припас. Становится холодно по ночам.

28 – Успение. Дожинки. Окончание жатвы.

29 – Ореховый Спас. К этому дню поспевают орехи. Хлебный Спас. Пекут пироги из нового хлеба. Третий Спас хлеба припас.

Сценарные композиции праздников: «Пришло Рождество», «Масленица», «Сороки», оформлены мною в методическом пособии «Кадендарно-обрядовый и игровой фольклор в этно-художественном воспитании детей» (Брянск. 2018 год)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОСЕНИНЫ

Краткая информация о празднике

21 сентября – это день особый, осеннее равноденствие. По народному поверью- с этого дня солнце умирает. В избах обновляли огонь – старый гасили, а новый разжигали. Обряд «Осенины» связан с уборкой урожая. Он проводился с магической целью обеспечения будущего урожая. Ряд песен посвящался началу работ – зажину – и окончанию – дожинкам. В жнивных песнях крестьяне жаловались на тяжелый труд, но с другой стороны, прославляли обильный урожай. В тожественный день Осенин крестьяне надевали лучшие одежды и собирались на высоком берегу у открытой воды. Воздавали почести первому и последнему снопу. Первый сноп называли именинным, (с него начинали молотьбу, а зерна сохраняли до нового посева). Конец жатвы завершался «завиванием бороды», когда последние несжатые стебли пригибались к ниве колосьями, которые зарывались в землю, возвращая ей плодородную силу. Последний сноп наряжали и несли в дом, ставили в красный угол, где берегли его до следующего года. Пекли пирог Богач из чистой пшеничной муки, украшенной особыми знаками. Сверху теста была выложена фигура Берегини с поднятыми вверх в молитве руками, над ней Солнце, Месяц, Звезды. У ног плуг и борона, колосья и цветы. Окружала пирог витушка, символизирующая живую воду. Праздник заканчивался веселым пиром и песнями, прославляющими земледельческий труд.

Осенины

(сценарий праздника из ререртуара средней группы ансамбля «Зарянка»)

Ведущая: Здравствуйте люди разные! Дельные и праздные!

Молодые и старые, полные и сухопарые!

Малыши и их родители, и остальные песенные любители.

Всем наше почтение, начинаем представление

Красны девицы, да добры молодцы наряжайтесь, собирайтесь. На гулянье отправляйтесь. Веселиться, петь, плясать. Осенины отмечать!

Звучит «Вы не спите, не дремите бояре»

Ведущая: Гости дорогие, званные, да желанные! Сегодня у нас праздник урожая «Осенины», «Оспожинки», «Госпожинки». Этот праздник отмечали золотой осенью, прославляли труд жнецов, богатый урожай, заботились об урожае следующего года, благодарили Осень за доброту и щедрость ее, за дары ее, которые кормили людей всю зиму.

Звучит «Подьезжали мы под село».

Ведущая: А самый главный подарок Осени – это хлебушек. Хлеб на Руси почитали всегда, это главное богатство всего народа, всех людей. Про хлеб так говорили: «Где хлебно, там и тепло, там и жить добро». А берет хлеб начало с золотого зернышка, с золотого и ржаного полюшка»

Звучит «Кто с нами пашенку пахать».

Ведущая: А наше-то поле золотом блестит. Жницы не дремали, жницы жито жали. И звенела над золотым полем песня

Звучит «Осеница-Царица». (На песне вносится последний сноп, его одевают в женский народный костюм).

Ведущая: Вот и последний сноп готов. Последний сноп - он самый главный, его прославляли, наряжали, да вносили в дом и ставили в «красный угол» как почитаемого гостя, чтобы год богатым был. (На песне «Осень, осень, сноп последний вносим» «Именнинка «сажают в ипровизированый «красный угол»)

Звучит «Осень, осень».

Ведущая: Жницы, собирая урожай, вязали снопы, а детки из травы вязали себе куколок-стригушек. Это маленькие ожившие снопы. А почему ожившие? Вот мы с Вами сейчас об этом и узнаем. (Дети сидят за столом и поют «Посидите, гостьюшки». Куклы в руках артистов танцуют импровизированный танец, следуя тексту)

Звучит «Посидите гостьюшки».

Ведущая: Замечательно пляшут наши куколки, а как в игры то играли, игры песни, хороши. Словом эти посиделки были праздником души. Куколки – это оберег дома, они оберегали дом от болезней, неурожая, других бед. Их оставляли в доме до следующего урожая. (куколок ставят возле снопа-именинника.

Ведущая: Жатве пришел конец, а пиру начало! Ох, и Слава Богу, что жито пожали, И в копы поклали. На поле стогами, В клети закромами, а в печи пирогами! Землю красит солнце, а человека труд! Что посеешь то и пожнешь! Что пожнешь, то и смолотишь! Что смолотишь, то и смелешь, Что смелешь, то и съешь! Не пора ли и нам отведать нашего праздничного пирога «Богача»!

Осень, осень, за порог. Осениньщикам – пирог! За ваше терпенье. Всем угощенье. (Во время исполнения песни «А, дай Бог тому», участники ансамбля угощают зрителей и гостей пирогом. Пирог нельзя резать, только отламывать кусочек).

Ведущая: Спасибо природе! Землице-матушке. Царице-водице да Солнышку за их труд, да урожай богатый!

Звучит «Ой, тара-тара-тара».

Приложение 1

(тексты песен из фольклорного праздника «Осенины»)

«Вы не спите, не дремите бояре»

Смоленская область

Вы ня спитя, не дырямитя, бояре. Ой, ли, ои лешуники бояре.

Запрягайте тройку коней вороных. Ой, ли, о и лешуники вороных

Обьезжайте вокруг Брянска города. Ой, ли ои лешуники, города

Да звоните, вы во все колокола, ой, ли, ои лешуники, колокола.

Да встречайте, именитых гостей, ой, ли ои лешуники, да гостей.

«Подьезжали мы под село»

Брянская область

Подьезжали мы под село. Зайграй дудочка, весело

Зайграй дудочка, весело. Чтоб наше село весело было

Чтоб наше село, весело было. Чтоб наш каравай весел был.

Что б наш каравай весел был. Чтоб наш весь народ счастлив был.

«Кто с нами пашенку пахать»

Брянская область

Кто с нами, кто с нами пашенку пахать. Мы с вами, мы с вами пашенку пахать

Кто, с нами, кто с нами жито рассевать. Мы с вами, мы с вами жито рассевать

Кто с нами кто снами жито собирать, Мы с вами, мы с вами жито собирать

Кто с нами жито молотить. Мы с вами, мы с вами жито молотить

Кто с нами кто с нами муку просевать. Мы с вами, мы с вами, муку просевать

Кто с нами кто с нами тесто замесить, Мы с вами, мы с вами тесто замесить

Кто с нами кто с нами пироги испечь. Мы с вами м с вами пироги испечь

«Осеница-Царица»

Брянская область

Осеница-царица. По злату мастерица

С пряльцем-донцем. С гребнем –веретенцем

С высоким колосочком. С широким снопочком.

Журавли-то за моря. Осеница – на поля

Ты, пречистая мать. Ходи бороду полоть.

Своей правой рукой. Своим золотым серпом.

«Осень, осень».

Брянская область

Осень, осень Сноп последний вносим. Приходи с ливнем.

С хлебом обильным. Со льном высоким. С корнем глубоким

С толокой, обмолокой. С золотым венцом.

«Посидите гостьюшки».

Брянская область

Посидите гостьюшки. Побеседуйтя. Я вам чудо расскажу.

Впрямь поверитя. Ха-ха-ха-ха-ха-ха. Их!

Как наш самовар. Пошелы на базар. Пошелы на базар выбирать себе товар.

Башмаки истоптал. Каблуки обломал. Барыню себе искал. Барыню себе искал!

Самовар пыхтел. Жарко закипел. Жарко закипел Гуляти захотел.

Он баранки покупал. Чаю с медом угощал чудо-юдо увидал. Чудо-юдо увидал!

А на дубу свинья гнездо совила. Гнездо совила яицы нанесла.

Пять штук принесла. На семи сидела. Девяти вывела. Чудо-юдо весела!

А поросяточки Ай полосатеники. Ай на дубу сидят. Желудки едят.

Желудки едят. На дубку сидят. Улететь хотят. Улететь хотят!

Самовар пыхтит. Он поет, гудит. Он поет, гудит. С виду он сердит.

Из трубы-то валит пар. Наш красавец самовар. Наш красавец самовар. !

«А дай Бог тому».

Брянская область

А дай Бог тому, кто в этом дому. Щедрый вечоры.

Добырай вечоры. Добырамы людямы. На здаровье.

Яму рожь густа,рожь ужиниста. Щедрый вечоры.

Добырай вечоры. Добырамы людямы. На здаровье

А и дай Вам Бог, больше того. Щедрый вечоры.

Добырай вечоры. Добырамы людямы. На здаровье

Одари Господь и житьем-бытьем. И богачествам

Щедрый вечоры. Добырай вечоры. Добырамы людямы. На здаровье!

«Ой, тара-тара-тара».

Брянская область

Ой, тара, тара, тара. Ой порай гостямы са дывора.

Калина моя. Ой, малина моя.

Порай гостямы са дывара да. А мне младой не пара.

Калина моя. Ой, малина моя.

А мне младой не пора, да ой не нагулялась я да

Калина моя. Ой, малина моя.

Ой, не нагулялась я, да ой, не напылясалась я.

Калина моя. Ой, малина моя.

Ой, тара, тара, тара. Ой порай гостямы са дывора

Список методической литературы

1. Агамова Н. С. народные игры для детей: организация, методика, репертуар. М. Государственный республиканский Центр русского фольклора, 1995.

2. Абрамов-ЗабловскиЙ. Казачий словарь - справочник. Из-во «Кливленд» Т. 1-3. 1966-1970

3. Астафьев А. Н. Древо жизни. Современник, 1983 5.

4. Белов В. Лад. Очерки о народной эстетике. М. ,1988

5. Громыко М. М. Мир русской деревни. М. ,1991

6. Гордеев А. А. История казаков. Часть 1-4.

7. Гобарев В. М. Русь до Рождества Христова. М. ,1996

8. Зайцева Е. А. Коляда. М. ,1993

9. Забылин М. Русский народ. М. ,1990

10. Исторические песни. Баллады. М., 1986

11. Кравцов Н. И. Сказка как фольклорный жанр. М. ,1973

12. Круглов Ю. Г. Хрестоматия по фольклористике. М. ,1986.

13. Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970

15. Миловский А. Песнь жар-птицы. М. ,1987

16. Медведева В. М. Фольклорная практика в музыкальном ВУЗе. М. ,1992

17. Музыкальный фольклор и дети. Методическое пособие. (Сост. Шашена Л. А. ,1992

18. Народный театр. (Сост. Некрылова Н. И.) М., 1991

19. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. Л., 1984

20. Православный церковный календарь. Из-во Московской Патриархии., 1994

21. Руднева А. В. Русский народный хор и работа с ним. М., 1960

22. Русская народная песня. Антология. М., 1963

23. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1988

24. Сахаров И. А. Народные праздники и обычаи. М., 1991

25. Соколова В. К. Календарные праздники и обряды. Этнография Восточных славян.

26. Щуров В. М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве.

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Фотоотчет об экскурсии в Центр традиционной культуры народов России с детьми подготовительной группыФотоотчет об экскурсии в Центр традиционной культуры народов России с детьми подготовительной группы Цель: Знакомство с профессиями работников Центра культуры. Представление о профессии хореографа, барабанщика и гармониста. Формирование.

Фотоотчет о предметах семейского быта «По приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья»Фотоотчет о предметах семейского быта «По приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья» Предметы быта окружают человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Познавательная беседа о традиционной тряпичной кукле с детьми дошкольного возрастаПознавательная беседа о традиционной тряпичной кукле с детьми дошкольного возраста «Косу длинную сплели, ленточка в косе - Русскую красавицу в мире знают все!» Цель - познакомить детей с традиционной тряпичной игрушкой;.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Видео и фотоотчет «Вечер маминых сказок» как форма работы по приобщению дошкольников к чтениюВидео и фотоотчет «Вечер маминых сказок» как форма работы по приобщению дошкольников к чтению Уважаемые коллеги! Как я уже сообщала в совем блоге, наш детский сад принимает участие в конкурсе проектов по приобщению детей раннего и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы с детьми по приобщению к традиционной культуре
Опубликовано: 4 мая 2020 в 13:46
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД