Галина Горбань
Конспек ОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Путешествие в страну этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование норм общения в соответствии с правилами речевого этикета.
Задачи: Образовательные
Формировать опыт речевого этикетного поведения и закрепить знания основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения;
Учить составлять мини-рассказ о сказочном герое с использованием синквейна;
Учить использовать в речи формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Публикация «Конспек ОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Путешествие в страну этикета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие
Развить внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, способность сопереживать. Словарь: «этикет», «тактичность».
Воспитывающие
Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.
Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета. Способствовать формированию коммуникативных навыков общения.
Материалы и оборудование:
«море», «капли» из бумаги, картинки сказочных героев, домик и карточки для синквейна, слайд-презентация; лепестки волшебного цветка.
Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила», чтение С. А. Насонкина «Уроки этикета».
Методические приемы:
1 часть:
1)Приветствие
2) Игровой прием: электронное звуковое письмо
3) Игровая мотивация: путешествие в страну «Этикета»
2 часть:
4) Речевая игра «Волшебные слова»
5)Двигательное упражнение «волшебный лес»
6)Составление синквейна «Сказочные герои»
7)Разбор ситуации (просмотр звукового слайда)
8)Игра «Мирилка»
9)Развивающая игра и «Верно - не верно»
10)просмотр звукового слайда (Фея благодарит)
11)Работа в парах – тактильное упражнение «руки и наши чувства»
12) игра «Соберем цветок из вежливых слов»
3 часть:
13) завершение игровой мотивации
14) дарим смайлики
План-конспект :
Воспитатель: Я рада сегодня вас видеть! Давайте пожелаем друг другу доброго утра, и пусть это пожелание будет теплым и искренним.
Дети: Доброе утро, всем!
Воспитатель: Сегодня к нам на электронную почту пришло письмо:
Помогите! Мне страшно. В страну «ЭТИКЕТ» злые посланники Снежной королевы - Северные ветра, принесли холод и стужу.
Жителями страны грустные и постоянно ссорятся, так как никто не соблюдает правила речевого этикета.
И только с вашей помощью, в страну вновь вернется веселье и радость, а жители станут вежливыми!
Фея Вежливости».
Воспитатель: Нам с вами надо принять решение. Как мы поступим?
Ребята, а как мы сможем добраться до страны Этикет? (Ответы детей.) Да, вариантов много, но самый доступный для нас – воздушный шар.
Как только я скажу: «Земля прощай!», - а вы мне ответите: «В добрый путь!», - взлетаем, легко и плавно летим за мной.
- Земля прощай!
Дети: В добрый путь!
Все ребята и педагог пластически изображают полет на воздушном шаре и оказываются в стране Этикет.
Воспитатель: Приземляемся. Мы оказались в стране Этикет.
Звучит мелодия, отображающая звуки «льда».
Воспитатель: Северный ветер заморозил Море Добрых слов в этой стране. Он вырвал из нее добрые, волшебные слова. Теперь жители страны Этикет не могут использовать их в своей речи. Требуется наша помощь, продолжите эти строки «волшебными словами».
- Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
- Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).
- Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).
Воспитатель: Эти «волшебные» слова мы используем в своей речи, когда говорим с другими людьми, и от них людям становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. А сейчас возьмите по одной капле и, называя «волшебное слово», добавьте его в наше море –и мы его разморозим.
Воспитатель: Ваши ответы помогли оживить море Добрых слов. (Слышаться шум моря)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. И дорога проходит через волшебный лес.
Упражнение «Волшебный лес»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом.
Мы пришли в волшебный лес. Ходьба по кругу.
Сколько здесь вокруг чудес! Развести руки в стороны.
Справа берёзка в шубке стоит Руку отвести вправо и
посмотреть на неё.
Слева ёлка на нас глядит. Отвести руку влево и
проследить за ней взглядом.
Снежинки в небе кружатся, Кружатся.
На землю красиво ложатся. Приседают.
Вот и зайка поскакал, Прыжки на двух ногах
От лисы он убежал, на месте.
