Получи документы

Конспект индивидуального логопедического занятия по изучения звука [Р] «Наш гость — Буратино» в подготовительной группе

Ольга Сукорцева
Конспект индивидуального логопедического занятия по изучения звука [Р] «Наш гость — Буратино» в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска

«Детский сад комбинированного вида № 34»

Конспект занятия

«Наш гость – Буратино Звук [Р]

Подготовительная к школе группа

Составила учитель-логопед Сукорцева Ольга Эдуардовна

ХАБАРОВСК 2023

Звук Р

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по изучения звука [Р] „Наш гость — Буратино“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Тип занятия : микрогрупповое (2 человека).

Вид занятия : фонетическое.

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, с нарушением всех компонентов языковой (речевой) системы. Второй год обучения.

Общая продолжительность занятия : 20 минут.

Цель: Создание условий для развития навыка узнавания и правильного произнесения звука Р в слогах, в словах и предложениях.

Задачи:

1. Активизировать умение детей самостоятельно сформулировать цель занятия

2. Подготовить артикуляционный аппарат для чёткого произнесения звука Р

3. Развивать умение определять акустические и артикуляционные признаки звука Р

4. Актуализировать умение определять наличие или отсутствие звука Р в слове.

5. Актуализировать умение правильно проговаривать изолированный звук Р

6. Автоматизировать звук Р в слогах, словах. Развивать память

7. Снять усталость и напряжение. Развивать согласованность движений с речью.

8. Развивать фонематические представления (определение места звука на фоне слова).

9. Развивать умение заменять первый звук в слове на звук Р.

10. Автоматизировать звук Р в предложении.

11. Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

12. Закреплять умения правильно проговаривать звук Р в словах, фразовой речи.

Сюжетно-игровая основа: «Играем, отдыхаем вместе с Буратино».

Предполагаемый результат: дети будут правильно произносить звук [Р] в слогах, в словах и предложениях.

Ресурсы: Игрушка Буратино, картинки для артикуляционной гимнастики, предметные картинки, пособие «Логогусеница», «звуковые домики», цветные фишки, буквы.

Аудио запись песенок: Т. С. Овчинниковой «Ра-ра-ра, на дворе у нас гора».

№ Задачи Содержание деятельности логопеда Деятельность детей Время Планируемый результат

I Вводный этап (мотивационно - целевой)

1 Активизировать умение детей самостоятельно сформулировать цель занятия 1. Упражнение «Сдувание привета».

- Здравствуйте, ребята! Я хотела бы вам предложить послать свое приветствие друг другу по воздуху.

2. -Тарарам, тарарам,

Кто спешит в гости к нам?

Этот мальчик - из полена,

Азбука была при нем!

Собирался в школу днем.

Кто же это?

- Правильно! Вот наш гость – Буратино.

- Поприветствуйте его.

- А сейчас я проговорю слово Буратино. А вы внимательно слушайте, какой звук я выделю : Бур-р-ратино?

(Р).

Замечательно! Вы научились красиво произносить звук Р.

А Буратино очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко все звуки. А у Буратино не получается произносить звук [Р].

-Какие будут предложения?

- Покажите Буратино, как вы умеете красиво произносить звук Р.

- Ребята, подумайте, над каким звуком мы сегодня будем работать? Дети сдувают свои приветы друг другу и логопеду.

Дети: Буратино.

Дети произносят звук Р.

Дети: предлагают научить Буратино произносить звук Р.

Самостоятельно формулируют цель занятия : «Мы сегодня будем работать над звуком Р» 2 мин. Создание комфортной обстановки для каждого участника; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Самостоятельно сформулировали цель занятия

II Основной этап

1 Подготовить артикуляционный аппарат для чёткого произнесения звука Р - Чтобы чётко, правильно произносить звук Р, нужно выполнить упражнения: Улыбка – хоботок слоненка. Маляр. Лошадка. Грибок. Дятел.

Дети выполняют артикуляционные упражнения одновременно с движениями рук 2 мин. Выполнили артикуляционно-пальцевую гимнастику с элементами биоэнергопластики

2 Развивать умение определять акустические и артикуляционные признаки звука Р - Давайте расскажем Буратино, что нужно сделать, что бы получился звук Р.

- Если язычок поднимается к нёбу, есть преграда, и этот звук какой?

- Послушайте горлышко, звук Р звучит с голосом или без голоса?

- Какая воздушная струя? - Нужно поднять широкий кончик язычка за верхние зубы и с силой подуть на кончик языка. И почувствуем кончиком языка щекотание.

- Звук Р согласный.

- Звук Р звонкий.

- Сильная. 2 мин. Определили характеристики звука Р (согласный, звонкий).

3 Актуализировать умение определять наличие или отсутствие звука Р в слове. Игра «Ушки - слушки»

- Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова, а вы кивайте головой, если слышится звук Р или поворачиваете голову в стороны, если звука нет.

Рыба, марка, карандаш, лук. Если в слове слышится звук Р, дети кивают. Если нет звука Р, показывают отрицание. 1 мин. Определили наличие или отсутствие звука Р в слове

4 Актуализировать умение правильно проговаривать изолированный звук Р Упражнение «Рычалочка»

- Ребята, давайте покажем Буратино нашу «рычалочку».

- А теперь покажите Буратино как ворона и воронята каркают: «Кар-р-р» (низким и высоким голосом) Дети наматывают нитку с мышкой на массажный брусок.

Дети произносят изолированный звук Р низким и высоким голосом 1 мин. Правильно произнесли изолированно звук Р.

5 Автоматизировать звук Р в слогах, словах. Развивать память 1. Я предлагаю вам поиграть с логогусеницей.

- Читайте слоги, закрывайте камешками и чётко проговаривайте каждое слово.

2. Игра «Подбери картинку».

- Сейчас я буду протопывать слова, а вы будете подбирать названия картинок с таким же количеством слогов.

3. Отгадайте загадку.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

4. Игра «Одна семейка».

- Давайте подберём родственные слова к слову РЫБА. Но сначала вспомним, что родственными называют слова … близки по звучанию и по значению.

Плавники у нас росли бы

Мы бы плавали как (рыбы).

Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно (рыбка).

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая (рыбёшка).

«Эх, сорвался мой улов!» -

Рассердился (рыболов).

Рыба не клюёт никак,

Видно, я плохой (рыбак).

От обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день (рыбачит).

Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась (рыбалка).

- Вспомните, какие родственные слова вы произносили? Дети проговаривают слоги, слова.

Дети называют картинки: рысь (рак, рот); ры-ба (ро-за, ра-ма, руч-ка, ро-бот); ра-ке-та (ра-кет-ка, ро-ли-ки)

Дети произносят отгадку: рыбы.

Дети называют родственные слова: рыбы, рыбка, рыбёшка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка.

3 мин. Правильное произнесение звука Р в слогах, словах с прямым слогом.

Совершенствуется навык

слогового анализа и синтеза слов.

Развивается речевой слух, мышление.

Легко усваивается детьми навык образования родственных слов.

6 Снять усталость и напряжение. Развивать согласованность движений с речью - А теперь предлагаю немножко отдохнуть.

Наш воробушек проснулся, потянулся-потянулся. потягивание

Головою завертел – червяка найти хотел. повороты головы влево-вправо

Влево, вправо наклонился: «Где, червяк, ты затаился?» наклоны в стороны

Я найти тебя хочу.

Ну-ка, в поле поскочу.

прыжки на месте

Загляну под лопушок,

где же этот червячок? приседание

Может, лучше полетать-

в небе бабочку поймать? вращения руками

Хлоп – поймали комара.

Отдохнуть теперь пора. хлопок под коленами

Дети выполняют движения сопряженно с речью. 1 мин. Снятие усталости и умственного напряжения через активизацию общей моторики.

7 Развивать фонематические представления (определение места звука на фоне слова) Игра «Звуковой домик».

-Наш гость принес конверт с картинками.

- Посмотрите на картинки. Назовите их. Определите место звука Р в названии. Обозначьте фишкой на «звуковом домике» место звука в слове.

Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, светофор, помидор. Называют предметы, определяют место звука в слове и обозначают звук фишкой на «звуковом домике». 1мин. Правильное проговаривание слов со звуком Р, правильное определение места заданного звука в слове и обозначение его фишкой

8 Развивать умение выполнять звукобуквенный анализ слова - Ребята, послушайте слово: Ручка. Отхлопайте. Сколько раз? Сколько полосок положили? Почему?

- Отхлопаем 1 слог, какой гласный слышим? (У) Обозначьте фишкой.

-Отхлопаем 2 слог, какой гласный слышим? (А)

Обозначьте фишкой.

-Хлопаем Руч, перед у какой слышим звук? (Р)

Какой это звук? Какой фишкой обозначим?

-Хлопаем Руч, какой звук слышится после у? (Ч) Какой он? Какой фишкой надо обозначить?

- Отхлопаем 2-ой слог Ка. Какой звук слышится перед а? (К). Какой это звук? Какой фишкой обозначим?

Сколько всего звуков? А теперь выложим слово из букв. Каждый звук обозначим буквой. Прочитайте слово по буквам. Дети выкладывают 2 полоски, потому что в слове два слога.

Называют звуки в этом слове, определяют гласный или согласный, твёрдый или мягкий, обозначают каждый звук цветом, определяют сколько звуков, выкладывают это слово из букв.

2 мин. Правильно проговаривают слово РУЧКА. Выполняют звуко-буквенный анализ слова. Правильно выделяют гласные и согласные.

9 Развивать умение заменять первый звук в слове на звук Р А сейчас наш гость Буратино покажет, как он, благодаря вам научился правильно рычать. (Р)

- Он предлагает поиграть. Буратино будет говорить слово, а вы повторите его и подумав, замените в слове первый звук звуком Р.

МАК - …РАК, мука – рука, лама – рама, жакетка – ракетка, тучка – ручка. мычать – рычать. Замечательно! Дети проговаривают слова со звуком Р в начале слова с открытым слогом, заменяя первый звук в слове на звук Р. 1 мин. Правильное произнесение слов со звуком Р

10 Автоматизировать звук Р в предложении Игра «Придумай предложение».

- Придумать предложение, в котором будет как можно больше слов со звуком Р.

Егор собирает.

Дети подбирают слова со звуком Р и проговаривают составленное предложение.

Варианты: Радостный Егор собирает на огороде красные, красивые, крупные помидоры. 2 мин. Правильно подбирают и проговаривают слова со звуком Р, согласовывая их в предложении.

III Заключительный этап (рефлексивно-оценочный)

1 Развивать навыки самоконтроля и самооценки - Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Оцените занятие и свою деятельность на занятии смайликом. Смайлик зелёный улыбается – было интересно, со всем справился.

Смайлик жёлтый грустный – было интересно, но не все получилось легко.

Смайлик красный грустный – не совсем удовлетворён.

Дети подбирают смайлик. 1 мин. Дети оценивая свою деятельность подбирают смайлик.

2 Закреплять умения правильно проговаривать звук Р в словах, фразовой речи - Посмотрите, какой Буратино стал весёлый!

- Почему?

ВЫ старательно и правильно выполняли все задания, заставляя язычок трудиться.

Вспомните пословицу о труде.

- Ребята, наш гость прощается с нами, он говорит вам СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!

- А мы споём ему песенку.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, на дворе у нас гора,

Ру-ру-ру, ру-ру-ру, собирайте детвору,

Ры-ры-ры, ры-ры-ры, покатаемся с горы,

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, очень рада детвора!

Распевка Т. С. Овчинниковой «На дворе у нас гора»

Дети: Мы помогли Буратино правильно произносить звук Р.

Дети проговаривают пословицу: Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Дети пропевают логопедическую распевку. 1 мин. Закрепили умение правильно произносить слоги и слова со звуком Р.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш] у детей 6 лет с ТНРКонспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш] у детей 6 лет с ТНР Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука [Ш] Задачи: Коррекционно-образовательные: -формирование.

Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия по изучения звука [Р] «Наш гость — Буратино» в подготовительной группе
Опубликовано: 23 сентября 2023 в 19:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД