Любовь Говорова
Комплексное планирование кружковой работы «Лесной теремок» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Теремок открывает свои двери»
Цель: Познакомить детей с кружком – как видом работы. Рассказать об
основном направлении – о лесе. Заинтересовать детей, побудить
желание посетить кружок.
1. Что такое лес? Рассказ воспитателя о лесе с использованием иллюстраций.
2. Знакомство с теремком. Кто в нем хочет жить?
3. Рассмотреть эмблему «Лесной человек» - Экоша.
Публикация «Комплексное планирование кружковой работы „Лесной теремок“ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Всем членам кружка вручить эмблему.
4. Чтение стихотворения А. А. Прокофьева «Тишина».
5. Д/игра «Какое дерево я задумала?».
6. Как сажают деревья? С чего начинают? Как ухаживают за молодыми деревцами? Какую пользу приносит лес человечеству?
7. Заучивание песенки М. Авдеевой «Деревце». (см. Л. П. Молодова, стр. 13)
Словарная работа:
лесной теремок, эмблема «Экоша», бревнышко,
кислород, древесина, папоротники, лишайники, мхи.
Работа с родителями:
а) предложить собрать иллюстрации о лесе, открытки;
б) вместе с детьми засушить лесные травинки; собрать
природный материал из леса: шишки, коряги и т. д.
Тема: «Лес – это сказка»
Цель: Сформировать понятие о том, что лес бывает разный: смешанный,
хвойный, лиственный; сказочный (по временам года).
1. Рассматривание иллюстраций о лесе:
а) Веселый березняк;
б) Трепещущий осинник;
в) Ельник;
г) Под шатром тенистых дубов.
2. Художественное слово о деревьях: И. Толмакова: «Дуб», «Осина»,
«Ива».
3. Чудесные листочки из смешанного леса. Для чего нужны лесу опавшие листья?
4. Заучивание стихотворения М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
5. Д/хороводная игра «Мы – осенние листочки» (Л. П. Молодова,
стр. 14).
6. Панно из осенних засушенных цветов, листьев.
Словарная работа:
смешанный, хвойный, лиственный, березняк, осинник,
шатер, листопад
Работа с родителями:
а) Совместно с детьми изготовить из природного
материала композицию;
б) Изготовить ширму для родителей «Как составлять
панно из осенних листьев, ягод, цветов».
Тема: «Как вести себя в лесу»
Цель: Прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться
ко всему, что там растет и живет; учить оценивать поступки других
людей.
1. Познакомить детей и рассмотреть «Напоминающие знаки» о правилах поведения в природе в стихотворной форме. Например:
Еж пыхтит и морщится:
- Что я Вам – уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
2. Рассказ воспитателя на тему «Природа и человек» (Л. П. Молодова, стр. 112). Что дает человеку природа? Лес – бесценная кладовая пироды.
3. Чтение стихотворения С. Викулова:
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.
4. Предложите детям сюжеты, в которых они должны разобраться.
Например:
- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер,-
Предложил Алик.
- Зачем здесь? Идемте вон за то дерево, там уютнее.
И все пошли.
Правильно ли поступили ребята? Почему?
Словарная работа:
Кладовая природы, бесценное кострище, клад, водяная
лилия, ночлег, ожог на земле.
Работа с родителями:
а) Привлечь родителей к изготовлению знаков о
правилах поведения в лесу;
б) Изготовить ширму для родителей «Как вести себя в
лесу?».
Тема: «Кто в лесу носит шляпки?»
Цель: Дать знания о грибах, их видах – съедобные и ядовитые. Почему они
растут? Научить их различить.
1. Беседа о грибах. В каких лесах растут грибы? Рассмотреть иллюстрации со съедобными и несъедобными грибами.
2. Сказка воспитателя о мухоморе «Зачем нужен мухомор?».
3. Игра «Станция Загадкино». Подбор загадок о грибах.
4. Чтение стихотворения П. Синявского «Грибная электричка».
5. Ручной труд: «Грибы из желудей».
6. Игра «Корзина», «Лес» (по загадке найти гриб и вставить в прорезь: если съедобный – в «корзину», несъедобный в «лес»)
7. Зачем грибы в лесу? Приносят они пользу? Какую? (А. А. Плешаков)
Словарная работа:
Подосиновики, подберезовики, сыроежки, маслята, опята,
белый гриб, мухомор.
Работа с родителями:
а) Консультация для родителей «Умеете ли Вы
распознавать грибы»
Тема: «Лесная аптека»
Цель: Познакомить детей с разнообразием трав, лекарственных растений,
растущих в лесах.
Воспитывать у детей любовь к природе, умение беречь красоту, слушать
о чем шепчет травушку-муравушку.
1. Экскурсия на лесную полянку.
2. Познакомить с травами: клевером, вереском, чистотелом.
3. Засушить травянистые растения.
4. Рассказ воспитателя о пользе этих растений.
5. Д/игра «Найди пару».
6. Применить лекарственные растения для чая: заварить чай – напоить детей, дать почувствовать вкус и запах лесного чая.
7. Привлечь родителей к сбору лекарственных растений для чая, профилактики дыхательных путей.
Словарная работа:
Аптека, лекарственные растения, травушка-муравушка,
клевер, подорожник, чистотел, тысячелистник, мята,
зверобой и др.
Работа с родителями:
а) Изготовить ширму для родителей «Лесная аптека»
б) Сбор лекарственных трав для группы.
Тема: «Маленькие, да удаленькие»
Цель: Познакомить детей с самыми маленькими обитателями леса –
жуками, насекомыми, муравьями. Рассказать об их пользе и
значении для леса. Воспитывать бережное отношение к маленьким
насекомым.
1. Беседа на тему: «Муравьи и муравейники», «Муравьи - защитники» (Л. П. Молодова, стр. 77).
2. Чтение отрывка С. Маршака «Бор», В. Танайсичука «Как божьи коровки помогали садовникам».
3. Чье имя на крыльях? Рассказ воспитателя о божьих коровках. Рассматривание открыток с изображениемнасекомых.
4. Игра «Мы - муравьи» (очистка участка от мусора).
5. Занятие «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики».
Цель: Учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, а
так же уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на
Земле.
Словарная работа:
Муравьи, муравейники, насекомые, шмели, пчелки,
божьи коровки.
Работа с родителями:
а) Экскурсия с родителями в лес.
б) Консультация на тему «Берегите насекомых».
Тема: «Лесные цветы»
Цель: Познакомить детей с лесными цветами: ландышами, ромашками,
одуванчиками и др.
Воспитывать любовь к ним, не рвать охапками.
1. Беседа о лесных цветах. Рассматривание иллюстраций и открыток.
2. Чтение стихотворения С. Виргуна «Давай скажем «здравствуй» каждому цветку».
3. Экскурсия на лесную полянку.
4. Загадки о цветах. Подбор их в альбом.
5. Заучивание наизусть стихов З. Александровой «Одуванчик молодой», П. И. Чайковского «Ландыш».
6. Занятие «Цветы» (Л. П. Молодова, стр. 62).
7. Заучивание стихотворения Т. Собакина «Если я сорву цветок».
Словарная работа:
Ландыши, фиалка, аптечная ромашка.
Работа с родителями:
а) Изготовить ширму для родителей «Зеленая аптека»;
б) Беседа «Пусть цветут цветы».
Тема: «Умеют ли говорить деревья»
Цель: Развивать воображение у детей, уметь очеловечивать деревья, слушать, о
чем они говорят.
1. Занятие – сказка о чудесах леса. Умеют ли говорить деревья?
2. Изготовление деревьев с изображением мордашек.
3. Инсценировка экологической сказки о дружбе деревьев – подружек: ели, березы, ивы, рябины, ольхи.
4. Подбор стихов о деревьях.
5. Зарисовать деревья в альбом, придумать загадки о них.
6. Экскурсия в лес. Послушать, о чем говорят деревья. Что можно предположить, о чем они шепчутся?
Словарная работа:
Деревья: ель, ивушка, береза, рябина, карликовая, кора,
ольха, почки, лиственница, волшебница.
Работа с родителями:
а) Театрализация экологической сказки «О дружбе
деревьев»
Тема: «В дебрях дремучего леса»
Цель: Дать представление о дремучем лесе, почему его так называют. Почему
темно в лесу? Кто живет в нем?
1. Рассматривание иллюстраций о дремучем лесу. Рассказ воспитателя о лесе.
2. Составить сказку о дремучем лесе на тему «Там на неведомых дорожках», «Луч света в темном царстве».
3. «Несьедобные загадки» - о ядовитых растениях в дремучем лесу.
4. Выучить стихотворения С. Погореловского «Здравствуй лес, дремучий лес!»
5. Составить стихотворения из кореньев «Корешки - коренья».
6. Два огонька в дремучем лесу. Что за огоньки? Учить детей мыслить.
Словарная работа:
Дебри, дремучий, неведомые дорожки, коренья, царство,
луч света.
Работа с родителями:
а) Составить композиции из кореньев дремучего леса;
б) Предложить родителям сказку, придуманную детьми
«Там на неведомых дорожках»
Тема: «Вечнозеленые – кто?»
«Хвойный лес»
Цель: Познакомить детей с хвойным лесом. Почему его так называют? Что
растет в хвойном лесу? Какой воздух? Воспитывать у детей жалость к
срубленной елочке.
1. Рассказ воспитателя о хвойном лесе с изображением сосны, ели, пихты, лиственницы.
2. Подобрать загадки о хвойных деревьях.
3. Почему не растет трава в хвойном лесе? Зачем им хвоя?
4. Красавица – елка. Сколько лет елке? Ель – очень красивое и полезное дерево.
5. Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу наших лесов» (Л. П. Молодова, стр. 55.)
6. Заучивание стихотверения Е. Трутневой «Елка».
7. Шишки – плоды елки. Изготовление игрушек из шишек для новогодней елки.
8. Хороводная песня «Елочка - красавица».
9. Изготовление игрушек изо льда, воды и красок
Словарная работа:
Хвойный, ель, сосна, хвоя, пихта, иголки.
Работа с родителями:
а) Привлечь родителей к акции «Зеленая елочка –
живая иголочка»
Тема: «Радио леса – сорока»
«Мы - друзья птиц»
Цель: Приучить детей заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать
радость от сознания, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
Дать детям элементарные знания о том. Чем кормят птиц; почему сороку
называют «радио леса» и т. д.
1. Беседа о лесных птицах: сова, кукушка, сорока, дятел, соловей, синица, клест и др. рассматривание иллюстраций «Зимующие лесные птицы», «Птичья столовая».
2. Д/игра «Где чье гнездо?»
3. Разучить хороводную игру «Не сорока, не ворона» (Л. П. Молодова, стр. 55).
4. Дорисовать птичку «Кому, что не хватает».
5. Д/игра «Кому, что по вкусу».
6. Чтение рассказов В. В. Бианки «Чей нос лучше?», К. Д. Ушинского «Кукушонок», «Кукушечка».
7. Подбор загадок о лесных птицах и зимующих птицах.
8. Фрагмент праздника «Мы - друзья природы».
9. Рассказ воспитателя о том, что нельзя лишать вольной жизни птиц и животных. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Чиж» (Л. П. Молодов, стр. 42, «Не поется птицам без небес»).
Словарная работа:
Сова, кукушонок, птичья столовая, поползень, небеса,
воля, неволя, птицегуб, водомут, крепкосвист,
нарушитель.
Работа с родителями:
а) Изготовление кормушек (совместная работа папы и
ребенка)
б) Консультация «Какие птицы живут дома? Можно ли
их держать в неволе».
Тема: «Животные леса»
Цель: Дать интересные сведения о животных леса: зайце, медведе, волке, лисе,
белке, лосе.
1. Рассказ воспитателя о животных леса с использованием иллюстраций и загадок.
2. Чтение рассказов о зайце Ю. Коваля «Заячьи тропы», С. Покровского «Кто как зимует?». Сказки «Лисичка со скакалочкой», «Лисичка – сестрички и серый волк».
3. Разучить правила игры «Лиса, охотник и куры» (Л. П. Молодова, стр. 84).
4. Д/игра «Чьи это следы?», «Что кому по вкусу?».
5. Беседа «Кто как зимует». Чем мы можем помочь животным?
6. Для чего зверям хвосты?
7. Подбор загадок, стихов о животных леса.
8. Оформить альбом «Животные леса».
9. Изготовить театрализованные игрушки из конусов: лиса, волк, медведь и т. д. Обыграть их.
Словарная работа:
Берлога, логово, дупло, нора, следы, цепочка, бурелом, педаль.
Работа с родителями:
а) Предложить родителям подобрать литературу о
животных леса;
б) Привлечь к изготовления масок – шапочек
животных.
Тема: «Скажем милому теремку «До свидания»
Цель: Подвести итог полученных знаний о лесе, животных, птицах, цветах,
траве, плодах.
1. Провести лесную викторину «Мы – друзья природы» (Л. П. Молодова).
2. Итоговая беседа о лесе: смешанном, березовом, хвойном, дремучем.
3. Народные изречения о лесе (кто больше назовет).
4. Выставка д/работ, поделки о лесе.
5. Стихи и загадки о лесных животных, птицах, грибах, ягодах, деревьях.
6. Изготовить и подарить всем членам кружка «Лесной теремок» эмблемы с изображением милого человечка Экоши.
Словарная работа:
Лесной человечек Экоша, теремок, красота, народные
пословицы и приметы, парит в небесах.
Работа с родителями:
а) Выставка поделок, которые дети делали вместе с
родителями;
б) Показать фрагмент экологической сказки «О дружбе
деревьев».