Серый волк рыщет, руки на поясе, наклоны
Он себе добычу ищет! в стороны.
Все мы спрячемся сейчас, медленно присесть, прячась.
Не найдёт тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит, имитируют сон.
Так всю зиму он проспит.
Прилетают снегири, имитируют полёт птиц.
Ух, красивые они!
В лесу красота и покой развести руки в стороны.
Вот только холодно зимой. Обхватить руками плечи.
Воспитатель: Вот мы с вами прошли сквозь «волшебный лес» и попали на Сказочную поляну. — Вы любите сказки? Но в сказках добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба.
Воспитатель: Я буду называть героя, если герой добрый и вежливый – вы улыбаетесь, а если - злой и грубый – закрываете лицо руками:
Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. Воспитатель: Фея нам оставила волшебную карточку о сказочных героях Синквейн Дюймовочка и доктор Айболит) Работа проводиться с пособием «Волшебный домик»
Дети составляют пятистрочие со сказочным героем.
Пример:
1. Дюймовочка
2. Крохотная, трудолюбивая,
3. помогает, убирает, спасает
4. спасаетсает ласточку от болезни
5. девочка
1. Айболит
2. добрый, смелый
3. Помогает, лечит, спасает
4. Лечит от болезней зверей
5. Доктор
Воспитатель: Путешествие продолжается, и мы с вами попадаем на Аллею Уважения. Жители страны Этикет потеряли много хороших качеств, таких как доброта, уважение, и тактичность.
Предлагаются послушать звуковой слайд, а дети дают оценку.
Озвучка слайда:
Мальвина: здравствуй, Буратино.
Буратино:- Привет, Мальвинка.
Мальвина: почему ты меня так называешь?
Буратино - Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинил. Мальвинка - пелеринка, вышла на лужок. Мальвинка – пелеринка нарвала цветов вагон.
Мальвина: - Мне не нравится такое стихотворение.
Буратино - Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.
Мальвина: - Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.
- Буратино Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.
Мальвина: - Я ухожу, до свидания.
Буратина - Пока, пока. Мальвинка - пелеринка.
Воспитатель: Ребята, почему между Буратино и Мальвиной произошла ссора? (Ссора произошла, потому что Буратино грубо называла её и придумал прозвище).
- Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)
- Почему? (Это может расстроить, обидеть нас).
- Можно ли исправить эту ситуацию? Да.
Как? (Нужно называть друзей и товарищей по имени.)
- К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей. А давайте мы помирим Буратино и Мальвину, ведь мы с вами знаем мирилку. Возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова:
Не сердись, улыбнись,
Крепче за руки возьмись.
Ты меня извини,
И обиды не держи.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Верно – не верно»
(1 хлопок – верно, 2 притопа ногами – не верно.)
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Во время беседы быть тактичным.
- Не выслушивать своего собеседника.
- Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
- Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
- Поблагодарить за подарок…
Воспитатель: Молодцы!
Вот мы с вами и оказались у Дворца феи Вежливости, но чтобы двери дворца открылись, мы должны будем назвать пословицы и поговорки о добре, вежливости, дружбе. (Дети называют пословицы и поговорки)
Фея Вежливости (звуковой слайд) : Добрый день (дети отвечают). Я очень рада, что вы откликнулись на мое письмо и преодолели все препятствия, теперь жители страны Этикет будут добрыми и вежливыми. Добрый человек, всегда поможет другим в трудную минуту.
Работа в парах.
— Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)
Фея Вежливости: А сейчас давайте с вами соберем цветик-семицветик из вежливых слов, которые делают нашу жизнь добрее и лучше.
Воспитатель: Этот цветок нам дарит фея Вежливости, который будет в вашей группе, чтобы, глядя на него, вы всегда будем помнить о всех его лепестках, и были вежливыми, аккуратными и культурными. Ведь быть вежливым это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Дарите всем по солнышку –
Частичку света, доброты.
Слова любви и нежности
Дарите людям, как цветы.
Раздаются всем присутствующим и детям смайлики.
Воспитатель: А нам пора отправляться в обратный путь, в детский сад, воздушный шар ждет нас.