МААМ-картинки

Конспект беседы с детьми старшей группы «Томская писаница»

Ольга Рыбакова
Конспект беседы с детьми старшей группы «Томская писаница»

Конспект беседы с детьми старшей группы "Томская писаница"

Цель: обогащение представлений детей о Кузбассе («Семь чудес Кузбасса» - музей-заповедник «Томская писаница»).

Задачи:

1. Расширить представления детей о «Семи чудесах Кузбасса»;

2. Развивать интерес детей к одному краю и достопримечательностям;

3. Воспитывать интерес, любовь к родному краю, бережное отношение к культурному наследию.

Публикация «Конспект беседы с детьми старшей группы „Томская писаница“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: презентация музея-заповедника «Томская писаница»; пластилин для рисования петроглифов; стеки для рисования.

Ход занятия:

Ребята, а кто из вас бывал в музее? (ответы детей). А что такое «музей»? (ответы детей).

Музей – это место (помещение, где люди занимаются сбором, изучением, хранением предметов — памятников.

А что же такое музей-заповедник, как думаете? (дети высказывают предположения).

Заповедник – это участок территории (на суше или в воде, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.

А музей-заповедник – это разновидность музея под открытым небом, в его состав входят архитектурные (постройки, помещения, исторические (скелеты динозавров, древние камни, древний быт, наскальные рисунки) и природные (скалы, пещеры, деревья-долгожители) памятники и другие экспонаты (предметы, выставляемые на показ или просмотр другим людям, которые важны для сохранения наследия страны или региона. В нашей стране – России – почти 100 музеев-заповедников. И один из них находится в нашем сибирском регионе, в Кузбассе! Называется он… (ответы детей). Правильно, «Томская писаница». Томская писаница находится под особой защитой нашего государства. Ребята, «Томская писаница» является одним из семи чудес Кузбасса. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на волшебном ковре-самолете.

Физминутка:

Ветерок ковёр подхватит,

Понесёт нас над землёй.

Смелости ребятам хватит,

Путешествуй – ты герой.

Ну вот мы на месте (показ презентации). Примерно в пятидесяти километрах от Кемерово на высоком правом берегу реки Томь расположен уникальный многопрофильный музей под открытым небом «Томская Писаница».

А почему так называется музей? (ответы детей).

Потому-то находится на реке Томь рядом с деревней, которая называется Писаная.

Мы с вами очутились на территории сказок. Здесь можно встретить славного богатыря, избушку на курьих ножках и много разных сказочных персонажей.

Следующее волшебное место музея – это Мифология и эпос.

Ребята, кто знает, что такое мифология? (ответы детей).

Миф - это предание, в которое верит целый народ. Древние люди пристально вглядывались в окружающий мир и пытались дать своё объяснение происходящим явлениям. Они понимали, что природой управляют могущественные силы, которые заставляют плодоносить землю, вызывают землетрясения. А мифология – это наука о преданиях. А что такое эпос? (ответы детей). Эпос – это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни.

Ребята, мы с вами заходим в гости. Как называется жилище? (показ слайда).

(ответы детей).

Правильно, это юрта. Настоящая монгольская юрта с подлинной мебелью и с разнообразными предметами быта. Здесь можно познакомиться с традиционным жизненным укладом монгольских кочевников и скотоводов.

Ребята, много вы знаете вещей или предметов, которым много лет, например, 100 лет? (ответы детей).

Так вот представьте себе, что есть такое место в «Томской писанице», где есть экспонаты, которым 100 раз по 100 лет! много тысяч лет! больше 5 тысяч лет! Хотели бы узнать, что это за экспонаты? (ответы детей).

Ребята, посмотрите, что это за рисунки? Как они называются? (ответы детей).

Мы с вами подошли к одной из главных достопримечательностей музея-заповедника, к Писанным скалам. Интересное название? Как думаете, почему эти скалы назвали писаными? (предположения детей).

На высоком правом берегу реки Томь сама природа создала уникальное место – гладкие вертикальные выходы камня, а перед ними – небольшая площадка, своего рода сцена. С воды скала смотрится очень живописно. Она – как экран, с трех сторон окруженный зеленым «занавесом» – богатым растительным покровом. Древние люди не могли не воспользоваться таким «подарком» природы.

25 тысяч лет назад, а может быть и раньше, у томских скал появились первые обитатели Сибири – люди древнекаменного века. Их потомки – люди конца каменного века – оставили на скалах замечательные произведения творчества, застывшие на тысячелетия в рисунках сказаний о своей жизни. Они выбили на каменных плоскостях рисунки и превратили это место в святилище, куда приходили по суше или сплавлялись по реке, чтобы помолиться своим богам, попросить у них удачной охоты.

Ребята, теперь вы догадались, почему скалы назвали писаными? (ответы детей).

Не случайно основным персонажем наскального искусства Томи является красавец-лось. Всего на скалах музея-заповедника около 300 рисунков или петроглифов, так наскальные рисунки называют ученые. Это лоси, медведи, хищники, птицы, люди и лодки. Люди конца каменного века занимались охотой, рыболовством. Это нашло отражение в наскальном искусстве.

Среди рисунков преобладают изображения лосей. Лоси были не только объектом добычи, но и превращались в объект поклонения, сосредоточения жизненных сил и мощи. Это схематичные рисунки людей часто в звериных масках, которые охотятся на зверей. Многие рисунки по праву можно назвать шедеврами искусства.

Необыкновенно искусно выбиты изображения птиц. Своеобразным символом писаницы стало изображение совы. Среди изображений выбиты знаки солнца.

Эти древние рисунки – писаницы сохранились до нашего времени. Современные люди их нашли и вокруг этих скал создали замечательный музей-заповедник.

Уже в наше время была построена Часовня в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Шорский улус - это реконструкция жилых и хозяйственных построек шорцев конца XIX - начала XX веков. Здесь можно посетить жилой дом зажиточного шорца, летнюю кухню, баню, кузницу и дом шамана.

Наверное, самое любимое место детей в музее – это зоопарк. В наши дни в музейном мини-зоопарке обитает множество разнообразных зверей, часть из которых можно даже покормить при посещении.

Ребята, а вы хотели бы превратиться в древних людей и сделать свои наскальные рисунки? (ответы детей). Тогда нам нужно вернуться в детский сад.

Физминутка.

Ты, ковёр, лети, лети,

В детский сад нас возврати.

Побывали мы в гостях,

Будем помнить о друзьях.

Продуктивная деятельность.

Работа с пластилином по замыслу. Дети рисуют петроглифы по своему замыслу.

Ребята, вам понравилось путешествие? (ответы детей).

А что больше всего понравилось? (ответы детей).

Что нового вы узнали для себя? (ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект беседы «Мы любим спорт» с детьми старшей группы Беседа «Мы любим спорт» с детьми старшей группы Цель: воспитывать интерес к различным видам зимнего спорта и спортивным играм; формировать.

Конспект беседы по ПДД «Мой друг — светофор» с детьми старшей группыКонспект беседы по ПДД «Мой друг — светофор» с детьми старшей группы Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил.

Конспект беседы с детьми старшей группы «Мы пол-Европы прошагали…»Конспект беседы с детьми старшей группы «Мы пол-Европы прошагали…» Вы уже знаете, что война длилась долгих, четыре года, и в ней пострадали не только люди нашей страны. Фашисты захватили чужие земли,.

Конспект беседы с детьми старшей группы «Рябина»Конспект беседы с детьми старшей группы «Рябина» Беседы с детьми старшей группы. Тема: «Рябина». Цель беседы: углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних.

Конспект беседы о войне с детьми старшей группы в рамках проекта «Детям о Великой Отечественной войне» Конспект беседы о войне с детьми старшей группы в рамках проекта «Детям о Великой Отечественной войне»[/h4] Задачи: познакомить детей со.

Конспект беседы «Первый полет в космос» с детьми старшей группыКонспект беседы «Первый полет в космос» с детьми старшей группы К 55-летнему юбилею первого выхода человека в открытый космос. Цель: Расширить знания детей о космосе и космонавтах. Задачи: способствовать.

Конспект беседы «Поговорим о дружбе» с детьми старшей группы Цель. Уточнить представления детей о том, что значит «дружба», научить осмысливать и оценивать ситуацию. Воспитывать доброжелательное отношение.

Конспект беседы «Рождественские праздники, святочные гадания» с детьми старшей группы Задачи. Продолжить работу по формированию представлений у детей об особенностях традиционных праздников, обычаях, играх, забавах, вызывать.

Конспект беседы «При солнышке тепло, при матери добро» с детьми старшей группыКонспект беседы «При солнышке тепло, при матери добро» с детьми старшей группы Цель: помочь детям осознать, что семья, родители – это самые близкие люди. Самое надёжное пристанище для человека – это семья, дом. Дать.

Фоторепортаж «Томская писаница»Фоторепортаж «Томская писаница» В первый месяц лета мы решили съездить всей семьей в известный в нашей области музей-заповедник Томская писаница. Он находится в Яшкинском.

Автор публикации:
Конспект беседы с детьми старшей группы «Томская писаница»
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 15:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД