Щепелина Ольга Васильевна
Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка с РАС 5 лет на тему «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) 5 лет.
Тема: Домашние животные.
Цель: формирование мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.
Задачи:
формирование умения слышать, реагировать на обращение, выполнять простую речевую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…», «Делай, как я»;
Публикация «Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка с РАС 5 лет на тему „Домашние животные“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи, развитие активного и пассивного словарного запаса;
учить воспринимать в единой совокупности (зрительно, тактильно, на слух) реалии окружающего мира на материале занятия;
формировать навык слежения за перемещением предмета в пространстве;
Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки домашних животных (корова, лошадь, коза, кошка, собака); иллюстрации животных; презентация «Домашние животные», звуковая запись издаваемых звуков животными.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Игра «Ручки».
Цель: налаживание эмоционального контакта с ребенком
Логопед берет ребенка за руку и похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя».
Ручки, наши ручки, поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите, вы, покрепче прям сейчас,
Будем с вами мы дружить и за ручки ловить.
Логопед: -Молодец! Дай пять! Лови руки.
Логопед и ребенок хлопают друг друга в ладошки, проговаривая: «Мо-ло-дец», логопед на последнем слове неожиданно убирает руки в сторону, либо щекочет, провоцируя ребенка следить за действиями рук.
II. Основная часть
1. Соотношение игрушек животных с их изображением
Цель: Формирование навыков конструктивного мышления, зрительно-пространственной ориентировки.
Перед ребенком выкладываются иллюстрации животных (корова, лошадь, коза, кошка, собака). Логопед по одной протягивает игрушку животного для соотнесения с картинкой. «Это корова. Она мычит: «Му-у-у». Найди корову («найди му-у-у»). Ребенок соотносит игрушку и картинку, ставя игрушку на картинку. Логопед задает вопросы: «Где корова? Покажи, где корова? Как корова мычит?». Логопед хвалит ребенка за любую речевую активность, добивается выполнения задания по речевой инструкции. Если ребенок допускает ошибки, логопед руками ребенка исследует игрушку. Выполнение «Рука в руке»: логопед берет руку ребенка в свою, указательным пальцем ребенка, показывая на картинку и игрушку корову, говорит: «Вот корова». Рассказывает стихотворение про корову.
Ты, коровушка, ступай
В чисто поле погуляй,
А вернёшься вечерком,
Нас напоишь молочком!
Аналогично выполняется задание с игрушками и картинками «лошадь», «коза», «кошка», «собака». После каждого выполнения задания логопед хлопает ладонь о ладонь и показывает карточку «Молодец!», говорит «Миша, ты - молодец, ты - умница».
Лошадка.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Коза.
Я козочка Ме-ме-ме,
Я гуляю на лужке.
Острые рожки,
Тоненькие ножки.
На самой макушке -
Бархатные ушки.
Собака.
Вот собачка нас встречает,
Хвостиком виляет,
Громко, громко лает,
Дом наш охраняет.
Кошка.
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
2. Психогимнастика «Котята»
Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя.
Ребенок лежит на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Логопед говорит слова:
На ковре котята спят. Мур - мур.
Просыпаться не хотят. Мур – мур.
Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне.
Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Ребенок выполняют) Лапки вытянули. Мур – мур.
Потянулись и проснулись.
3. Слухо-зрительное соотнесение изображения животных с их фотографией на экране монитора и звучанием голосов животных с наложением звукоподражания
Цель: Формирование умения слышать логопеда, выполнять речевую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».
Логопед показывает на мониторе изображение животного, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Му-му, где корова? Корову дай!», «Ава -ава, где собака? Собаку дай!», «Ме-ме, где коза? Козу дай!» и др. Ребенок находит животное, дает соответствующую иллюстрацию. Перед ребенком на столе стоят игрушки животных. Если ребенок допускает ошибки, логопед руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как самой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.
4. Работа по подражательной деятельности
Цель: Формирование умения слышать, выполнять простую речевую инструкцию: «Делай, как я».
Логопед: «Миша, делай как я!» Логопед хлопает в ладоши, дотрагивается до своего носа, стучит ладонями по столу, поднимает поочерёдно руки вверх. Инструкции выполняются поочередно. Ребенок выполняет подражательные движения. При возникновении затруднений, логопед использует тактильный прием «Рука в руке», совместное выполнение задания.
5. Упражнение «Найди предмет»
Цель: развитие тактильного восприятия, переживание положительных эмоций.
Материал: «сухой бассейн - умные пальчики», мелкие игрушки (корова, лошадь, коза, кошка, собака). Логопед предлагает ребенку нащупать и найти домашних животных и назвать их. Можно усложнить задание – находить с закрытыми глазами.
III. Заключительная часть
Рефлексия. Логопед хвалит ребенка: «Миша, ты –молодец! Сегодня все задания выполнил правильно! Умница!».
Ритуал прощания. Игра «Встретимся опять». Логопед и ребенок играют и произносят слова: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!». Движения: хлопок перед собой, хлопок ладонями друг с другом. Важным моментом в заключительной части занятия является релаксация и эмоциональное заряжение ребенка положительными эмоциями.
Литература:
1. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М. : Просвещение, 1989 г.
2. Москаленко А. А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 1998, № 2.
3. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.
4. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М. : Теревинф, 2004 г.