Получи документы

Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Светлана Рудакова
Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis – «движение» и logos – «наука, слово».

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Цель кинезиологии – развитие межполушарного взаимодействия, способствующего оптимизации мыслительной деятельности, через восстановление баланса в системе «мозг-тело».

Публикация «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Актуальность проблематики связана с тем, что у детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Как показывают современные исследования, межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т. д. То есть кинезиология направлена на развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Кинезиологические упражнения :

• синхронизируют работу полушарий;

• улучшают мыслительную деятельность, память, внимание;

• развивают речь, навыки письма и чтения;

• развивают мелкую и крупную моторику;

• формируют пространственные представления;

• снижают утомляемость;

• снимают эмоциональное напряжение;

• повышают стрессоустойчивость.

Как наука кинезиология появилась в середине 60-х годов в америке (прикладная кинезиология – детище Джорджа Гудхарта, американского врача из Детройта). Распространилась прикладная кинезиология в США среди врачей и мануальных терапевтов.

На сегодняшний день существуют различные виды кинезиологии : прикладная, психотерапевтическая, образовательная, клиническая и т. д.

Основателями Образовательной Кинезиологии (кинесиологии) являются американские педагоги Пол и Гейл Деннисон.

Применяется она в педагогических целях для улучшения обучения, в частности чтения, письма, математики, запоминания и пр.

В рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга».

В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга.

Упражнения в «Гимнастике мозга» собраны в 4 группы.

1. Первая группа - движения, пересекающие среднюю линию тела. (они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики, что способствует совершенствованию связей между левым и правым полушариями головного мозга) Развивают координацию движений, внимание, память.

2. Вторая группа – это упражнения, растягивающие мышцы тела. (снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела).

3. Третья группа - упражнения, повышающие энергию тела. (обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками головного мозга.) в начале занятия или перед заданием, которое требует концентрации внимания.

4. Четвертая группа упражнений – углубляющие позитивное отношение. (Они стабилизируют нервные процессы организма.) помогают справиться со стрессом. Перед важным мероприятием, выступлением.

1. Движения, пересекающие среднюю линию тела:

«Перекрёстные шаги»

«Ленивая восьмёрка»

• «Двойные рисунки (зеркальное рисование)»

«Слон»

«Вращение шеи»

«Брюшное дыхание»

«Рокер»

«Энергетизатор»

«Взгляд на перекрестие»

2. Упражнения, растягивающие мышцы тела:

«Активизация рук»

«Сова»

«Помпа икр ног»

«Гравитационное скольжение»

«Заземлитель»

«Сгибание стопы ног»

3. Упражнения, повышающие энергию тела :

«Кнопки мозга»

«Кнопки космоса»

«Энергетическая зевота»

4. Позы, углубляющие позитивное отношение:

«Позитивные точки»

«Крюки»

Основные требования для выполнения программы «Гимнастика мозга» :

• Точное выполнение движений и приёмов.

• Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуты.

• Их можно выполнять в различном порядке и сочетании.

• Повторяется упражнение от 4 до 8 раз.

Упражнения выполняются ежедневно.

Опыт работы российских и зарубежных кинезиологов подтверждает эффективность этого подхода.

Впервые с термином «прикладная кинезиология» российские врачи познакомились в 1990 г. С того времени наши российские учёные стали заниматься данной темой.

Одна из них – Алла Леонидовна Сиротюк, заведующая кафедры психологии.

Её книга - методика «Коррекция развития интеллекта дошкольников» .

Это комплексы занятий, целью которых является – через развитие мышц рук и тела развивать межполушарное взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, влияет на развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т. д.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.

Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Кинезиологические упражнения :

«Колечко»

«Кулак-ребро-ладонь»

«Лезгинка»

«Змейка»

«Ухо-нос»

Основные требования:

• Продолжительность занятий 10-15 минут.

Упражнения выполняются ежедневно.

• Время занятий – утро, день.

ВЫВОД: Упражнения кинезиологии универсальны. Они помогают и взрослым и детям. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимется усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Упражнения хорошо работают для помощи детям, имеющим психологические проблемы или трудности в обучении.

Кинезиологические упражнения можно использовать как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу. Те, кто заинтересуется данной методикой, может взять её как тему по самообразованию.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском садуКинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду Хотелось бы обратить внимание на еще одну из здоровьесберегающих технологий - кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга» Что такое.

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Кинезиологические упражненияКинезиологические упражнения Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Нейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возрастаНейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возраста В последние несколько лет тема развития мешполушарных связей у детей посредством разнообразных движений стала актуальной. Причин этому много.

Фотоотчет «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»Фотоотчет «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» Тема: «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста» Цель самообразования: повышение компетенции в вопросах использования.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») Кинезиология– это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 08:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД