Лучший педагог года

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы с ОНР «Звуки [Т], [Т’] и буква Т»

Дина Гильфанова
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы с ОНР «Звуки [Т], [Т’] и буква Т»

Конспект фронтальной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по

теме: «Звуки [Т], [Ть] и буква Т»

Автор - Гильфанова Дина Рамильевна,

Учитель- логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №24

Публикация «Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы с ОНР „Звуки [Т], [Т’] и буква Т“» размещена в разделах

«Кук чэчэк», Республика Татарстан,

г. Альметьевск

Цели: знакомство со звуками [Т] и [ТЬ] и буквой Т.

Задачи:

1. Коррекционно – обучающие :

-учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

- закреплять понятия «Гласный /Согласный звук», «Твердый /Мягкий звук», «Глухой звук / Звонкий звук»;

- учить дифференцировать звук [Т], [Ть] на слух и в произношении;

- учить определять наличие/отсутствие звука [Т], [Ть] в словах;

- учить чёткому произнесению звуков [Т], [Ть].

- продолжать учить делить слова на слоги;

- формировать умение читать букву Т в слогах-слияниях с гласными;

- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, сложных слов;

2. Коррекционно – развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- создавать условия для развития памяти, внимания, сосредоточенности, умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

3. Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную установку на участие в занятии;

- формировать умение слушать сверстников и педагога;

- воспитывать чувство уважения друг к другу и умение выслушать высказывание до конца;

- воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звука [Т], [Ть] в слогах, словах, предложениях;

- способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

Роли: Буквоежка (взрослый, принцесса Звукознайка (ребенок).

Оборудование: костюм Буквоежки, костюм принцессы, интерактивная доска, ноутбук, программа Microsoft Power Point, авторская презентация «Изучаем звук и букву Т», зеркала, камни из пенопласта для игры «Логопедические камни», картинки – слова со звуками [Т],[Ть], набор пуговиц на каждого ребенка, письма Буквоежки, демонстрационный материал, раздаточный материал, мяч.

Пропедевтическая работа:

1. Работа учителя - логопеда на предыдущих занятиях по умению определять наличие (отсутствие) звука в слове, места звука в слове;

2. Обучение слияния согласных с гласными;

3. Разучивание стихотворного текста для физкультминутки.

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Учитель – логопед: - Ребята давайте поприветствуем друг друга, назовем свои имена, разделяя их на слоги.

Ответы детей

Ребенок: - Иван – в моем имени два слога.

Ребенок: - Даша- в моем имени два слога.

Ребенок: - Марина, а в моем имени три слога и т. д.

Учитель - логопед: - Сегодня у нас необычный день. Из далекой, волшебной страны Звукобуквии к нам приехала принцесса Звукознайка!

Звучит музыка, появляется принцесса Звукознайка.

Звукознайка : - Здравствуйте ребята, я принцесса Звукознайка из далекой и прекрасной страны Звукобуквии. Сегодня мои чудо кони привезли меня в ваш садик.

Логопед: - Здравствуй принцесса! Мы с ребятами очень тебе рады!

Звукознайка : -И я очень рада нашей встрече! Вы стали взрослыми и скоро пойдете в школу. Поэтому, я привезла вам знания о звуках речи и буквах.

Учитель- логопед: - Спасибо тебе, Звукознайка! Ой- ой-ой… что за шум!

Буквоежка громко стучит в дверь.

Под музыку выбегает Буквоежка.

Буквоежка :

Ох! Здравствуйте ребята.

Здоровается с детьми и затем замечает Звукознайку.

Звукознайка, ты откуда?

Вам принцессу не отдам,

Не исполнив злобный план.

Испытания пройдите

И ее освободите!

Буквоежка ставит камни, крадет принцессу и бросает на пол конверт.

Учитель - логопед: Кажется, Буквоежка оставил нам письмо. Посмотрим, что там. Что бы освободить принцессу, нужно выполнить все его задания. Ребята поможем принцессе? Вы готовы? Тогда – в путь!

Дети: - Мы готовы!

Учитель-логопед: -Тогда в путь! А я вам помогу справиться со всеми трудностями и испытаниями!

II Основная часть

1. Испытание. Логопедические камни.

Учитель - логопед: - Вот первое испытание. На пути у нас преграда! Чтоб преграду разобрать, нужно очень много знать.

Дети отгадывают загадки. После каждой загадки убирается один камень. На интерактивной доске появляется картинка с правильным ответом.

В праздник я приду ко всем,

Я большой и сладкий

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки.

Дети: - Торт.

До обеда сгоряча

Поработает с плеча-

И в итоге, будь здоров,

Наломает столько дров.

Дети: - Топор!

Телефон возьми

Номер набери.

Я приеду за тобой

С шашечкой над головой.

Дети: -Такси!

Он красивый, как огонь,

С чёрными полосками,

Очень грозные клыки,

Лапы, когти – велики!

Дети: - Тигр!

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь, а слышно там.

Дети: - Телефон!

Учитель- логопед: - Молодцы, ребята! Загадки все отгадали. Путь свободен! Садитесь за столы, на свои места.

Послушайте, как звучат эти слова: Торт, Топор, Такси. С какого звука они начинаются?

Дети: - Все слова начинаются со звука [Т].

Учитель-логопед: Правильно. А слова Телефон, Тигр?

Дети: - Эти слова начинаются со звука [Ть].

Учитель-логопед: - Все верно. Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [Т] и [Ть].

II. Испытание второе. Характеристика звуков [Т] и [Ть]

Учитель – логопед: - Мне пришло еще одно письмо от Буквоежки. Он требует рассказать ему о звуках [Т] и [Ть]. Справимся?

Дети: - Да!

Учитель-логопед: - А помогут нам в этом наши зеркала. Посмотрите в них, и произнесите звук Т. Что делают наши губы, зубы и язычок, когда мы произносим звук [Т]?

Дети: - Губы приоткрыты. Зубы сближены.

Кончик языка стучит за верхними зубами!

Учитель логопед: - Правильно. Язычок и зубки создают преграду, мешают ветерку свободно вылетать изо рта.

На интерактивной доске появляется профиль звука [Т].

Как вы думаете звук [Т] согласный или гласный?

Дети: - Согласный!

Учитель -логопед: - Правильно. Почему?

Дети: - Потому что, когда мы произносим звук [Т] воображаемая ниточка рвется.

На экране появляется символ согласного звука (рвущаяся веревочка)

Учитель-логопед: -А еще вы знаете, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Как звучит звук [Т].

Дети: - Твердо!

Учитель- логопед: Ребята теперь осталось определить глухой Звук [Т] или звонкий. Положите руку на горлышко и проверьте: ТТТ! Почувствовали, как звенит колокольчик?

Дети: - Нет!

Учитель – логопед: - Значит Звук [Т] какой?

Дети: - Глухой!

На интерактивной доске высвечивается перечеркнутый колокольчик.

Учитель логопед: - Каким цветом мы обозначаем Звук [Т]?

Дети: - Синим!

На экране появляется синий квадратик.

Учитель-логопед: - А теперь, произнесите звук [Ть], что с нашими губами, зубами и язычком?

Ответы детей

Ребенок: - Когда мы говорим звук [Ть], губы разомкнуты.

Ребенок: - Зубы немного разомкнуты,

Ребенок: - Кончик языка упирается в нижние зубы.

Учитель – логопед: - Звук [Ть], согласный или гласный?

Дети: - Звук [Т], согласный, потому что ниточка рвется.

Учитель-логопед: - Еще какой? Глухой или звонкий?

Дети: - Глухой!

Учитель-логопед: - Мягкий или твердый?

Дети: - Мягкий!

Учитель-логопед: - Значит, каким цветом обозначаем?

Дети: - Зеленым!

На экране появляется зеленый квадратик.

III Испытание третье. Подарки для Буквоежки.

Учитель – логопед: - Ребята, как вы думаете, почему Буквоежка такой злой?

Ответы детей

Ребенок: - Наверно он живет совсем один!

Ребенок: - С ним никто не дружит!

Учитель-логопед: - Я тоже так думаю. Давайте попробуем поднять ему настроение. Подарим ему подарки?

Дети: - Подарим!

Учитель- логопед: - Ребята, будьте внимательными! Буквоежка хочет получить подарки только со звуками [Т] и [ТЬ]. Давайте сложим слова со звуком [Т] в синюю коробку, а слова со звуком Ть в зеленую.

Интерактивная игра «Подарки для Буквоежки».

На экране появляются картинки и две коробки, синего и зеленного цвета.

Дети по одному выбирают и называют слова на звук [Т]. Затем на звук [Ть]. Слова со звуком [Т], летят в синюю коробку. А со звуком [Т] –в зеленую.

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Я думаю, что теперь Буквоежка станет добрее.

А теперь, ребята, нам пора продолжить наш путь. Давайте посмотрим, что ждет нас впереди.

IV. Испытание четвертое. Игра с мячом.

Учитель-логопед: - Ребята, посмотрите, еще одно письмо с заданием от Буквоежки.

-Послушайте внимательно. Я буду кидать вам мяч и называть слово, а вы его должны изменить так, чтобы вместо звука [Т], появился звук [Ть].

Например: - Кот – котик.

Логопед, кидая детям мяч, называет слово, а ребенок преобразовывает его и кидает мяч обратно.

Рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, жакет – жакетик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.

V. Испытание пятое. Динамическая пауза.

Учитель-логопед: - Давайте с вами немного разомнемся и сделаем зарядку.

Руки вверх мы поднимаем –

Раз примерно целых пять.

А подняв, не забываем

Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело

Так – направо, так – налево

VI. Испытание шестое. Сложи букву Т (пазл).

Учитель-логопед: - Немного отдохнули. Садитесь на свои места. Ребята на столе у меня письмо, а значит еще одно задание. Ой, это задание трудное, с буквами. Нам надо подготовиться к нему. Ребята, я вам в этом помогу. Познакомлю вас с буквой Т.

Звуки[Т] и [Ть] живут в домике –это буква Т.

Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв.

Ответы детей

Ребенок: - Звуки мы слышим и произносим.

Ребенок: - буквы мы видим и пишем.

Учитель-логопед: - Правильно, ребята. Посмотрите на экран.

На экране появляется буква Т.

Учитель-логопед: - На что похожа буква Т?

Ребенок: - На молоток.

Ребенок: - На антенну.

Ребенок: - На грибок.

Учитель-логопед: - Да ребята, верно.

Учитель-логопед: - Посмотрите сколько элементов у буквы Т?

Дети: - Два.

Учитель-логопед показывает на экране

Учитель- логопед: - один, два. Как вы думаете, эти элементы одинаковые?

Дети: - Нет!

Учитель-логопед: – Из каких же элементов состоит буква Т?

Дети: - У буквы Т - одна длинная палочка сверху вниз и одна короткая.

Учитель-логопед: - Да, верно. Нарисуйте пальчиком в воздухе букву Т.

Учитель логопед показывает, а дети выполняют.

Учитель-логопед: - А теперь, на спине у соседа.

Дети рисуют пальчиками букву Т на спине друг у друга.

Учитель-логопед: - А теперь на столе выложите из пуговиц букву Т.

Дети выкладывают перед собой букву Т пуговицами.

Учитель-логопед: -Молодцы, ребята. Вы готовы выполнить задание от Буквоежки?

Дети: - Да!

Учитель- логопед: - У вас на столах лежат конверты, в них пазлы. Вам необходимо собрать букву Т.

Дети выполняют задание, на экране появляется уже сложенный пазл буквы Т.

III. Итог занятия

Учитель-логопед: - Молодцы. Все правильно. Ребята подойдите ко мне.

Дети встают полукругом

Учитель-логопед: - Мы справились со всеми заданиями?

Дети: Да!

Учитель-логопед: - Тогда давайте позовем Буквоежку. Пусть принцессу Звукознайку нам вернет!

Дети: Буквоежка приходи, и принцессу приводи!

На экране появляется сказочная страна. Звучит приятная музыка. В группу дружно входят Буквоежка и принцесса Звукознайка.

Буквоежка : - Ребята, вы меня очень удивили! Вы справились со всеми испытаниями. И со Звукознайкой меня подружили. За это, я хочу подарить вам вот такой необычный цветок.

В сердцевинке этого цветка буква «Т». А на лепестках гласные буквы. Давайте я помогу вам соединить эти буквы и прочитаем слоги.

Дети вместе с Буквоежкой читают слоги ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ.

Учитель-логопед: - Спасибо тебе Буквоежка. Благодаря тебе, дети закрепили звуки и изучили новую букву. Ребята с какой буквой мы познакомились?

Дети: - Буквой «Т».

Учитель-логопед: - Что вам больше всего сегодня понравилось?

Дети: - Дарить подарки Буквоежке! Играть с мячом!

Звукознайка : - Ну что же, нам пора возвращается в страну Звукобуквию. До новых встреч, ребята!

Дети: - До свидания!

Буквоежка и Принцесса :- До свиданья, ребята

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]»Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]» Вид деятельности: Занятие по подготовке к обучению грамоте Тема: «Звуки [С] и [Ш]» Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах,.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку:.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы с ОНР «Звуки [Т], [Т’] и буква Т»
Опубликовано: 13 октября 2022 в 13:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД