Папки-передвижки

Конспект индивидуального логопедического занятия «Сказка о том, как подружились Таня и Кикимора»

Ирина Костюк
Конспект индивидуального логопедического занятия «Сказка о том, как подружились Таня и Кикимора»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Сказка о том, как подружились Таня и Кикимора».

Пояснительная записка.

Существуют различные методы исправления речевых нарушений у детей. Сказка является одним из методов исправления речевых нарушений. Сказки оказывают существенную помощь в работе с детьми, облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме. Сказки развивают внимание, мышление, память, способствуют развитию воображения и коммуникативных навыков.

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Сказка о том, как подружились Таня и Кикимора“» размещена в разделах

Сопереживая, ребенок постигает то, что он ещё в силу своего возраста не всегда может осмыслить. А ведь известно, что память чувств самая сильная. Без сомнения, память чувств остаётся с человеком на всю жизнь.

Сказка учит детей ненавязчиво, будто даёт дружеский совет, помогает справиться со стрессовыми нагрузками, способствует решению задач, которые иногда кажутся трудными и невыполнимыми для ребёнка, повышает интерес к неоднократно отрабатываемому на занятии речевому материалу.

Поэтому, дети с увлечением слушают сказки и с огромным интересом выполняют все задания и упражнения, а услышав слова «чудо», «волшебный» и «волшебство», замирают в ожидании чего-то чудесного, необычайно фантастического.

Чтобы интерес дошколят к занятиям не угасал, в своей работе по постановке и автоматизации звуков использую сказочный сюжет (сказку). Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Р] с детьми подготовительной к школе группы проводится на основе сказочного сюжета и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и фонематического слуха, совершенствования звукового анализа, развитие лексико-грамматического строя речи, а также памяти, внимания и мышления.

Тема: «Сказка о том, как подружились Таня и Кикимора».

Цель. Овладение чистой устной речью.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

— закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях;

— автоматизировать звук [Р] изолированно, в слогах и словах со стечением согласных;

— совершенствовать навык слогового анализа слов;

— закреплять навык образования множественного числа существительных в именительном падеже;

— закреплять умение согласовывать числительные и существительные;

— активизировать словарь антонимов.

Коррекционно-развивающие:

— развивать и укреплять артикуляционную моторику;

— развивать сильный ротовой выдох;

— развивать мышление;

— закреплять фонематический слух на акустический образ данной фонемы;

— развивать мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать сочувствие, желание помочь в беде.

Оборудование: волшебная палочка, зеркало, воздушные фломастеры, трафарет, картинка «Полянка», мяч. Магнитофон, запись песни «В гостях у сказки». Предметные картинки или фигурки: Кикимора, Таня, дедушка, бабушка, лось, рысь, росомаха, сорока, ворона, бурундук, крот, барсук, белка, бобр, дрозд, грузди. Артикуляционный профиль звука Р, изображение буквы Р. Камешки марблс.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Звучит запись песни «В гостях у сказки») Психогимнастика.

Логопед. А ты любишь сказки? Представь, что тебе прочитали грустную сказку. (Ребёнок изображает огорчение). А потом прочитали добрую и веселую сказку. (Ребёнок улыбается.) А хочешь ли ты попасть в сказку? (Да.)

Логопед. Посмотри, что у меня в руке? (Волшебная палочка). Мы с тобой попадем в сказку.

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнем.

Волшебство появится,

В сказку попадем.

2. Артикуляционные, пальчиковые, дыхательные упражнения.

а) Артикуляционная гимнастика

Логопед. Жили-были в одной деревне дедушка, бабушка и внучка Таня. Жили — не тужили. Их изба стояла за красивым резным забором (упражнение «Заборчик». Из окна избы (упражнение «Окошко») был виден мостик (упражнение «Мостик») через речку. Таня помогала дедушке и бабушке по хозяйству. Да так у неё всё ладно получается. Она наберёт в ведёрко водицы (упражнение «Чашечка») и лошадку (упражнение «Лошадка») водой напоит, и молоточек (упражнение «Молоточек») подаст дедушке. Когда отдыхает, то поёт, а то за дятлом наблюдает (упражнение «Дятел»). Иногда с подружками играет, а то и в лес с ними ходит за грибами да ягодами. Хорошая да пригожая выросла внучка у бабушки с дедушкой, любое дело у неё спорится. Да только не всегда у Тани получалось правильно произносить звук [Р], поэтому и подружки часто потешались над ней.

Однажды пошла Таня с подружками в лес гулять, грибов да ягод собрать. Идет Таня, собирает грибы.

б) Пальчиковая гимнастика «По грибы». [Развитие мелкой моторики рук. ]

Мы идём дорожками, мы идём тропинками.

Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками. (Попеременные хлопки в ладоши и сжимание кистей рук в кулачок.)

Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы,

И пенёк с опёнками под рябиной тонкою,

Крепкий подберёзовик вырос под берёзою,

Крепкий подосиновик вырос под осиною.

А цветные сыроежки собирали мы не мешкая. (Поочерёдное загибание пальчиков).

Логопед. Собирала Таня грибы, да и отстала от подружек. Заблудилась и оказалась у болота. Девочка испугалась, плачет.

в) Упражнение, направленное на развитие дыхания.

Логопед. От её страха и горьких слёз даже цветы на полянке стали бесцветными. Чтобы у Тани поднялось настроение, вернём цветам красивый красочный вид с помощью волшебных фломастеров. (Закрашивание цветов на полянке с помощью воздушных фломастеров)

3. Уточнение артикуляции звука [Р], соотнесение с буквой, автоматизация звука изолированно.

Логопед. Вдруг, Тане навстречу идёт весёлая Кикимора. Девочка рассказала о своей беде Кикиморе и попросила вывести её из леса. Кикимора сказала, что проводит Таню домой, а по дороге сказочный лес и его обитатели помогут ей научиться правильно произносить звук [Р]. Поможем и мы Тане научиться правильно и красиво произносить звук [Р] и вернуться к бабушке и дедушке? (Да.)

Логопед. Кикимора позвала серого волка. Волк оскалился и зарычал: «Р-р-р-р-р!»

Логопед. Передай рычание злого волка. (Р-р-р-р-р.)

Логопед. „Расскажи о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р]” - сказала Кикимора. (Губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

Логопед. Где находится язык, внизу или наверху? (Язык наверху.)

Логопед. Что означает «волна»? («Волна» означает, что кончик языка при произнесении звука «Р» вибрирует.)

Логопед. И Таня произнесла: «Р-р-р-р-р!» Логопед. Расскажи, какой звук [Р]? (Звук [Р] согласный, звонкий, твёрдый.)

Логопед. Звук [Р] на письме обозначают буквой Р. Выложи букву Р из камешков. (Ребёнок выкладывает букву Р.)

4. Развитие фонематического слуха.

Логопед. Лес, в который попала Таня, чудесный. В нем живёт много разных обитателей. „Посмотри на обитателей леса и назови только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р],” — сказала Кикимора. (На картинках изображены: лось, рысь, росомаха, сорока, ворона, бурундук, крот, барсук, белка, бобр, дрозд, лиса).

Логопед. Найди и назови (четко проговаривая) названия нужных животных и птиц.

5. Автоматизация звука [р] в слогах. Игра «Эхо».

Логопед. Кикимора рассказала Тане, что в лесу живёт Эхо, и предложила поиграть с ним. Только, играющий с ним должен правильно повторить все то, что оно произнесёт. Кикимора и Таня шли по тропинке и играли с Эхо.

дра-дро-дру-дры

тро-тру-тры-тра

кру-кры- кра-кро

гра- гро-гру-гры

шро-шру-шры-шра

бро-бру-бры-бра

пру-пры-пра-про

мра-мро-мру-мры

фро-фру-фры-фра

вру-вры-вра-вро

фра-вра-хра-шра

вро-хро-шро-фро

хру-шру-фру-вру

шры-фры-вры-хры

нра-мро-нру-мры

6. Подвижная игра. «Вороны»

Логопед. Идут Кикимора с Таней по тропинке, а под ёлочкой вороны скачут. (Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.)

Как под ёлочкой зелёной

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло разорались

Кар - кар – кар!

7. Автоматизация звука [р] в словах.

Игра с мячом «Один-много».

Логопед. Кикиморе нравилось играть с Таней, и она предложила: „ Я назову один предмет, а ты — много”.

Браслет —. (браслеты);

гранат —. (гранаты);

грач —. (грачи);

гроза —. (грозы);

гроздь —. (грозди);

груздь —. (грузди);

груша —. (груши);

грызун —. (грызуны);

кровать —. (кровати);

крот —. (кроты);

крошка —. (крошки);

друг —. (друзья);

дракон —. (драконы);

прогулка —. (прогулки);

проказник —. (проказники);

прут —. (прутья);

прыжок —. (прыжки);

травинка —. (травинки);

тропинка —. (тропинки);

трубка —. (трубки);

трус —. (трусы);

фрукт —. (фрукты).

Игра «Лягушка». [Совершенствование навыков слогового анализа слов. ]

Логопед. Увидев лягушку - попрыгушку, Кикимора предложила девочке поиграть с ней. Стала Таня называть всё, что видела в лесу со звуком [р] и делить слова на слоги. И мы с тобой разделим слова на слоги.

Будем ноги поднимать,

Чтобы им работу дать.

Логопед. Назови слова со звуком [Р] и раздели их на слоги с помощью прыжков.

(Ребёнок называет слова, и с помощью прыжков делит слова на слоги)

Отгадывание загадки.

Логопед. Вдруг на пути у Тани маленький зелёный кустик. А Кикимора и говорит:

„Эту травку ты не тронь:

Жжется больно, как огонь”.

Логопед. Что это? (Крапива)

Логопед. Рассказала Кикимора Тане о том, какая крапива полезная, и они пошли дальше.

Игра «Скажи наоборот».

Логопед. Кикимора предложила Тане: „Я буду называть слова, а ты будешь произносить противоположные им по смыслу”.

Лиса хитрая – заяц… (простодушный).

Хомяк ленивый – бобр. (трудолюбивый).

Волк смелый – зайка. (трусливый).

Росомаха хищная – лось. (травоядный).

Медвежонок радостный — оленёнок. (грустный).

Заяц трусливый — медведь … (храбрый)

Игра «Сосчитай-ка».

Логопед. По дороге Кикимора с Таней нашли и собрали грибы. Сосчитай грузди, собранные Таней. (Один груздь, два груздя, три груздя, четыре груздя, пять груздей, шесть груздей, семь груздей, восемь груздей, девять груздей, десять груздей.)

8. Итог занятия. Оценка работы ребёнка.

Логопед. Научилась Таня произносить звук [Р], да и с Кикиморой она подружилась. Кикимора проводила Таню до дома. Бабушка и дедушка поблагодарили Кикимору. Молодец (умница! Какой (какая) ты умный (умная, сообразительный (сообразительная) и находчивый (находчивая!

Ты очень старался (старалась, помог (помогла) научить Таню произносить звук [Р] и вернуться ей домой к дедушке и бабушке.

Логопед. Что тебе больше всего понравилось в сказке? Дома нарисуй обитателей сказочного леса, в названии которых есть звук [Р].

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Р] и [Р’] Тема: «Рурик в гостях». Цель: Учить детей различать звуки «Р» и «РЬ» по твёрдости\мягкости. Задачи: 1. Развитие слухового восприятия. 2.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Встреча с Карлсоном» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - автоматизировать звук [Р] в словах; - развивать.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]»План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: - закрепление правильного произношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Сказка о том, как подружились Таня и Кикимора»
Опубликовано: 1 апреля 2020 в 14:12
+351Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия «Сказка о том, как подружились Таня и Кикимора»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Костюк (УИ 543012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД