Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква «Ц»

Екатерина Рузавина
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква «Ц»

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы

Тема: «Звук и буква «Ц»

Цель: Закрепление знаний о букве и звуке «Ц», различение звуков «С» - «Ц» и коррекция звуко-слоговой структуры слов с опорой на зрительный символы этих звуков

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения и «печатания». Различение звуков «Ц» - «С» с опорой на акустико-артикуляционную характеристику и зрительные символы. Закрепление и активизация в речи детей употребления предложений, усвоенных ранее. Упражнение в словообразовании существительных;

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного восприятия и внимания, творческого воображения, темпо-ритмической стороны речи, мышления, памяти, моторики детей. Совершенствование навыка самоконтроля;

Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания. Создание положительной установки на участие в логопедическом занятии через использование элементов соревнования. Воспитание любви и интереса к русской культуре. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его логопедического заключения;

Оборудование: Зрительные символы звуков «С» («насос») и «Ц» («тихо, спит малыш», цветик-семицветик, русские народные костюмы по количеству детей, магнитная доска, домики с окошками для определения слогового состава слов, ребусы, слоговая таблица, предметы русского быта, ритмо-схема, карточки с напечатанными словами, в которых пропущены буквы, магнитофон, диск с р. н. мелодией «Светит месяц», леденцы, предметные картинки;

Предварительная работа: Беседа с воспитателями о русском народном быте, игры с символами звуков «С» и «Ц», знакомство с буквой Ц, заучивание характеристики звука «Ц», заучивание пословиц и загадок, отрабатывание движений по ритмо-схеме.

Ход занятия

Орг. момент. Дети входят под русскую народную музыку, садятся (мальчики –справа, девочки –слева).

Л.: Мы собрались сегодня в горнице на посиделки. У нас гости, давайте их поприветствуем (здороваются). (Уточнение значения слов горница, посиделки.

Л.: Я вижу, вы разделились на две команды – справа у нас сидят красны девицы, а слева - добры молодцы. А давайте устроим соревнования и узнаем, кто из вас смекалистее да внимательнее!

У меня в руках цветик-семицветик на его лепестках написаны задания.

1. Представление команд. Л.: Для начала вам нужно сложить из букв названия ваших команд – ДЕВИЦЫ, МОЛОДЦЫ (складывают).Давайте вас представим:

Л.: Красны девицы у нас

умные, значит они (кто) - умницы

красивые, значит (кто)(красавицы)

мастерят, значит (кто)(мастерицы)

помогают, значит (кто)(помощницы)

(отвечали молодцы)

Л.: А Добры молодцы у нас

Умелые, значит (кто)(умельцы)

Удалые, значит (кто)(удальцы)

Красивые, значит (кто)(красавцы)

В кузнице работают, значит (кто)(кузнецы)

(отвечали девицы)

Л.: Какой звук слышался в ваших ответах чаще других? (Звук Ц)

Объявление темы. Л.: Сегодня мы продолжим знакомиться со звуком и буквой Ц, будем учиться различать звуки «Ц» и «С». Вспоминаем символы звуков «С» и «Ц». «С» - «насос»- показали: «с-с-с-с»; «Ц» - «спит малыш» - палец к губам; Вывешивается буква Ц:

А вот это буква Ц, с коготочком на конце,

Коготок – царапка, как кошачья лапка.

А как вам кажется, на что ещё похожа буква Ц? (ответы детей)

А что вы знаете про звук «Ц»? Назовите его «имя и фамилию».

(дети характеризуют звук «Ц»: согласный, глухой, всегда твёрдый, свистящий).

АСЦА – ОСЦО ; УСЦУ – ЫСЦЫ; ЦАС - ЦОС; ЦУС - ЦЫС;

2. Л.: Девицы-красавицы, а что у вас на столе? Расскажите нам.

У девиц на столе спицы, ножницы, полотенце, рукавицы, ситец.

Они по очереди составляют предложения с этими словами:

Это спицы. Я умею вязать спицами.

Это ножницы. Я могу вырезать ножницами.

Это полотенце. Я вышиваю полотенце.

Это рукавица. Я шью рукавицу.

Это ткань.. . пишет на доске - ситец. (молодцы читают).

Л-д: покажите символ первого звука («насос», последнего («тихо»).

Из ситца я сошью рубашку. Рубашка из ситца (какая)(ситцевая)

Л.: А что вы, молодцы, умеете делать? Расскажите нам.

Молодцы составляют предложения:

Это цимбалы. Я умею играть на цимбалах.

Это бубенцы. Я могу звенеть бубенцами.

Это жеребец. Я могу подковать жеребца.

Это циркуль. Я умею чертить циркулем.

Это овцы. Я пасу овец. И т. д.

3. А сейчас проверим, умеете ли вы внимательно слушать и искать в словах звук «Ц»:

Задание для молодцев:

Ох и мастерицы наши-то девицы-

Встали с солнцем,

Отворили оконце,

Покормили птицу,

Сшили рукавицы,

Принесли водицы.

Молодцы называют слова со звуком «Ц» из стихотворения. Девицы помогают.

Задание для девиц:

Наш Андрюша – молодец –

Он загнал во двор овец,

Подкормил он жеребца -

Дал ему овса.

С мылом он умыл лицо,

Вышел с книжкой на крыльцо.

Девицы выделяют звук «Ц» из стихотворения. Молодцы им помогают.

4. Много слов вы назвали со звуком «Ц», да не все!

а) Чтение слогов по таблице:

б) Отыскивание слов в таблице.

Дети по очереди выходят и указкой показывают слова:

ЛИЦА, ЦЕНА, ЦЕЛИ, ЛИЦО, РЫЦАРИ, ЦАРИ, ЦАРИЦА, ЦЕЛИНА, ЦАРЕВИЧ.

5. а)А теперь мы так играем:

Со слогом «ца» в конце слова подбираем!

Например: птиЦА

(подсказки – мамы детёнышей животных, предметы посуды)

б) ЛЬВИЦА-СИНИЦА-КУНИЦА-ЛИСИЦА

Кто из них птица?

в) А теперь со слогом «це» поиграем вместе все.

Чтобы слово подошло, ласково звучать должно оно.

Например: болото –болотЦЕ и т. д.

Дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.

6) Нам ещё придётся потрудиться –

Слова хотят в домики заселиться.

Сколько в слове слогов, столько и окошек в его домике.

Детям раздаются подписанные картинки, дети определяют количество слогов и помещают картинку в нужный домик.

Динамическая пауза

Л.: Молодцы! Играли дружно! Отдохнуть теперь нам нужно!

Скажите все вместе волшебные слова, с предварительным ротовым коротким вдохом, в начале фразы - руку вверх, к концу фразы –руку вниз:

«Цынцы-брынцы, балалайка!

Цынцы-брынцы, заиграй-ка!» (говорят хором)

Звучит музыка «Светит месяц», а дети по ритмо-схеме отхлопывают и оттопывают ритм. Кто-то играет на цымбалах, кто-то звенит бубенцами.

7. Л.: Я знаю, что вы приготовили друг для друга загадки. Загадывайте!

Девицы загадывают молодцам, а молодцы – девицам.

1. На цветке – цветок пьёт сладкий сок (бабочка)

2. На шесте – дворец, во дворце – певец,

Как зовут его? (скворец)

3. Только вышел из пелёнок, петушиться стал (цыплёнок)

4. На небе живёт, садится и встаёт.

Светит в конце – что же это (солнце)

8. Л.: Ну вы и молодцы! А теперь – РЕБУСЫ!

Вывешиваются ребусы, дети по очереди их разгадывают.

(заяц, водица, бубенцы, месяц, ножницы, пословица)

9. Л.: Пословица недаром молвится! Кто из вас знает пословицы?

Дети рассказывают пословицы с «Ц-С», поднимая символы «С» и «Ц»,когда нужно:

И месяц светит, когда солнца нет!

Не цвести цветам на снегу.

Весной цветы, а осенью – снопы.

Прилетел скворец – весне конец!

10.И последнее заданье:

Ваше нужно здесь вниманье.

Слова должны вы прочитать,

Все буквы правильно вписать и символ звука показать:

ПЕРЕ__ УКУ__ __ЫН ___ЫГАН

Подведение итогов

Чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей)

Победила дружба!

Песню нам споёт …певеЦ,

На ринге борется …бореЦ,

В жаркой кузнице …кузнеЦ,

За прилавком …продавеЦ,

Кто всё знает …молодеЦ,

Получает… леденеЦ.

Вот и занятию …конеЦ!

Представила учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с № 5 "Рябинка" г. Лобня МО

Публикации по теме:

«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия. Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж. Задачи:.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук и буква И» в подготовительной к школе логопедической группе .

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группе Занятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Щ], буква Щ Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [А] и буква А» (подготовительная к школе группа) Тема: Звук и буква «А». Цель: Познакомить детей с буквой А, объяснить различие понятий «звук», «буква». Задачи: 1. Определение позиции.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Звук [Ш] и буква Ш» — закрепление Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе. на тему : «Звук и буква Ш.» (закрепление) Цель: Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [К] и буква К» Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы (6-7 лет) «ЗВУК И БУКВА К» Воспитатель: Фоменко Татьяна Сергеевна.

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Звук и буква К» Цель занятия: познакомить детей со звуком [к] и его письменным обозначением – буквой К. Задачи: • Познакомить детей с механизмом образования,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква «Ц»
Опубликовано: 26 октября 2017 в 22:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 апреля. День экологических знаний

Очередной тематический день посвящен вопросам экологии, которые особенно актуальны в современном мире. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы заложить в ребенке основы...

15 апреля. Всемирный день искусства

Международный день искусства отмечается ежегодно, начиная с 2012 года. 15 апреля было выбрано датой торжества потому, что это день рождения знаменитого художника и изобретателя Леонардо Да Винчи. Нам всем...

Фотоотчёт награждения дошкольников за участие в конкурсе «Космическая мода»
Ребята среднего и старшего дошкольного возраста нашего ДОУ приняли участие в городском онлайн - конкурсе «Космическая мода». Конкурс был организован ГДК...
Конспект открытого воспитательного часа «Покорение космоса» в 9 классе...
Цель: познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, рассказать о первом полете человека в космос, о начале освоения космического пространства....
Мини-стенд «Уголок дежурных»
Мини-стенд «Уголок дежурных» Дежурство-это одна из форм организации труда детей, важный вид деятельности, который в воспитательном процессе имеет большое...