МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Галерея шедевров»

Татьяна Плоткина
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Галерея шедевров»

Занятие по картинам «Золотая осень» И. С. Остроухова и И. И. Левитана.

Тема: «Золотая осень на картинах И. И. Левитана и И,С. Остроухова.

Цель: Используя приём сравнения, познакомить детей с картинами «Золотая осень» Исаака Левитана и Ильи Остроухова.

Задачи:

1. Формировать у старших дошкольников умение рассматривать, анализировать пейзажные картины.

2. Сравнить два разных подхода к изображению осени у художников

Левитана и Остроухова: панорамный (вид издалека) у Левитана камерный (вблизи) у Остроухова.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи „Галерея шедевров“» размещена в разделах

3. Воспитывать в детях умение оценивать и чувствовать красоту картины в целом и в отдельных её фрагментах.

4. Обогащать словарный запас детей: работа над образованием притяжательных прилагательных знакомство с новыми словами: панорамный, коллекционер.

Оборудование: репродукции картин «Золотая осень» Левитана и Остроухова, запись музыки Георгия Васильевича Свиридова «Весна и осень» к фильму «Метель», Петра Ильича Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» из музыкального альбома «Времена года», корзина с бумажными белыми листочками, карандаши, пастель.

Предварительная работа:

1. Чтение стихов об осени: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», А. Некрасова «Славная осень.», И. А. Бунина «Лес, точно терем расписной,», А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора! Очей очарованье!».

2. Пластилинография «Осеннее дерево».

3. Заучивание с детьми стихотворений по картинам И. Левитана и

И. Остроухова.

4. Размещение в группе репродукций картин «Золотая осень».

Ход занятия:

Усаживайтесь поудобней, подготовим свою душу, сердце к чудесному, сказочному путешествию, А помогут нам в этом художники. Своей волшебной кистью они могут остановить даже время. Например, за окнами зима, деревья спят в снежных одеяниях, а мы можем полюбоваться настоящей золотой осенью, словно на машине времени вернуться в эту прекрасную пору. Воспитатель читает пушкинские строчки:

-Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

-Кто автор этих изумительных строчек?

(Ответы детей).

Восп-ль: - Красоту осени воспевают поэты, художники. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с репродукциями двух замечательных картин. Давайте вспомним, как они называются и кто их написал. (Ответы детей).

Восп-ль: - Подойдём поближе и рассмотрим их. (Звучит музыка Г. Свиридова «Осень» из кинофильма «Метель»).

Восп-ль: - Представьте, что мы идём по берегу реки, которую изобразил Исаак Ильич Левитан. Что мы видим слева от реки?

Дети: - Мы видим тонкие берёзки.

Восп-ль: - В какой наряд одеты берёзоньки?

Дети: - Берёзки одеты в золотой наряд из жёлтых листиков.

Восп-ль: - На что похожи эти тонкие белоствольные деревца?

Дети: - Они похожи на горящие свечки.

Восп-ль: - Что вы чувствуете, глядя на эти красивые, нарядные берёзки?

Дети: - Они нам очень нравятся! Мы радуемся и любуемся их красотой!

Восп-ль: - А теперь посмотрим под ноги. Что вы видите? Какого цвета трава?

Дети: - Под ногами у нас зелёная травка, а на ней под берёзками лежат жёлтые листочки.

Восп-ль: Верно! Только, если присмотреться внимательно, мы увидим, что травка тоже местами пожелтела от холодных осенних ночей. А листочки под берёзками похожи на россыпь золотых монет. Дух захватывает от сияющей красоты нарядных берёзок. Особенно хороша одинокая берёзонька на другом берегу. Она словно смотрится в воду, любуется собой.

На дальнем плане картины видны маленькие домишки. А почему художник изобразил их такими маленькими?

Дети: - Всё, что находится вдали, кажется нам маленьким, и поэтому предметы так и рисуются в уменьшенном размере.

Восп-ль: - Правильно, молодцы! И мы на рисовании пользуемся этим приёмом.

А над всей этой красотой Левитан изобразил бескрайнее голубое небо с лёгкими белыми облаками. Картина так прекрасна, что хочется говорить о ней стихами. (Дети читают стихотворение по картине).

Физкультминутка.

Восп-ль: - Давайте представим себя деревцами и помашем руками, как ветками. (Дети встают и машут поднятыми руками).

Восп-ль: - А теперь пособираем золотые листочки с земли, наклоняясь к каждому. (Дети «собирают листочки»).

Восп-ль: - Покажем руками, как листочки падают и кружатся на ветру. (Дети выполняют задание).

Восп-ль: - Спасибо! Я словно побывала в осеннем лесу. Садитесь. Исаак Ильич Левитан написал осенний пейзаж (вспомним и повторим, что такое пейзаж, показав нам бескрайние дали нашей прекрасной Родины.

А вот другой художник, - Илья Семёнович Остроухов, решил рассмотреть осеннюю красоту поближе и показать нам каждый листочек, каждую веточку осенних деревьев вблизи. Как он назвал свою картину? (Ответы детей). Какие деревья он написал на переднем плане? Обратите внимание на их листочки.

Дети: - На переднем плане мы видим липу и клён.

Восп-ль: - Правильно. Листья у них разные и по форме и по размеру. А на что они похожи?

Дети: - У липы листочки маленькие, они похожи на сердечки, или на золотые монетки, а у клёна листья большие, резные. Они похожи на корону, на веер.

Восп-ль: - Согласна. А как эти деревья можно назвать, одним словом?

Дети: - Это лиственные деревья.

Восп-ль: - Молодцы! А на картине Левитана мы можем рассмотреть форму листочков?

Дети: - Нет, деревья стоят слишком далеко от нас.

Восп-ль! : – Молодцы! Догадались! А на картине Остроухова мы словно стоим рядышком с этими деревьями и нам виден каждый листочек. Посмотрите, клён с липой стоят, словно обнявшись, и тихонько перешёптываются, а справа тонкая берёзка-подросток тянет свои веточки к клёну. На заднем плане картины мы видим старые причудливо изогнутые деревья. Стволы и ветки всех деревьев тёмные. Похоже, что прошёл дождик, промочил деревья, а влажные стволы и ветви всегда темнеют. На их фоне ещё ярче горит, сияет золото листвы.

-А кого мы видим на дорожке?

Дети: - На дорожке мы видим двух сорок-белобок.

Восп-ль: - А кто заметил третью их подружку?

Дети: - Она сидит на дереве!

Восп-ль: Умнички! Какие вы внимательные!

Поэтому картина раскрывает вам свои секреты. А мы, в благодарность ей и художнику Илье Остроухову прочитаем стихотворение по этой картине. (Дети читают стихотворение по картине).

Восп-ль: - Нам пора возвращаться из нашего путешествия. Скажем большое спасибо художникам Исааку Левитану и Илье Остроухову за эти прекрасные полотна (можно ещё так называть картины). А увидеть мы их можем, то есть встретиться с их подлинниками в Третьяковской галерее. Этот прекрасный дворец для русских картин подарил Москве и всем нам замечательный человек, купец, знаменитый коллекционер Павел Михайлович Третьяков который очень любил русских художников. И мы сейчас с вами тоже ненадолго сможем побыть маленькими художниками. В моей корзинке лежат белые, бесцветные листочки Зима заколдовала их, отняла у них краски. Давайте поможем вернуть листочкам их краски, сделать их снова нарядными, цветными, осенними. (Дети раскрашивают листочки).

Воспитатель прикрепляет листочки к доске, приглашает детей полюбоваться ими. Под музыку Свиридова дети прощаются с картинами.

Стихотворение по картине И,И. Левитана «Золотая осень».

Словно царство золотое вдруг привиделося мне:

Левитановская осень замерла на полотне.

Вот берёзоньки-подружки, словно свечечки стоят

И над синею речушкой весело листвой шумят.

А одна к воде сбежала и любуется собой,

Золотое покрывало на плечах берёзки той.

Холодна в реке водица, но прозрачна и чиста.

Осень, милая сестрица, золотая красота!

Стихотворение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».

Что за чудесная картина:

Художник осень написал.

Причудливый наряд деревьев

С такой любовью показал!

Давай пройдёмся по дорожке,

Спугнём болтливых двух сорок,

Пошелестим листвой немножко,

Поймаем в воздухе листок.

Как в парке влажно и прохладно,

А в воздухе дрожит печаль…

Ведь деревцам свои наряды

Все растерять, конечно, жаль.

Но мы успеем насладиться

Всей этой сказочной красой.

Спасибо осени сестрице

За этот праздник золотой!

Плоткина Т. Ю.

Публикации по теме:

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи с рисованием «Весна» Интегрирование образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественное – эстетическое развитие». Цель:.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Дом дружбы» Программное содержание: 1. Активизировать речевую и мыслительную деятельность детей, используя проблемные и ассоциативные ситуации, схемы,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Комнатные растения» Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Комнатные растения» для детей среднего дошкольного возраста Тема.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Овощи» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе Цель: сформировать понятие – овощи. Задачи: научить выделять характерные.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в сказку» Конспект интегрированного занятия по речевому развитию во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку» Цель: Развивать у детей разговорную.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «В гости к сказкам» Цель: Расширять и активизировать словарный запас детей; вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций, называть предметы,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мы первоклассники» Цель: совершенствовать навыки коммуникативного общения. Задачи: - Продолжать использовать в речи практические умения и навыки; - Продолжать.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Лисичка со скалочкой» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное развитие математических представлений.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: - расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх. Задачи: - формировать умение классифицировать предметы; - упражнять.

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам» Конспект открытого интегрированного занятия по Развитию речи (старшая группа) для педагогов и специалистов всех возрастных групп на тему:.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Галерея шедевров»
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 13:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД