Веселова Татьяна Викторовна
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по подготовке к обучению грамоте «Звуки [в][в ]. Буква В»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по подготовке к обучению грамоте на тему «Звуки [в][в ] буква В»
Подготовила логопед : Веселова Т. В.
Пгт. Селижарово
Цель: закрепить звуки [в] [в’]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по подготовке к обучению грамоте „Звуки [в][в ], Буква В“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
–продолжить закреплять знания о звуках [в] [в’];
–учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным;
– способствовать формированию умения различать звуки [в] [в’];
–совершенствовать навык определения места звука в словах;
–упражнять в делении слов на слоги, в звуковом анализе слогов, слов;
–закрепить умение соотносить звук с буквой;
–закрепить зрительный образ буквы;
Коррекционно- развивающие:
— развивать мелкую и общую моторику;
— развивать фонематическое восприятие;
Коррекционно-воспитательные:
— формировать доброжелательное отношение;
–учить слушать друг друга и педагога;
Оборудование: проектор, ноутбук для показа презентации, пособие «Цветные коврики», карточки-паровозы с картинками для определения места звука в слове, карандаши, круги синего, зеленого, красного цвета для выполнения звуковой схемы слов.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети встают полукругом
Логопед обращается к детям:
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.
Поздоровайтесь с гостями.
Наступил новый день, давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.
Логопед: Вспомним правило поведения на занятии.
Дети: /рассказывают и показывают движения/
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Вводная часть
Логопед: Ребята, сегодня утром я получила посылку. От кого же она? Послушайте музыкальный фрагмент, скажите из какого он мультфильма и назовите главного героя (звучит музыкальный фрагмент из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»).
Дети отвечают.
На экране появляется изображение Винни-Пуха.
Логопед: Винни-Пух узнал, что мы с вами изучаем его любимые звуки и прислал нам посылку. Что же в ней, посмотрим (Логопед открывает посылку, достает конверты с заданиями)
-Ребята, Винни-Пух хочет, чтобы мы поиграли с его любимыми звуками, и приготовил задания.
Основная часть
Логопед: Ребята, о каких же звуках идет речь? Какой звук в начале имени нашего героя? С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
Дети: В начале слова «Винни»– звук [в’]. На прошлом занятии мы познакомились со звуками [в],[в’].
Логопед с детьми дают характеристику звукам [в],[в’].
-Произнесите звук [в] :
- Нижняя губа приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;
- Верхние зубы слегка видны в-в-в…
-Гласный это звук или согласный? Если губы и зубы создают преграду воздуху, значить он какой?
Дети: Согласный.
Логопед: Правильно! Определим твердый он или мягкий? В словах вафли, вата, варенье звук [в] звучит как? Каким цветом обозначаем его?
Ответы детей.
Логопед: Ребята, как мы определяем звонкость и глухость согласных звуков?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, приложите ладошку к горлу и произнесите звук [в].?
Ответы детей: В горлышке громко.
Логопед: Да! Значит он какой?
Ответы детей.
Логопед: Ребята, звук [в] имеет мягкую пару.
Логопед: Давайте вместе произнесем звук [в’] : вь-вь-вь. Губы и зубы создают преграду воздуху при произнесении?
Дети: Создают.
Логопед: Ребята, значит звук [в’] какой-согласный или гласный?
Ответы детей (далее дети дают характеристику звуку [в’])
Логопед: Ребята, поиграем с любимыми звуками Винни-Пуха? Открываем первый конверт.
1. Задание «Поймай звук» (дети хлопают в ладоши, услышав звук [в] в потоке других звуков, слогов: л-д-в-к-р-в-н-в-у-б-ф-в; па-ва-фа-ва-да-за-ва)
Логопед: Молодцы, ребята! Открываем конверт со вторым заданием.
2. Упражнение «Цветные коврики»
Логопед: Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове слышится твердый звук, то выкладываете в ячейку коврика синий кружочек, а если мягкий, то зеленый.
-Слушайте внимательно: ветер, ваза, вагон;
вода, ведро, вата;
ванна, весна, волны.
Дети выполняют задание.
Логопед: Ребята, давайте проверим, правильно ли выполнили задание (логопед показывает правильный вариант).
Логопед: Третий конверт – третье задание!
3. Упражнение «Паровозик» (дети выполняют задание на карточках-паровозиках, определяют позицию звука в слове : начало, середина, конец; обозначают место звука квадратом синего или зеленого цвета; в конце проверяют правильность выполненного задания)
Логопед: Ребята, предлагаю вам отдохнуть.
Игра с мячом «Скажи наоборот» (дети встают полукругом, логопед бросает мяч каждому ребенку, называя слог с твердым звуком [в], ребенок, возвращая мяч, называет слог с мягким звуком [в’] : ва-вя,во-вё,ву-вю,вы-ви,вэ-ве).
Дети садятся за столы.
Логопед: Ребята, мы должны помочь Винни-Пуху! Он пишет, что потерял букву В. Поможем ее найти, но прежде мы вспомним, из скольких элементов она состоит, на что похожа буква В.
Ответы детей.
4. Упражнение «Найди букву» (дети должны найти букву В среди других букв и подчеркнуть ее). Логопед проверяет правильность выполненного задания.
Логопед: Ребята, открываем пятый конверт с заданием!
5. Звуковая схема слов : вата, винт (дети делят слово на слоги, дают характеристику каждому звуку и обозначают его соответствующим цветом)
Логопед: Сколько слогов в слове «вата»?
Дети: Два слога.
Логопед: Какой первый слог?
Дети: «Ва».
Логопед: Какой первый звук в этом слоге? Каким цветом его обозначим? Почему? Какой второй? Каким цветом обозначим? Почему?
Дети: Первый звук в слоге – [в], он согласный, твердый, звонкий, обозначим квадратом синего цвета. Второй звук в слоге [а]– гласный звук, обозначим его квадратом красного цвета.
Логопед: Второй слог в слове «вата»? Какой первый звук в этом слоге? Каким цветом его обозначим? Почему? Какой второй? Каким цветом обозначим? Почему?
Дети: Первый звук в слоге – [т], он согласный, твердый, глухой, обозначим квадратом синего цвета. Второй звук в слоге [а]– гласный звук, обозначим его квадратом красного цвета.
Дети по аналогичному алгоритму выполняют звуковой анализ слова «винт».
Логопед проверяет правильность выполненного задания.
Пальчиковая гимнастика
Если я чешу в затылке – не беда! (сжимать разжимать кулачки)
В голове моей опилки – да-да-да! (хлопать в ладоши)
Но хотя там и опилки, (стучать кулачками)
И пыхтелки, и вопилки–
Сочиняю я неплохо иногда! (хлопать в ладоши)
Логопед: Ребята, осталось последнее задание! Винни-Пух прислал нам пыхтелки-сопелки собственного сочинения и очень хочет, чтобы мы прочитали их.
6. Чтение слогов, коротких слов (дети читают слоги, слова).
Итог занятия.
Логопед:
-С какими звуками и буквой мы сегодня работали?
- В домике с какой крышей живет наша буква?
-Что вам понравилось на занятии? Что показалось трудным? Легким?
Логопед: Молодцы! Ой, ребята, посмотрите, вот что-то еще пишет Винни-Пух!
«Дорогие ребята, я был уверен, что вы справитесь со всеми заданиями! Молодцы! Высылаю вам угощение – одно из моих любимых лакомств вкусные. афли!»
Логопед: Ребята, вы догадались, какое угощение вам прислал Винни-Пух? Какую букву он пропустил в своем письме?
-А вот это задание Винни-Пух предлагает вам выполнить дома. Винни спрятал букву В, а вы попробуйте ее найти (логопед раздает детям задание «Зашумленная буква» и угощение).
-Спасибо вам, ребята! До свидания!