Ирина Андреева
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ы] и буква Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Заключение ПМПК - Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития)
Возраст: старший дошкольный возраст (5- 6 лет)
Период обучения: 1- ый год
Учебная программа: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы (М. ,2015, Источник информации: Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. : Конcпекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Звук [Ы] и буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Материально – техническое обеспечение: зеркала, предметные картинки, плюшевый медведь, символ гласного звука, «буква», грецкие орехи или шарики Су Джок, красный пластилин, картон, тетради логопедических заданий, красные ручки, наборное полотно или магнитная доска.
Тип: формирование звуковой стороны речи.
Вид: групповое.
Тип учебного занятия : проблемное изучение
Тема: «Звук и буква Ы»
Цель: дети познакомятся со звуком [ Ы ] и буквой Ы.
Задачи:
1. Привлечь внимание детей к теме занятия. Упражнять в определении гласного звука по беззвучной артикуляции. Развивать наглядно – образное и наглядно - действенное мышление.
2. Развивать артикуляционную моторику.
3. Упражнять в развитии дыхания и формировании правильной воздушной струи.
4. Активизировать умственную деятельность. Вспомнить характеристику гласных звуков.
5. Познакомить со звуком [Ы] и с его артикуляцией.
6. Продолжать формировать понятие «гласный звук».
7. Упражнять в выделении звука [Ы] из ряда гласных. Развитие фонематического слуха.
8. Упражнять развитие слухового восприятия.
9. Упражнять в определении наличия звука [Ы] в слове и его положение (в начале, в середине, в конце слова).
10. Развивать умение образовывать множественное число существительных при помощи звука [Ы].
11. Вспомнить понятие БУКВА. Познакомить с буквой Ы.
12. Развивать мелкую моторику и графомоторные навыки.
№ задачи содержание организация результат
I Вводная часть
Привлечь внимание детей к теме занятия. Развивать наглядно – образное и наглядно - действенное мышление. Предложить детям определить гласный звук по беззвучной артикуляции.
Показ картинки гласного звука с беззвучной артику-ляцией. Дети поочерёдно ответили, сели на свои места.
Удалось привлечь внимание.
Развивать артикуляционную моторику. «Улыбочка» –растянуть губы в улыбке.
«Трубочка» – вытянуть губы вперед.
«Улыбочка» – «Трубочка».
«Окошко» – широко открыть рот.
«Окошко открываем и закрываем».
«Орешки» – кончик языка оттягивает правую щёку, левую. Чтобы мы могли красиво отвечать на мои вопросы сделаем артикуляционную гимнастику.
Дети выполняют артикуляционные упражнения.
Упражнять в развитии дыхания и формировании правильной воздушной струи. Упражнение «Горячий блинчик» Положить на нижнюю губу блинчик (широкий язык) и подуть на кончик языка. Дети выполняют упражнение.
II Основная часть
1. Актуализация опорных знаний
1.1 Активизировать умственную деятельность. Вспомнить характеристику гласных звуков. Текст характеристики гласных звуков.
Гласные в душе артисты,
Они очень голосисты.
Нет во рту для них преград,
Каждый спеть их очень рад.
Уточнить понятия -«звук», «преграда», «голосисты». Показ символа Гласного звука.
Повторение характеристики гласного звука (стих) Дети проговорили характеристику гласных звуков,
повторили понятия - «звук», «преграда», «голосисты».
2. Изучение нового
2.1 Познакомить со звуком [Ы] и
с его артикуляцией. Упражнение «Медведь».
Упражнение «Звук [Ы]». Внесение игрушки Медведя, показ игрушки.
— К нам в гости пришел медведь.
— Послушайте, как он рычит:«Ы-ы-ы-ы».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами. Дети услышали с каким звуком рычит медведь. Познакомились со звуком «Ы».
Дети перед индивидуальными зеркалами произносят звук, следят за своей артикуляцией (хором и индивидуально)
2.2 Продолжать формировать понятие «гласный звук». Упражнение «Звук [Ы]».
Произнести звук долго, коротко, громко, тихо, спеть.
— Какой звук «Ы»? Дети сделали вывод: - Звук [Ы] — гласный (его можно спеть, воздух не встречает преград). - Будем его обозначать символом -Красным кружочком. Выставить на доске символ гласного звука.
2.3 Упражнять в выделении звука [Ы] из ряда гласных. Развитие фонематического слуха. Упражнение: Выделить звук «Ы» на слух из ряда гласных. Логопед произносит разные гласные звуки. Дети услышали звук «Ы», хлопнули в ладоши.
2.4 Упражнять развитие слухового восприятия. Упражнение «Повторите, не ошибитесь». Логопед произносит медленно ряд слогов :
Ты – мы – пы.
Вы – фы – ды.
Бы – ны – вы. Дети хором и индивидуально повторили слоги.
2.5 Упражнять в определении наличия звука [Ы] в слове и его положение (в начале, в середине, в конце слова). Упражнение «Где звук [Ы]?»
Напомнить, как определять наличие гласного звука в слове.
Выделить положение звука [Ы] из состава слов. Показ предметных картинок: весы, усы, мосты, цветы, часы. Дети определили положение звука в слове (в конце слов)
2.6 Развивать умение образовывать множественное число существительных при помощи звука [Ы]. Упражнение «Множественное число».
Выделить звук «Ы» в конце образованного слова (гриб, кот, кит, кнут, бинт, дуб, стол, шкаф) Предложить детям назвать слова во мн. ч. по картинкам с изображением одного предмета. Если слово названо правильно, выставить картинку с изображением нескольких таких же предметов. Дети образовали слова во множественном числе. Выделили звук [Ы] в конце слова.
Физкультминутка
Активизировать речевую деятельность с движениями рук.
Жили-были прыгуны -Дети ходят по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
Мы допрыгнем до Луны –
Прыг, прыг, прыг, прыг.
Дети выполняют движения и повторяют текст.
2.7 Вспомнить понятие БУКВА. Познакомить с буквой Ы.
Прочитать с детьми стихотворение про букву Ы :
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы! (А. Шибаев)
Вспомнить правило, что такое буква. Показ буквы Ы. Прочтение стихотворения. Дети вспомнили правило, что такое Буква.
Прослушали стихотворение.
2.8 Развивать мелкую моторику и графомоторные навыки.
- Упражнения с грецким орехом или шариком Су Джок: «Кулачки», «Горочка».
- Лепка буквы Ы из пластилина Предъявление - грецких орехов или шариков Су Джок; пластилина.
Рассматривание буквы Ы и выделение ее элементов. Дети выполнили упражнения с грецким орехом.
Дети с логопедом рассмотрели элементы буквы. Слепили букву Ы из пластилина.
III Обобщающая часть
3.1 Закрепить полученные умения Задания на закрепление.
Работа в тетради логопедических заданий.
Дома с родителями напишите букву Ы в тетрадях.
Выучите стихотворение про букву Ы. Дети дома с родителями напишут красной ручкой одну строчку буквы Ы в тетради, выучат стихотворение.
IV. Заключительная часть
- С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились?
- Вспомните слова со звуком «Ы», которые мы произносили.
- Что больше всего запомнилось? Познакомились со звуком и буквой «Ы».
Дети вспомнили слова со звуком «Ы», которые произносили.