Лучший педагог года

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах с открытым слогом»

Ильмира Басырова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах с открытым слогом»

Направление:

- Познавательно-речевое развитие

- Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

- коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш] в словах с открытым слогом“» размещена в разделах

-Упражнять в образовании родственных слов.

-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

-Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

лото, карточки,

I. Организационный момент.

– Здравствуй! Как настроение? Готов заниматься? Садись поудобней, выпрями спину, поставь ровно ноги. Попробуй отгадать загадку:

Маленькая девочка по лесу ходила,

У медведя девочка немного погостила,

Варила она кашу, а звали ее. (Маша)

Сегодня у нас в гостях Маша. Давай с тобой отправимся с Машей в гости к ее друзьям мишке и мышке, которые приготовили нам много увлекательных игр и заданий. Но перед дальней дорогой нам необходимо с тобой размяться.

II. Основная часть.

– Сейчас мы будем выполнять гимнастику для пальчиков. Наблюдай за мной и повторяй.

1. Пальчиковая гимнастика с помощью массажного шарика Су-Джок.

Куклы Машины сидят:

(ребенок катает Су-Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Маше

Мы игрушки сосчитать.

(ребенок катает Су-Джок между ладоней)

2. Артикуляционная гимнастика.

Маша научилась играть язычком, давай вместе с Машей сделаем артикуляционную гимнастику.

Упражнения для губ.

«Улыбка»

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счё т его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Лошадка»

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.

– А теперь давай покажем фокус. Кладем кусочек ваты на нос, улыбаемся, приоткрываем рот, широкий передний край языка кладем на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был желобок и сдуваем ватку.

– Молодец! Теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

Теперь мы готовы отправляться гости. Даша выбрала для нас интересную тропинку. Идем по ней, помогая пальчиком, и произносим длительно звук Ш (игра «Лабиринт»). Вот мы и встретили мышку и мишку (демонстрация игрушек). Они приготовили нам несколько игр.

4. Проговаривание слогов.

Игра «Эхо»

ша – шо – шу – ши

ши – ша – шу – шо

шо – ши – ше – ша

ош – шо

аш – ша

5. Проговаривание слов.

Игра с мячом «Один – много».

Шуба-шубы, шина-шины, шапка-шапки, шея-шеи, шахта-шахты, шутка-шутки, шайба-шайбы, машина-машины.

6. Развитие фонематического слуха.

Игра "Ловишка"

а) Сейчас я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [ш] :

ТА, МА, ША, ЛУ, ШУ, НО, ТО, ШО,ТЫ, МЫ, ШЫ, БА, ПО.

Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [ш] :

шуба, носы, каша, машина, канава, кошка, укол, камыш, шум, небо, малыш.

б) Игра «Посели жильцов в домик». Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).

Перед тобой три домика, в которых живут картинки. Поможем найти им свою квартирую (ребенок распределяет картинки по домикам, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок).

7. Развитие памяти, внимания, мышления.

Игра «Прятки»

Назови картинки и запомни их. Теперь закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну картинку, и просит ребенка сказать чего не стало). А теперь картинки будут меняться местами, запомни кто за кем стоит в очереди. (Логопед меняет местами две картинки, и просит ребенка вернуть их на месть)

III. Итог занятия.

Отгадай загадки:

На квадратиках доски короли свели полки.

Нет для боя у полков ни патронов, ни штыуов (шахматы).

Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошки.

Потому что до темна в норке прячется она (мышь).

Черна, а не земля.

Пушиста, а не снег.

Греет, а не печка (шуба).

На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).

Что общего в этих загадках? Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? (звук Ш)

Направление:

- Познавательно-речевое развитие

- Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

- коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Упражнять в образовании родственных слов.

-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

-Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

лото, карточки,

I. Организационный момент.

– Здравствуй! Как настроение? Готов заниматься? Садись поудобней, выпрями спину, поставь ровно ноги. Попробуй отгадать загадку:

Маленькая девочка по лесу ходила,

У медведя девочка немного погостила,

Варила она кашу, а звали ее. (Маша)

Сегодня у нас в гостях Маша. Давай с тобой отправимся с Машей в гости к ее друзьям мишке и мышке, которые приготовили нам много увлекательных игр и заданий. Но перед дальней дорогой нам необходимо с тобой размяться.

II. Основная часть.

– Сейчас мы будем выполнять гимнастику для пальчиков. Наблюдай за мной и повторяй.

1. Пальчиковая гимнастика с помощью массажного шарика Су-Джок.

Куклы Машины сидят:

(ребенок катает Су-Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Маше

Мы игрушки сосчитать.

(ребенок катает Су-Джок между ладоней)

2. Артикуляционная гимнастика.

Маша научилась играть язычком, давай вместе с Машей сделаем артикуляционную гимнастику.

Упражнения для губ.

«Улыбка»

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счё т его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Лошадка»

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.

– А теперь давай покажем фокус. Кладем кусочек ваты на нос, улыбаемся, приоткрываем рот, широкий передний край языка кладем на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был желобок и сдуваем ватку.

– Молодец! Теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

Теперь мы готовы отправляться гости. Даша выбрала для нас интересную тропинку. Идем по ней, помогая пальчиком, и произносим длительно звук Ш (игра «Лабиринт»). Вот мы и встретили мышку и мишку (демонстрация игрушек). Они приготовили нам несколько игр.

4. Проговаривание слогов.

Игра «Эхо»

ша – шо – шу – ши

ши – ша – шу – шо

шо – ши – ше – ша

ош – шо

аш – ша

5. Проговаривание слов.

Игра с мячом «Один – много».

Шуба-шубы, шина-шины, шапка-шапки, шея-шеи, шахта-шахты, шутка-шутки, шайба-шайбы, машина-машины.

6. Развитие фонематического слуха.

Игра "Ловишка"

а) Сейчас я буду называть слоги, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [ш] :

ТА, МА, ША, ЛУ, ШУ, НО, ТО, ШО,ТЫ, МЫ, ШЫ, БА, ПО.

Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [ш] :

шуба, носы, каша, машина, канава, кошка, укол, камыш, шум, небо, малыш.

б) Игра «Посели жильцов в домик». Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).

Перед тобой три домика, в которых живут картинки. Поможем найти им свою квартирую (ребенок распределяет картинки по домикам, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок).

7. Развитие памяти, внимания, мышления.

Игра «Прятки»

Назови картинки и запомни их. Теперь закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну картинку, и просит ребенка сказать чего не стало). А теперь картинки будут меняться местами, запомни кто за кем стоит в очереди. (Логопед меняет местами две картинки, и просит ребенка вернуть их на месть)

III. Итог занятия.

Отгадай загадки:

На квадратиках доски короли свели полки.

Нет для боя у полков ни патронов, ни штыуов (шахматы).

Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошки.

Потому что до темна в норке прячется она (мышь).

Черна, а не земля.

Пушиста, а не снег.

Греет, а не печка (шуба).

На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать (шины).

Что общего в этих загадках? Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? (звук Ш)

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» (на материале мужских и женских имён) Тема:Звук [ш].Цель:автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах с открытым слогом»
Опубликовано: 5 января 2024 в 17:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД