Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» (1 фото)

Татьяна Кот
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства»

]Конспект интегрированного занятия

по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства»

по художественно-эстетическому, речевому развитию детей

(музыка, рисование, чтение художественной литературы)

для детей подготовительной к школе группы

Цель: Способствовать художественно-эстетическому развитию, посредством знакомства с произведениями русских поэтов, писателей, художников и композиторов.

Задачи:

Образовательные :

Публикация «Конспект интегрированного занятия по теме „Образ золотой осени в произведениях искусства“» размещена в разделах

- актуализировать знания о характерных особенностях осенних явлений природы;

-раскрыть образ осени, красоту природы на основе произведений русских писателей, поэтов, композиторов и художников.

Коррекционно - развивающие:

-развивать эмоциональную память, внимание, активность, творческое мышление;

-развивать интерес к изучению произведений русских писателей, поэтов, композиторов и художников;

- корректировать и развивать личностные качества получателей социальных услуг.

Воспитательные:

- воспитывать эстетическое восприятие природы;

- воспитывать через музыку, литературу и живопись любовь к природе;

-способствовать воспитанию организованности, умению работать в коллективе;

-воспитывать чувство прекрастного, любовь к русскому языку и родной природе.

Программное содержание.

Расширять и обогащать знания детей об осенней поре средствами различных видов искусств (поэзии, живописи, музыки).

Путём сравнения показать детям, как деятели искусства по-разному передают образ осени. Учить понимать чувства, переданные художниками, композиторами, поэтами в своих произведениях.

Закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя разнообразные виды детской деятельности (изобразительные средства, ритмопластика, аранжировка музыкальных произведений).

Воспитывать любовь к родной природе, искусству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.

Место проведения: группа детского сада.

Планируемый результат: дети эмоционально откликаются на произведения живописи, музыки, литературы, умеют передавать в рисунке образы родной природы. Владеют различными способами рисования кроны деревьев. Умеют строить композицию рисунка.

Предварительная работа.

- проведение занятий, экскурсий, бесед, викторин по данной тематике, согласно режиму дня; - прогулки с детьми и их родителями осенью в парк.

-разучивание стихов на тему осени : А. К. Толстого, Ф. Тютчева, А. С. Пушкина, К. Бальмонта;

-прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского и других музыкантов;

- просмотр репродукций художников на тему осеннего пейзажа;

Прослушивание произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», ритмопластическая импровизация «Берёзки»; рассматривание пейзажной картины «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана; разучивание стихов, чтение рассказов русских поэтов и писателей о природе, знакомство с приметами осени. Совместное с родителями изготовление наглядного материала для занятия.

Методические приёмы.

Постановка цели занятия, проблемных вопросов, рассматривание картин, прослушивание музыкальных произведений, обобщающий рассказ педагога; аранжировка пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песнь», музыкально – пластическая импровизация на музыку П. И. Чайковского; релаксация, арттерапия, звукоимитация; создание цветовых композиций к произведению, графическое изображение музыки, использование пиктограмм, инсценирование поэтических и музыкальных произведений, совместная деятельность детей и родителей.

Оборудование.

Мультимедиа, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», тонированная бумага для рисования, краски, восковые мелки, карточки синих, розоватых, фиолетовых оттенков цвета, подготовленные ранее на занятиях по рисованию карточки-пиктограммы с символичным изображением частей пьесы П. И. Чайковского «Осенняя песнь», макеты лесных деревьев.

Продолжительность мероприятия: 45 минут

Ход мероприятия:

Организационный момент.

(дети входят в группу под музыку старинного вальса «Осенний сон»)

Вводная часть:

Воспитатель:

-Вот и лето незаметно пролетело и через несколько дней наступит сентябрь, первый месяц осени и поэтому тема нашего сегодняшнего мероприятия посвящена осени, прекрасному, нежному, грустному времени года и называется «Образ золотой осени в произведениях искусств»

Основная часть.

Эмоциональный настрой.

Прослушивание музыкальное произведение «Душа и осень»)

Осень – очень красивое время года и поэтому многие музыканты, поэты, художники в своем творчестве посвятили свои произведения осени.

Наблюдая за ней, они могли показать золото и багрянец осенних листьев, лазурь неба, шум дождя и звуки осени. Сегодня мы будем слушать, прекрасную музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и других композиторов и музыкантов, рассмотрим репродукции картин И. Левитана, В. Поленова, И. Шишкина, послушаем стихи замечательных русских поэтов А. С. Пушкина, Алексея Константиновича Толстого, Федора Тютчева, Константина Бальмонта, Сергея Есенина и других, посвященных осени.

Музыкальные произведения, картины, стихи, были написаны в разное время, но каждый из этих поэтов художников, музыкантов по- своему увидел и описал природу.

Осень рыжая… в оконце постучала…

Осень рыжая. в оконце постучала.

Так похожая на грусть мою.

Заходи. тебя я поджидала.

Заходи. я чаем напою.

Пронеслась неслышно по паркету,

Рассыпая золото листвы.

Наполняя дом багряным светом.

Запахами скошенной травы.

Распахнула настежь все окошки.

Шторы стали, словно, паруса.

И душа оттаяла. немножко.

Грусть, так надоевшая, ушла.

Осень рыжая. походкой лисьей

За порог шагнула. не спеша.

Чай остыл. а золотые листья

Ночевать остались у меня.

Так необычно об осени писал современный поэт –Галина Валенберг

А вот как трогательно писал об осени русский поэт Алексей Константинович Толстой.

Осень.

Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

-А вот великий русский поэт А. С. Пушкин любил осень в самом разгаре, когда «роняет лес багряный убор». Ему приятно и «редкий солнца луч и первые морозы». Осень - любимая пора поэта. Осень в стихах Пушкина торжественно печальна, величава и красива. Отрывок из стихотворения А. С. Пушкина нам прочитает Андрей.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Воспитатель:

1) Как описывает природу Пушкин?

(редкий солнца луч, первые морозы, увядание природы, унылая пора)

2) Вы согласны с Пушкиным «Осень унылая пора (да)

Сейчас Никита прочитает нам стихотворение Ф. Тютчева, посвященное осени :

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь.

Воспитатель:

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (грусть, тоска, печаль)

Да, вы правы, мир в его стихах полон загадочности, таинственности. Тютчев любит природу во всей ее прелести и чистоте. Он представляет природу живой, одушевленной. Природа у Тютчева дышит, радуется и грустит.

Воспитатель: Что описывает поэт в своем стихотворении?

(Он описывает начало осени, когда далеко ещё до зимних бурь, не началось буйство красок в лесу и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты. Скоро заиграет красками осень.)

Воспитатель:

-Умение видеть и чувствовать природу вызывает чувство радости и удивление. Человек получает огромное наслаждение от общения с природой. О том, как Константин Бальмонт описывает осень, расскажет нам Виталий.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Говоря об осени, нельзя не вспомнить стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая». Давайте послушаем романс композитора Григория Пономаренко на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении замечательной певицы Надежды Кадышевой – (звучит видеозарисовка) (слушают музыкальное произведение «Отговорила роща золотая»).

Иван Бунин — Листопад:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая —

И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой —

Предвестник долгого ненастья.

Глубоко, странно лес молчал

И на заре, когда с заката

Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал.

Потом угрюмо в нем стемнело.

Луна восходит, а в лесу

Ложатся тени на росу…

Вот стало холодно и бело

Среди полян, среди сквозной

Осенней чащи помертвелой,

И жутко Осени одной

В пустынной тишине ночной.

-«Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной», - писал об осени Иван Алексеевич Бунин.

О какой осени эти стихи? Верно. О середине осени. Ребята, вы чувствуете, что в стихах и музыке речь идёт о самой красивой осенней поре? «Лес, точно терем расписной». Как её называют? Верно. Золотая осень.

(Обращает внимание на картину И. И. Левитана «Золотая осень», даёт время рассмотреть её)

-Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Она вам нравится? Какое настроение вызывает у вас картина?

Заслушивает ответы детей: «Картина вызывает у меня чувство радости (печали; грусти; создаёт весёлое настроение)».

-Вот и у меня настроение радостно-грустное. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: «Радостно от солнечного дня, грустно от того, что пролетело лето».

«Весело, потому что весело на ветру шелестят листочками берёзки. Печально, потому что в реке купаться нельзя, холодно. Осень».

-Правильно. Радует солнечный день, яркие краски золотой осени. Грустно, что скоро осыплются листья и придёт осень с холодными дождями, а там наступят первые зимние морозы. Наверное, и у художника Исаака Ильича Левитана, написавшего эту картину, было и восхищение красотой осени и грусть о предстоящих холодах, поэтому нам нравится эта картина: она передаёт наши чувства.

- Как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей: «Осень». «Золотая осень». «Осенний день».

-Свою картину Исаак Ильич Левитан назвал «Золотая осень».

Какие приметы осени изобразил художник на этой картине?

Ответы детей: «Листья пожелтели. Трава высохла. Ветрено. На полях зеленеет озимь. От воды и неба веет холодом».

-Какие изобразительные средства выбрал художник для выполнения своего замысла? Это живопись, так как главное в ней цвет.

-Какие цвета использовал художник, чтобы показать, что осень золотая?

Ответы детей: «Золотисто-жёлтый, багровый для листвы, тусклый, зелёный для травы, сине-голубой для неба и воды».

-С чем можно сравнить листья, берёзу?

Ответы детей: «Горят на солнце, как золото. Листья, как золотые монетки, как солнечные лучики развеваются на ветру».

-Как вы думаете, какой был день?

Ответы детей: «День солнечный, тени падают под деревьями. Небо голубое с лёгкими белыми облаками».

-Расскажите о небе и реке.

Ответы детей: «Речка небольшая, но глубокая, потому что вода на переднем плане тёмно-синяя, а вдали она светлеет. Глядя на реку, ощущаешь холодок. Осенью вода в реках прохладная и купаться уже нельзя. В воде, как в зеркале отражаются кусты и трава, растущие на берегу. Небо тоже холодного голубого цвета. Белые лёгкие облака уплывают вдаль».

-Я согласна с вами, ребята. Небо и река изображена художником яркими, но холодными оттенками синей, голубой и белой красок. Солнце осенью светит, но не греет. Хотя день солнечный, чувствуется прохлада. Кусты и трава отражаются в зеркальной воде.

-Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это скучный пейзаж, осеннее увядание природы и грусть по уходящему лету.

-Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке Пётр Ильич Чайковский.

-Чайковский очень любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. Он гулял даже в дождливую погоду, находя и в дожде красоту. Свои осенние впечатления Чайковский отразил в музыке, которая так и называется “Осенняя песнь”. Послушайте, пожалуйста, это произведение и скажите, какие чувства передаёт композитор в это произведение? Какое настроение навеивает нам эта музыка? Выделите смену настроения и частей в произведении цветовыми карточками, графическим рисунком или с помощью пиктограммам (по выбору детей).

Ответы детей: «Музыка грустная, печальная, нежная, лёгкая. Композитор передал в пьесе «Осенняя песнь» чувство печали по прошедшему лету».

-Как ни замечательно лето, как ни мечтаем мы, чтобы оно продолжалось подольше, но каждому времени года свой черед. И вот уже пожелтели листья и трава, небо затягивается серыми тучами, моросит тоскливый мелкий дождь. Даже не хочется выходить на улицу, а только смотреть из окна, как налетает холодный ветер, обрывает сухие листочки, которые кружатся в медленном танце, опускаясь на землю, устилая ее золотым покрывалом.

«Осень! Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтевшие по ветру летят». (Алексей Константинович Толстой)

-Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

-Октябрь, “Осенняя песнь” - это песня увядания природы. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. В средней части возникает оживление, воодушевление, словно осень хочет побаловать нас последними яркими, разноцветными деньками перед белоснежной зимой, но третья часть, повторяющая первую, вновь возвращает к печальным “вздохам”. В ней пейзаж и настроение человека сливаются.

-“Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор

П. И. Чайковский.

-Послушайте отрывок из «Осенней песни» и в движениях передайте настроение музыки (ритмопластика «Берёзки», аранжировка пьесы по подгруппам)

«Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А. С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов. Ребята, готовясь к осеннему развлечению, вы разучили много стихов об осенней поре. Прочтите их, пожалуйста.

Исполним песенно-танцевальную композицию «Осень»

Романа Гуцалюка.

(На осеннем пейзаже появляется маленький ёжик)

-Ребята смотрите, к нам пожаловал лесной гость. Я знаю забавную песенку про маленького ёжика. Хотите послушать? Вам понравилась песенка? О ком поётся в песне? Какое настроение у этого произведения? Я предлагаю её оркестровать, но прежде нужно прохлопать ритмический рисунок песенки. А поможет нам сам маленький ёжик. Посмотрите на экран. Кто догадался, как мы будем действовать? Возьмите инструменты, сыграем в оркестр!

Шумовой оркестр «Маленький ёжик», музыка

-Прежде чем перейти к следующей части нашего занятия - рисованию, предлагаю вам подготовиться. Я приготовила для вас сюрприз – весёлую зарядку. Вы догадались, кто нам в этом поможет! Верно, цыплёнок!

Физкультминутка с пальмингом для глаз

Воспитатель:

-А сейчас мы будем художниками и нарисуем свои впечатления о золотой осени. Рисовать мы будем по мокрой бумаге акварельными красками. Отражение деревьев и кустов в реке мы отобразим путём сгибания листа пополам.

Рисование под пьесу П. И. Чайковского «Осенняя песнь».

Анализ рисунков проводит воспитатель.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, как передали в своём творчестве образ осени композитор Петр Ильич Чайковский, художник Исаак Ильич Левитан, поэт Иван Алексеевич Бунин.

Каждый из этих талантливых людей по-своему передал образ осени. И всё же, есть в них что-то общее. Может быть, кто-то

заметил и ответит мне, что же объединяет эти произведения. (ответы детей).

Я тоже так считаю. В этих произведениях создаётся впечатление уходящего лета, прощание с яркой осенней порой. От всех произведений веет светлой грустью.

Мы ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами-

стихи с картинами, увидели, как во всех этих произведениях искусства передан образ осени.

Я уверена, что вас не оставит равнодушным, то, что вы увидели и услышали сегодня, Что зарождающаяся любовь к прекрасному останется с вами навсегда.

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства»
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок»Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок» Конспект интегрированного занятия для средней группы «Золотой колосок». Цель: Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе по теме проекта «Игрушки»Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе по теме проекта «Игрушки» Цель: Обогащать активный словарный запас детей, формировать навыки фразовой речи. Задачи: Образовательные: Закреплять обобщающее понятие.

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Дары осени» в средней группе Интегрированное занятие с элементами экспериментирования «Дары осени» (средняя группа)Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе по теме «Как ребята помогли Колобку»Конспект интегрированного занятия в младшей группе по теме «Как ребята помогли Колобку» Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство. Рисование» в младшей.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей изобразительного искусства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе и презентация «Экскурсия в музей изобразительного искусства»Занятие проводится.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени»Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени» Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени» Тема: «В гостях у осени». Цели и задачи: 1. Продолжать учить детей.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела»Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Человек. Части тела» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме "Человек. Части тела". ОО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий».Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Путешествие в мир профессий». Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Ребенок и общество», «Искусство».

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по теме «Друзья»Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по теме «Друзья» .

Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе «Сказочный мужской образ» Технологическая карта урока изобразительного искусства Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 12.02.2014 г. Класс 2в Тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства»
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 21:28
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД